ИРИНА ЖДАНОВА
«Педагогический этикет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогический этикет»
МКОУ «Верх-Чебулинский детский дом» 2013г
Методическое объединение
Тема:
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ»
Требования современного этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации, это результат опыта многих поколений. Правила, которые выработало человечество, являются международными и в целом едины во всех странах, хотя имеют и свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций и законов исповедуемой религии.
Публикация «„Педагогический этикет“» размещена в разделах
Этика – древняя наука, которая возникла как составная часть философии в период становления рабовладельческого общества. Термин «этика» ввёл один из её основателей древнегреческий философ Аристотель. По его мнению, этика помогает познать, что следует делать и от чего нужно воздержаться.
Цель:
Раскрыть понятие определения что такое «ЭТИКЕТ»
Определить принципы, требования делового этикета.
Провести тестовое упражнение, способствующие усвоение основных правил этикета.
(что такое этикет) слайд
Этикет — это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе — в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует.
(высказывание ученых)
Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой – нибудь общественной группе)”. Сергей Иванович Ожегов
Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал, что педагог становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка педагога.
(Воспитателям (как вы думаете какие есть виды этикеты)
Речевой, Столовый, Свадебный, Траурный, Этикет «выходного дня» (театральный, концертный и др.,
Дипломатический, Религиозный, Служебный, Телефонный этикет, Профессионально деловой этикет (педагогический,воинский, медицинский, юридический, сервисный и др.)
Кроме правил этикета, для всех существует также профессиональный деловой этикет, который важен в нашей профессии т. к это главное орудия педагога. В жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого-либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные формы этого взаимодействия и правила поведения. В том или ином коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности. В практике деловых отношений всегда есть какие-то стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатывают формы и правила поведения. Этот набор правил составляет принципы делового этикета
1. Принцип уважения: будьте любезны, доброжелательны и приветливы.
2. Принцип пунктуальности: делайте все вовремя.
3. Принцип третий: не болтай лишнего.
4. Принцип четвертый: думайте не только о себе, но и о других.
5. Принцип пятый: одевайтесь, как принято.
6. Принцип шестой: говорите и пишите хорошим языком.
Приветливым, доброжелательным, любезным означает любое общение начинается с приветствия. По этикету, приветствовать человека нужно словами «здравствуйте» и. т. д. Главное обычное слово можно сказать таким тоном, чтобы его не обидеть человека.
Делать все вовремя означает необходимость прийти вовремя на работу, причем так надо делать каждый день.
Требование все делать вовремя касается той или иной профессиональной и служебной деятельности. Все дела должны делаться в срок. Поэтому важным является умение рассчитать необходимое для выполнения время, учитывая те возможные проблемы, которые трудно прогнозировать.
Не говорить лишнего. Суть этого принципа в том, что человек обязан хранить секреты своей организации. Причем речь идет о всех делах учреждении, где он работает. То же можно сказать и о тех подробностях своей личной жизни, о которых могут поведать друг другу сослуживцы.
Думать не только о себе, но и о других. Без этого не может быть и речи о каких-либо успехах. Не учитывать мнение и интересы людей, коллег, все равно, что пытаться лететь в вакууме, махая крыльями. Есть одно высказывание: `Все неприятности происходят из-за эгоизма или зацикленности на своих интересах. Например, иногда стараются навредить коллегам, чтобы заработать преимущество в конкуренции с сослуживцами или выдвинуться в рамках собственного заведения.
Одеваться как положено. В этом принципе самое главное - необходимость вписаться в контингент работников вашего уровня. Помимо того, что вам надо `вписаться`, ваша одежда должна быть выбрана со вкусом - соответствовать моде по фасону и цветовой гамме. То же и касается обуви и прочих аксессуаров.
Если сразу после работы вам предстоит деловой ужин, то не следует одевайтесь в вечерний туалет, иначе люди подумают, что у вас к ним личный, а не профессиональный интерес (тем более, если вы встречаетесь с лицом противоположного пола).
Говорить и писать хорошим языком. Этот принцип означает, что все произносимое и написанное вами - должны не только нести ясную и целенаправленную мысль, но и быть изложены хорошим языком, причем все должно произноситься и писаться без ошибок. В случае трудностей с грамматикой и правописанием пользуйтесь словарями, учебниками и услугами более грамотных сотрудников.
Многие принципы делового этикета совпадают с теми требованиями, которые изначально предъявляют к будущему педагогическому работнику еще в колледже.
Требования:
1. Воспитатель просто обязан в силу своей профессии грамотно и доходчиво излагать свои мысли. Более того, ему приходиться постоянно дифференцировать свою речь, ведь в течение дня воспитателю надо разговаривать с детьми, коллегами, начальством. И каждый раз выбирать те языковые средства, которые будут понятны тому, с кем в данный момент он общается.
2. Несмотря на то, что деятельность воспитателя сопряжена с постоянным стрессом, он также в силу своей профессии всегда должен быть любезен, вежлив и доброжелателен, потому что воспитатель - это не просто сотрудник. Он является лицом образовательного учреждения. По его словам и поступкам, а также внешнему виду, можно сделать вывод, насколько хорош его педагогический образ. Также доброжелательность педагога способствует созданию благоприятной психологической атмосферы в группе.
3. И последнее, привычка делать все вовремя: вовремя приходить на работу, писать конспекты занятий, готовить отчеты и любую другую документацию не раз поможет вам подтвердить репутацию надежного человека. Тем более, что все вышеперечисленные факторы прямым или косвенным образом влияют на качество образовательного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, деловой этикет состоит из множества отдельных деталей и элементов, которые говорят о профессионализме педагога. В современном обществе необходимо использовать принципы делового общения, для достижения наилучших результатов. В каждом отдельном случае применяются свои правила.
Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей.
Наблюдения позволяет выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры общения и этикета. Наблюдая за детьми можно определить, насколько типичен для ребёнка тот или иной поступок (грубость в разговоре с товарищем, небрежность в еде и одевании, отказ в ответ на просьбу убрать на место игрушки и т. п., что позволит вовремя скорректировать работу и заметить всё то новое, чем овладел воспитанник.
Педагогическая этика общения Воспитатель – ребёнок
Мальвина
Благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т. д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстремальной ситуации побега от Карабаса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, неспособной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.
Позиция воспитателя — Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.
Красная шапочка
Ведет себя так, как это свойственно ребенку. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу, не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала, и с волком поговорила, и бабушкин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.
Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки, — предъявление своего натурально-ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель — Красная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия.
Позиция воспитателя — Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.
Спящая красавица
Как легко догадаться, спит Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву).
Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в собственном соку», т. е. перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциальные формы поведения. Проводя ежедневно по 8—9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. .
Наседка.
Любит своих детей-цыплят. Сначала она! долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль.
Воспитатель, занявший позицию-наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Знаменитый фон-визинский Недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики.
Снежная королева.
Обучает Кая складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Для Кая «. эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. Так ему казалось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала». Поцелуи Снежной королевы превратили сердце Кая в ку-сок льда. «Ледяное сердце» Кая — символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятельность. Цель Снежной королевы — власть над миром, и, в частности, над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом — подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума — самым совершенным зеркалом в мире».
Воспитатель, занимающий позицию - Снежной королевы, обучает такому же движению, т. е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению.
Мери Поппинс.
Весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях : понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т. е. она
знает детей как бы «изнутри».
Воспитатель — Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель — развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.
ТЕСТЫ ПО ЭТИКЕ И КУЛЬТУРЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА
«а»-5, «б»-2, «в»-0
1. Если Вас приглашает в гости человек, которому Вы не симпатизируете, примете ли Вы его приглашение?
а) да;
б) только в исключительном случае;
в) нет.
2. Представьте, что в гостях Вы вынуждены сидеть около человека, которого считаете своим врагом. Как Вы себя поведете?
а) не будете обращать на него внимания;
б) будете отвечать только на его вопросы;
в) попытаетесь завязать с ним непринужденный разговор.
3. Вы только что собрались позвонить в одну квартиру. Внезапно слышите, что за дверью возник семейный спор. Что Вы делаете?
а) все-таки звоните;
б) подождете, пока спор прекратится;
в) уйдете.
4. Что Вы сделаете, если Вам в гостях предложат нелюбимое блюда?
а) несмотря на отвращение, съедите его;
б) скажете хозяевам, что не можете этого сделать;
в) пожалуетесь на отсутствие аппетита.
5. Какой бутерброд со стола Вы обычно выбираете?
а) самый лучший;
б) самый маленький;
в) ближайший к Вам.
6. Что Вы предпримете, если в компании внезапно наступит перерыв в разговоре?
а) подождете, пока кто-нибудь начнет разговор;
б) сами найдете какую-нибудь тему;
в) продолжите эту тему разговора.
7. Представьте, что Вы попали в неприятную ситуацию. Расскажете ли Вы об этом своим знакомым?
а) обязательно;
б) только друзьям;
в) ни одному человеку.
8. Добавляете ли Вы что-либо от себя, пересказывая чужую историю?
а) да;
б) с незначительными "улучшениями";
в) нет.
9. Когда Вы обычно прекращаете спорить?
а) чем скорее, тем лучше;
б) когда спор не имеет никакого смысла;.
в) после того как Вы сумеете убедить своего оппонента.
10. Что Вы делаете, если не поняли рассказанной шутки?
а) смеетесь вместе с остальными;
б) остаетесь серьезным;
в) просите, чтобы кто-нибудь объяснил смысл этой шутки.
11. Что Вы предпринимаете, если, находясь в компании, почувствовали резкую головную боль?
а) тихо терпите;
б) просите таблетку от головной боли;
в) идете домой.
12. Что Вы делаете, если, находясь в гостях, узнаете, что по телевидению должны начать интересующую вас программу?
а) просите, чтобы хозяин включил телевизор;
б) начинаете смотреть телевизор в соседней комнате, чтобы не помешать остальным гостям;
в) отказываетесь от интересующей вас передачи.
13. Раздражают ли Вас люди, которые стремятся одеваться или вести себя экстравагантно?
а)да;
б) нет;
в) мне все равно.
Подведение итогов.
40-60 баллов. Возникает подозрение, что Вы не всегда искренне отвечали. Проверьте себя еще раз;
20-40баллов. Вы должно быть довольны собой. В основном это относится к Вашим коммуникативным способностям. Вы охотно проводите свободное время среди людей и в любом обществе являетесь желанным участником. Вы обладаете живым умом, впечатлительны, хороший слушатель и рассказчик. Эти и некоторые другие способности приводят к тому, что Вы часто становитесь душой общества;
10-20баллов. Ваше отношение к общению нелегко определить. С одной стороны, Вы обладаете свойствами и наклонностями, которые делают Вас приятным членом общества. С другой стороны, прочие качества Вашего характера как бы тормозят первые. В целом в компании Вы можете чувствовать себя вполне удовлетворительно. Однако Вам нелегко удается приспосабливаться к любому окружению. Это зависит также и от Вашего настроения. Но среди людей, которым Вы симпатизируете, Вы чувствуете себя довольно комфортно;
10баллов. Как правило, Вы любите одиночество. В узком семейном кругу Вы чувствуете себя значительно лучше, чем в большой компании. Кстати, многие знаменитые личности, вошедшие в историю, нередко принадлежали к этой категории людей;
0-10 баллов и меньше. Вам нужно стараться быть пообщительней. И еще одно: постарайтесь отнестись к своему результату с юмором.
Даже короли и королевы должны знать этикет. Проще всего запомнить правила через викторины. Задавайте участникам вопросы, пусть попробуют догадаться, каков правильный ответ.
1. За сколько минут до начала праздника необходимо прийти в гости? (За 5-10 мин.)
2. Если Вы опоздали, следует ли объяснять причину опоздания? (Да).
3. Если Вам сказали: «Дорогие гости, чувствуйте себя как дома», значит ли это, что Вы можете разгуливать по всей квартире, заходить на кухню, в спальню и т. д. (Нет. Это бестактно).
4. За праздничный стол можно садиться после приглашения хозяев, хозяин сам рассаживает гостей. Кто знает, как? (Девушка, парень – чередуя; нельзя рассаживать молодоженов).
5. Вас пригласили к столу, как правильно нужно сидеть? (Прямо, не напряженно, слегка опираясь на спинку стула, руки до еды на коленях или подлокотниках, во время еды локти не ставить на стол).
6. Если Вы хозяин, с какой стороны Вы будете подносить горячие вторые блюда? (С правой).
7. А если необходимо, чтобы гости сами взяли что – либо из общего блюда, с какой стороны необходимо поднести, чтобы гостю было удобно? (С левой стороны).
8. Какие продукты можно брать руками? (Хлеб, печенье, пирожки, целые фрукты, целые помидоры, огурцы, а так же сахар – рафинад, если не поданы щипцы).
9. Какие продукты можно есть только при помощи вилки? ( Мягкие продукты: омлет, котлеты, яичницу, запеканку).
10. Как правильно употреблять в пищу хлеб? (Отламывать от ломтика небольшими кусочками, пальцами левой руки).
11. Если еда прервана, как кладут приборы? (На край тарелки).
12. Если еда закончена, как кладут приборы? (Приборы кладут в тарелку параллельно друг другу).
13. Как правильно пользоваться ложкой? (Во время еды ложку держат параллельно губам, слегка повернув к себе заостренной частью).
14. Если вам подали горячие отбивные котлеты, Вы их порежете все сразу, или будете отрезать по одному кусочку? (По одному кусочку).
15. При помощи каких приборов едят бисквитные торты и пирожные? (Ложками).
16. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде.
(не более 3 цвета)
«Тепло сердец».
Воспитатели сидят вокруг свечи. Воспитатель зажигает свечу и говорит: «Посмотрите на огонь. Представьте, что это огонь наших сердец. Он никогда не погаснет, если мы возьмем его с собой. Протяните руку к огню и возьмите частичку его тепла».
Взрослые выполняют движения, затем берутся за руки. Воспитатель читает стихотворение.
Хорошо, когда мы вместе.
Вместе дышится легко.
Все заботы и печали
Улетают далеко!
Уважаемые коллеги!
Я надеюсь, что сегодняшнее МО наше было интересном.