Татьяна Колбасеева
Педагогические компетенции воспитателя для реализации ФГОС дотехнологии проектирования НОД в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические компетенции воспитателя для реализации ФГОС ДОтехнологии проектирования НОД в подготовительной группе
Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение его в непосредственную образовательную деятельность (НОД, которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе.
Главная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе: уход от учебной деятельности (занятий,
повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
Публикация «Педагогические компетенции воспитателя для реализации ФГОС ДОтехнологии проектирования НОД в подготовительной группе» размещена в разделах
включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми.
В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное проектирование технологии НОД ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ. НОД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям в подготовительной группе, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Критерии оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО :
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
Соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ;
Реализация комплекса задач : обучающих, развивающих, воспитательных; Интеграция
Технология проектирования НОД в подготовительной группе и что следует учитывать:
1. Интеграция всех 5 образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга).
2. Соответствие и продуманность структуры НОД задачам, сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов переход от одной части к другой).
3. Целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания.
4. Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.).
5. Целевая составляющая (триединство задач - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач с учетом интеграции ОО)
Главным основанием постановки целей НОД должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т. ч. временных, с другой. Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряженными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребенка). Цели должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было четко определить, достигнуты ли они. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими. Цель НОД, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели программы.
При технологии проектирования НОД, необходимо сформулировать цель содержащую описание эффекта от действий, которые планирует осуществить воспитатель в рамках одной НОД.
Задачи: требования к ним:
Образовательная: повышать уровень развития ребенка.
Воспитательная : формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ) рассматриваемая во время непосредственно образовательной деятельности.
Этапы реализации НОД :
1. Мотивационный этап- Водная часть: (организация детей) предполагает организацию детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)
2. Содержательный этап - Основная часть: (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Воспитатель создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
3. Рефлексивный этап - Заключительная часть (рефлексия) посвящается подведению итогов и оценке Результатов учебной деятельности. Эффективность рефлексивной части – Отношение детей к НОД. Мотивация детей на перспективу НОД.
В подготовительной группе к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
Требования при проектировании технологии НОД :
Санитарно- гигиенические требования:
Учет возрастных, психофизиологических особенностей детей;
Соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны;
Оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям на удовлетворение двигательной активности;
Длительность НОД, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно;
Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускать переутомления детей на занятия;
Предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
Дидактические требования:
Точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
Творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
Оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
Выбор наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
Обеспечение познавательной активности детей и развивающий характер НОД.
Рациональное соотношение словесных, наглядных и практических методов с целью НОД;
Использование в целях обучения дидактического материала и игр, словесных и игровых приемов.
Систематическое осуществление контроля за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
Организационные требования:
Наличие продуманного плана проведения НОД;
Четкое определение цели и дидактических задач НОД;
Грамотный подбор и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ИКТ;
Поддержка необходимой дисциплины и организованности детей при проведении НОД.
НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей;
Организация процесса обучения, полезная интеграция содержания.
Обеспечение психолого-педагогических условий в НОД :
Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение каждым ребенком;
Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
Поддержка индивидуальности и инициативы детей: через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
Не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;
Развитие коммуникативных способностей детей и умения детей работать в группе сверстников.
Особенности технологии проектирования НОД :
организация образовательной деятельности без принуждения;
ненасильственные формы организации;
развивающий характер обучения дошкольников;
чувственный способ познания мира;
присутствие субъектных отношений педагога и детей (сотрудничество, партнерство);
игровая цель или другая интересная детям;
опора на опыт и знания детей;
преобладание диалога воспитателя с детьми;
предоставление детям возможности выбора деятельности и организация проблемно поисковой деятельности;
более свободная, в отличии от занятия, структура ОД;
создание ситуаций успеха;
развитие креативности, самостоятельности, инициативы детей;
активное участие младшего воспитателя.
Основной целью воспитателя в воспитательно-образовательной работе является реализация требования программы воспитания и обучения. Главная задача – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. А достичь этого можно в процессе правильной организации ОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
От воспитателя зависит успех и эффективность воспитательно-образовательной работы. НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество.
Таким образом, правильно спроектированная технология НОД это :
Мотивация;
Субъект-субъект, сотрудничество;
Интеграция;
Проектная деятельность;
Партнерство;
Комплексный подход к обучению;
Самостоятельно-поисковая деятельность;
Разнообразие видов деятельности;
Совместная деятельность педагога и ребенка;
Взаимодействие с семьями детей;
Учет интересов детей;
Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети.