Марина Геннадьевна Лысенкова
«Пограничники на страже здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевые игры на физкультуре способствуют физическому, личностному и психомоторному развитию детей.
«Человек играющий» – такое определение дают педагоги детям дошкольного возраста. С этим не поспоришь: даже в наш век высоких технологий ведущей деятельностью ребенка остается игра.
Ученый П. Ф. Лесгафт с уверенностью заявлял, что в игре, через игру ребенка можно научить всему, в том числе и владеть собой и своими движениями. Постепенно усложняя игры и расширяя набор игр, можно, совмещая приятное с полезным, добиться реализации оздоровительных, воспитательных, развивающих и образовательных задач. Главное – подобрать правильные игры и увлечь ими детей!
Публикация «„Пограничники на страже здоровья“» размещена в разделах
Движения в радость
Роль игры в жизни дошкольника трудно преувеличить. Игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Они совершенствуют все психические процессы: внимание, память, воображение, - стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Кроме того, игры воспитывают активную жизненную позицию, нравственно-волевые качества, стремление достичь наилучшего результата, побуждают к самосовершенствованию, а также помогают детям адаптироваться в коллективе, сдружиться и научиться планировать свои действия в соответствии с правилами.
Почему бы не использовать столь многогранный инструмент как игра в рамках непосредственной образовательной деятельности? В нашем детском саду воспитатели совместно со старшим воспитателем и специалистом по физической культуре разработали картотеку подвижных игр, выделив, в частности, игры, способствующие психомоторному развитию детей дошкольного возраста.
Дело в том, что к 6 годам дети накапливают большой багаж физических умений и навыков, однако в этом возрасте им еще трудно регулировать свои движения и контролировать двигательные действия. При этом у них сохраняется высокая двигательная потребность и активность. В физкультурном зале им необходимо компенсировать гиподинамию, которую они «заработали», сидя на занятиях в центрах дополнительного образования, перед экраном телевизора либо за компьютером дома. В связи с этим шестилетки быстро устают, особенно при однообразии и малопривлекательности физических упражнений. А ведь физическая нагрузка, наоборот, должна помочь детям снять напряжение, полученное ими во время предыдущих занятий, в первую очередь, за столом. Поэтому на занятиях физкультурой нельзя забывать про психомоторное развитие детей. По мнению ряда авторов (Е. П. Ильин, Б. Б. Коссов, и др.) оно является одним из важнейших звеньев в организации всей двигательной деятельности человека. Психомоторное развитие включает в себя самоконтроль и координацию действий и движений, сенсомоторные элементы, развитие слуха, зрения, осязания, а также синтеза и анализа.
К семи годам у большинства мальчиков и девочек появляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам, и длительное время играют, взаимодействия для достижения цели в соответствии с принятыми на себя ролями и подчиняясь правилам игры. С взрослыми и сверстниками устанавливают отношения сотрудничества и партнерства. Поэтому игра принесет им гораздо больше пользы, нежели однообразные физические нагрузки.
Занятие-игра
В своей работе мы используем следующие виды игр:
• подвижные игры;
• сюжетно – ролевые игры;
• подвижные игры – разминки;
• подвижные игры – эстафеты.
Так как в качестве основного средства обучения мы используем систему специально разработанных и подобранных из уже имеющихся в психолого-педагогической практике подвижных игр, нами был проведен анализ этих игр. В результате проведенного анализа выяснилось, что некоторые подвижные игры, которые предлагаются детям, носят развлекательный характер и при этом не несут учебной и тренировочной нагрузки, а потому не подходят для полноценного психомоторного, личностного и физического развития детей. Однако большую часть игр можно использовать для развития данных навыков.
Мы классифицировали используемые нами подвижные игры по видам и целям. Кроме того, мы сами разработали сюжетно-ролевые игры, способствующие психомоторному и физическому развитию: “Пио-нерский лагерь”, “Пограничники”, “Спортивная команда”, “Турис-тический поход”, “Я, учитель физкультуры”. Из названий видно, что эти игры учат детей действовать согласованно, принимать коллективные решения и быть активными на занятиях. Данные игры мы включаем в перспективный план работы, так как они отвечают задачам занятий. Более того, именно игра становится связующим звеном всего занятия, от разминки до подведения итогов.
В эти игры можно включить практически любое учебное задания и подвижные игры. Но и в данном случае основное назначение сюжетно-ролевых игр – создание положительного эмоционального фона и повышение интереса к занятиям. И, наконец, в играх данного вида возможно свободное отступление от правил, сюжета или некоторое изменение их в зависимости от условий, контингента и т. д. Все используемые нами сюжетно-ролевые игры обладают комплексным развивающим воздействием на шестилеток. В свою очередь, каждую из этих игр можно применить и к конкретному программному материалу, например, к строевым упражнениям больше подходит игра “Пограничники”; к прыжкам, бегу и др. – игра “Спортивная команда”; к широкому использованию подвижных игр – игра “Пионерский лагерь”; к различным лазаньям, перелезаниям, равновесиям и т. д. – игра “Туристический подход”. Самой же сложной, на наш взгляд, из всех используемых нами сюжетно-ролевых игр является игра “Я, учитель физкультуры”. Она требует от играющих довольно широких и твердых знаний программного материала, хорошо развитых коллективных отношений, личностного развития, а самое главное – высокий уровень развития психомоторных навыков.
На начальной стадии обучения хорошее воздействие имела игра “Пограничники”. Она дисциплинировала, заставляла детей прилагать старание для более быстрого усвоения заданий инструктора. Наиболее успешно справляющиеся с заданием дети, поощрялись похвалой и допускались в строй первыми. Далее, когда практически все дети научились довольно быстро переодеваться и правильно строиться, для дальнейшего развития у них стремления к получению новых знаний и умений требовалось изменить меру поощрения за успешность в обучении и дальше заинтересовать их выполняемой деятельностью. И вот здесь получила широкое практическое применение сюжетная игра “Спортивная команда”. Шестилетки уже соревновались не просто между собой, а происходило настоящее спортивное соревнование между двумя командами, например, мальчиками и девочками. Зачет здесь проводился по последнему в команде, выполнившему задание. В качестве поощрения команда-победительница имела право первой выйти из спортивного зала, а это для детей служит очень высокой оценкой их успешности. Ответственность перед коллективом, командой заставляла практически каждого прилагать максимум усилий, чтобы самому не подвести товарищей, а если есть отстающие дети, то помочь им своевременно и качественно справиться с заданием. Тот уровень знаний, умений и навыков, которого достигали дети при проведении уже только этих двух игр, позволял в дальнейшем успешно использовать любую сюжетно-ролевую игру, кроме игры “Я, учитель физкультуры”, для освоения которой, как уже указывалось, нужен еще более высокий уровень развития.
Принятие детьми игровой ситуации обеспечивалось, во-первых, за счет ненавязчивого предложения со стороны инструктора поиграть, например: “Ребята, вы хотите поиграть в новую игру, где вы научитесь. ?”. После этих слов, как правило, следовал дружный ответ: “Да, хотим!”. Во-вторых, в игру включался сам инструктор по физической культуре, что также способствовало привлечению учащихся к игре.
В конце каждого месяца мы проводим эстафеты и соревнования, в которых предлагаем участвовать не только нашим воспитанникам, но и их родителям и братьям и сестрам. Эти соревнования позволяют контролировать уровень личностного, физического и психомоторного развития детей.
Отмечу, что мы выбираем интересные, разнообразные и достаточно сложные этапы эстафеты, а потому накануне соревнований предлагаем детям попробовать в них свои силы. Такая предварительная тренировка помогает избежать растерянности детей, в итоге результат будет зависеть только от уровня физической подготовки детей и группы, а не от знания предлагаемой деятельности. При таком решении вопроса все дети ставились в одинаковые условия выполнения, и в дальнейшем все зависело только от наличного уровня развития каждого ребенка отдельно или группы в целом.