Заплатина Светлана Михайловна
Консультация «Ознакомление с календарем как системой мер времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Ознакомление с календарем как системой мер времени»
Календарь — это система счисления продолжительных промежутков времени. Длительные промежутки подразделяются на сутки, недели, месяцы, годы и века.
Ознакомление детей с календарем в детском саду облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, психологически готовятся к ним.
Публикация «Консультация „Ознакомление с календарем как системой мер времени“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Для знакомства ребенка с календарем можно использовать следующий материал:
Показать детям разновидность календарей (Календари бывают разные)
- игры: «Незнайкина неделя» (ребенку предлагают помочь Незнайке назвать по порядку дни недели, начиная с понедельника); «А ну-ка угадай» (взрослый называет себя определенным днем недели, предлагая ребенку назвать следующий, или предыдущий дни);
- использование разнообразных загадок, задачек, считалок, стишков.
- сказки («Двенадцать месяцев», «Четыре художника» и др.);
- стихи Маршака «Круглый год», Бунина «Листопад», Есенина «Поет зима аукает», и мн. др.
- разнообразные игры «Времена года», «Какая бывает осень» (дети по очереди называют осенние характеристики);
- картинки с изображением того или иного времени года, иногда с допущенными ошибками художника, где ребёнок должен указать на неё и др.
Для того чтобы сложная система взаимосвязанных единиц времени была четко осознана детьми, её надо представить в виде модели календаря. Знакомя детей с моделью календаря, необходимо так строить работу, чтобы дети активно действовали с материалами этой модели и, переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладевали эталонами времени.
Модель календаря поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени : неделю, месяц и даже год. В свое время Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц - наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени, Ф. Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности времен года, месяцев, их названий. Она рекомендовала использовать в работе с детьми календарь как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок — это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.
При создании модели календаря как наглядного пособия можно использовать рекомендации Ф. Н. Блехер. Листки календаря размером 9X6 см надо закрепить так, чтобы их можно было легко снимать со стержней. На лицевой стороне каждый листок должен иметь цифру (число, название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умеют читать, надо каждый листок календаря отметить полоской соответствующего цвета, чтобы каждый день недели имел свой цвет. Запомнив соответствие цветных полосок семи дням недели по цвету, полоски на листке календаря дети смогут определить («прочитать») название каждого дня недели. Календарь повесить на стене.
Для съемных листков календаря надо изготовить коробку с 18 отделениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек). В ячейки нижнего ряда каждый день дети будут складывать последовательно снятые листки — дни недели, по 7 листков в каждое отделение нижнего ряда.
7 листков — 7 дней недели в каждом отделении должны создать у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца необходимо подсчитать количество недель, а воспитатель считает и количество дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, сложить стопкой, можно написать название прошедшего месяца и положить в первое (слева) отделение верхнего ряда коробки. Так, постепенно будут заполняться 6 отделений верхнего ряда, а затем точно так же заполнятся и 6 отделений второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки будут показывать порядок следования месяцев, а в нижнем ряду - дней недели и недель. По окончании года, уже в подготовительной группе, подсчитывается количество месяцев в году, определяется порядок их следо-вания.
Такое пособие может служить моделью календарного года, с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами должны снимать листки с календаря и складывать из дней неделю, из недель месяц, затем определять место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывают год. В любой момент дети могут подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам определить, сколько еще осталось до его окончания.
Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.
Необходимо провести четыре занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщаются необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем, Этого бывает достаточно для обучения навыку пользования календарем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний происходит в самостоятельной работе детей с моделью календаря.
Методика проведения беседы при изучении календаря
Первое занятие по ознакомлению с календарем надо провести в первых числах января. На нем детей знакомят с календарем, показывают, как пользоваться изготовленной для них моделью.
Приведем пример занятия.
— Дети, какой праздник мы все отмечали недавно?
— Новый год. Кончился старый год и начался следующий.
— Какого числа наступил новый год?
— Первое января — первый день нового года. Первое— это число, а январь — это название месяца.
Далее беседа ведется по таким вопросам: какой день недели был первого января? Какое сегодня число и день недели? Как все это можно узнать? У кого дома есть календари? (Показываются разного вида календари и поясняется их назначение.) Зачем дома нужен календарь?
Затем воспитатель показывает детям модель календаря и объясняет ее назначение:
Открываем календарь, начинается январь!
— Я вам сделала вот такой календарь. По нему вы каждый день будете узнавать, какое сегодня число, какой день недели. По календарю можно определить, сколько дней осталось до субботы или до праздника, увидеть, когда закончится январь и наступит следующий месяц, узнать, как он будет называться.
Посмотрите, как много листков в календаре. Каждый листок — это день. Вот как много должно пройти дней, чтобы опять наступил новый год. Что вы видите на листке календаря? Цифра показывает число. Какое число? Под цифрой написано, какой это день недели? Читать вы еще не умеете, поэтому на нашем календаре есть цветные полоски. Для
каждого дня недели полоска определенного цвета. Понедельник - первый день недели - мы узнаем по синей полоске. Этот день уже прошел — 1 января, понедельник. Мы снимем этот листок. Сегодня 2 января, вторник, на листке желтая полоска. По желтой полоске вы будете узнавать вторник. Этот день еще не прошел, и этот листок еще нельзя снимать. Кончатся сутки, и мы завтра, когда придем в детский сад, снимем листок календаря и узнаем, какой будет день недели и какое будет число.
Сейчас повесим наш календарь на стенку и каждый день перед занятием будем снимать листок и узнавать, какое наступило число, какой день недели.
Через неделю после первого надо провести второе занятие, на котором уточняют представление о днях недели и учат детей связывать название их с порядковым местом дня. На этом занятии дети должны как бы увидеть всю неделю, представленную в виде последовательно раз-ложенных на доске семи листков календаря. Связь между названием дня и его место в неделе помогает запомнить последовательность дней недели и их название. Знание порядкового номера дня в неделе — прием, позволяющий понять и запомнить названия дней недели.
Пример проведения занятия по знакомству с днями недели:
— Сосчитайте, сколько листков календаря мы положили на доске. Семь листков, семь дней составляют неделю. Посмотрите, какие это дни недели. (Листки по порядку расположены на доске.) Первый листок, первый день недели — понедельник, мы его узнаем по синей полоске. Как называется второй день недели? Как вы думаете, почему второй день недели называется вторник? Вторник мы узнаем по желтой полоске.
Теперь найдите третий день недели. После вторника, какой день недели? Какого цвета полоска на листке среды? Как называется четвертый день недели? Какая по цвету полоска обозначает четверг? (Такие же вопросы задаются о пятнице.) Эти пять дней рабочие, родители ходят на работу, а вы в детский сад. Назовем эти пять дней. Найдите третий день недели. Как он называется? Кто догадается, почему он называется среда? Потому что он в середине пяти рабочих дней. В неделе есть еще два выходных дня, они называются суббота и воскресенье. Какого цвета полоски их обозначают? Шестой день недели — суббота. Как называется седьмой день? Семь листков, семь дней вместе называются неделя. Что такое неделя? Сколько в ней дней? Назовите их. В какие дни недели у нас музыкальные занятия? В какие дни недели вы не ходите в детский сад?
Семь листков календаря, первую неделю, положим в коробку, в первое нижнее отделение, а во второе начнем складывать листки следующей недели, посмотрим, сколько в ней будет дней и каких. Потом будем складывать листки следующих недель января, а в конце его узнаем, сколько в месяце недель и сколько дней.
На третьем занятии, которое следует провести в первых числах февраля, надо уточнить представления детей о неделе, о названии его дней, о цветных полосках, по которым дети их узнают. Учить детей соотносить те или иные занятия или события своей жизни с определенными днями недели.
Примерная беседа на таком занятии: — Каждый день мы снимали с календаря один листок. Что мы узнавали? Листы календаря мы складывали в эту коробку, в нижние отделения. Сосчитай, Витя, сколько листков лежит в первом отделении (втором, третьем, четвертом и пятом). Почему мы раскладывали листки по 7? (В неделе 7 дней, раскладывали по неделям.) Как называется первый день недели? Какой день следует после понедельника? Как называется третий день недели? Какой день до среды? Как называется
четвертый день недели?
Усвоению последовательности дней недели поможет наглядный материал, представленный в виде листков календаря или цветных карточек, соответствующих цветным полоскам на календаре. Например, карточку «среда» положить между днем до среды (вторник) и после среды (четверг); положить два дня после четверга. или предложить назвать пятый день недели и проверить свой ответ, пользуясь карточками. Определить, какой день был вчера, какой будет завтра.
Сосчитав стопки разложенных в коробке по неделям листков календаря, дети должны определить количество недель в первом месяце года — январе (4 недели и 3 дня). Воспитатель считает все дни месяца (листки) и сообщает детям, что в январе 31 день. Все листки января скла-дывают в одну стопку и помещают в первую ячейку верхнего ряда коробки. Так дети уясняют, что январь - первый месяц в году и продолжается он 31 день.
Затем педагог сообщает, что следующий (второй) месяц года называется февраль, что и в этом месяце дети будут каждый день снимать листки с календаря и складывать в коробку. Необходимо выяснить, с какого дня недели начнется февраль. Некоторые дети считают, что 1 февраля — понедельник. В этом случае надо проверить, каким днем кончился январь и какой следующий за ним день недели, и доказать это цветной полоской на первом дне февраля.
Умение определять дату по календарю и называть дни недели формируется у детей постепенно. Поэтому надо проводить с детьми разные дидактические игры с карточками (основанные на соответствии семи цветов семи дням недели, для того чтобы закрепить знания детей о порядке следо-вания дней недели.
Варианты игровых заданий могут быть различные. Можно предложить поставить дни недели парами с рядом стоящим днем (игра «Найди пару», к названному дню найти дни, стоящие рядом с ним (игра «Найди соседей», предложить разложить карточки по порядку дней недели, начиная с любого из дней (игра «Чья неделька быстрее соберется?»). Эту игру можно провести и как подвижную, с построением по неделям. Такие игры можно проводить в помещении и на прогулках.
Ежедневно надо обращать внимание детей на текущий день. Если коробка с разложенными листками календаря стоит в удобном месте под календарем, дети будут действовать с его листками: самостоятельно рассматривать порядок дней недели, стремиться определить по календарю, сколько осталось дней до интересующего их события, узнать, сколько прошло месяцев с начала года и т. д.
В конце каждого месяца надо со всеми детьми проводить небольшую беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивается с предыдущим месяцем. Определяется количество прошедших месяцев с начала года и уточняется их название, называется начавшийся месяц и его порядковый номер.
В подготовительной группе дети продолжают работать с тем же календарем. В первые дни нового года надо провести последнее обобщающее занятие по календарю. На нем уточняются представления детей о календарном годе. (Сколько месяцев в году? Какие) Наглядным материалом для занятия будет служить коробка с разложенными в ней по месяцам листками календаря за прошедший год : какой праздник отмечался недавно? Какой год кончился? Какой год начался? Когда начался новый гол? (В каком месяце? Какого числа) Сколько месяцев было в прошлом году? Какой первый месяц года? Назовите и покажите в коробке все месяцы. Какие месяцы зимние (осенние, летние, весенние? Сколько дней бывает в месяце? Сколько дней в неделе?
Открывая календарь на новый год, педагог произносит строки стихотворения С. Я. Маршака: «Открываем календарь - начинается январь». Внесение нового календаря на новый год должно помочь детям осознать текучесть, повторяемость календарного года и его необратимость (прошедший гол не возвращается, а начинается подобный, но новый).
Систематическая работа с календарем в старшей и подготовительной группе требует ежедневного внимания к пользованию им и способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности.
Работа с календарем и моделью календарного года в виде коробки с разложенными в ней листками облегчает задачу обучения.