Ольга Гаранина
«Организация предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с родным городом в старшей группе».
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-развивающей среды по ознакомлению
детей с родным городом.
Актуальность.
Материал по социализации детей в средней группе через ознакомление с родным городом разработан в соответствии с уровнем развития детей среднего дошкольного возраста. Работа предусматривает интеграцию всех образовательных областей: Познание, Здоровье, Безопасность, Музыка, Труд, Физическая культура, Коммуникация, Социализация, Художественное творчество и Чтение художественной литературы.
Цель работы.
Публикация «„Организация предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с родным городом в старшей группе“,» размещена в разделах
Обогащение и систематизация занятий дошкольников о семье, детском саде, группе, территории детского сада, о дороге, ведущей в детский сад.
Дети знакомятся с системой знаний об истории, культуре, достопримечательностях, социальной жизни, природе родного города.
В данной системе формируются следующие чувства и умения:
1. проявлять любовь к родному городу, гордиться им;
2. потребность интересоваться событиями, происходящими в городе;
3. проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного города, заботиться о них;
4. помогать взрослым, сохранять рукотворный мир родного города;
5. составлять описательные рассказы о городе, его жителях, интересных местах малой Родины;
6. ориентироваться в собственном микрорайоне, на карте города (находить достопримечательности памятные места, культурные центры);
7. знать символы города и России;
8. проявлять любовь и уважение к людям;
9. в рамках дошкольника знать свое семейное древо.
Основной формой организации работы с детьми являются занятия – комплексные, сюжетные, тематические.
Используются:
– интегрированные занятия;
– дидактические игры;
– познавательные игры;
– познавательные рассказы педагогов, родителей, ветеранов ВОВ, бабушек, дедушек;
– совместные семейные праздники, развлечения;
– работа с моделями и схемами;
– самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность детей;
– чтение познавательной литературы;
– экскурсии, целевые прогулки, походы;
– беседы;
– совместная и самостоятельная работа с иллюстрациями и фотоматериалом;
– участие в городских конкурсах;
Основные средства организации работы с детьми :
– события и явления в жизни города;
– музеи;
– макеты и схемы города.
Организация предметно-развивающей среды.
Одним из важных условий реализации системы ознакомления с родным городом является правильная организация развивающей предметной среды, которая способствует:
– развитию ребенка, как личности;
– активизации познавательной активности детей;
– способствует реализации всех компонентов его содержания, познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного;
– обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности;
– соответствует реализации целей и задач нравственно-патриотического воспитания.
Важно обеспечить детям «зону ближайшего развития». Поэтому деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность.
Предметно-развивающая среда состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функцию.
Элементы предметно-развивающей среды Функциональная роль Формы и методы работы
Макет «микрорайона детского сада» Познавательная, развитие умения ориентироваться в ближайшем окружении. Создание элементарных архитектурных сооружений; занятия и игры.
Символы: герб, флаг города (Нижнего Новгорода, России) Познавательная, обучающая. Рассматривание, беседа.
План-схема города Ориентировка на плане города, развитие умственных способностей. Занятия, самостоятельная деятельность.
Набор фотографий города Познавательная, эстетическая, воспитание чувства привязанности к родному городу Рассматривание, занятия, знакомство с объектами города, беседы.
Альбомы: «Достопримечательности и памятные знаки города. «Природа родного края» Познавательная, краеведческая, культурная, воспитание любви к родному городу. Занятия, рассматривание, знакомство с архитектурными сооружениями, природными ландшафтами.
Набор картинок к дидактическим играм: «Угадай по описанию», «Путешествие по родному городу» Обучающая, умственное развитие, познавательная. Занятия, совместная деятельность, игры, конкурсы.
Аудио записи с песнями о родном городе Культурная, эстетическая, эмоциональная. Прослушивание, занятия.
Библиотека Познавательная, воспитание интереса к литературе (художественной, научно-популярной) Чтение, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, конкурсов, обсуждение прочитаного.
Мини-музей «Люблю тебя, горжусь тобой, мой славный город» Краеведческая, историческая, этнографическая, культурная, эстетическая. Экскурсии в местные музеи, создание собственных музеев.
Экспозиция рисунков краеведческого содержания Культурная, эстетическая, эмоциональная, развитие художественных способностей Рассматривание, беседы, практическая деятельность
Работа с родителями.
Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
Прикосновение к «живым документам» истории семьи будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранение семейных связей.
Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в семье, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному городу, краю, воссозданию местных и трудовых традиций.
Я предлагаю следующие формы работы с родителями:
- Семейные экскурсии в музеи, по памятным местам города, посещение культурных центров.
- «Мини-исследования» истории города, улицы (на которой находится детский сад или живут дети).
- Консультативная работа.
- Праздники, развлечения, досуги.
- Оформление тематических фотовыставок, фотоальбомов, газет.
- Дни открытых дверей.
- Участие в выставках творческих работ, рисунков.
Система планирования по ознакомлению с родным городом, Россией дает положительные результаты, что способствует формированию у детей положительного отношения к миру, к родному краю, городу, России. Обогащает сознание детей интересными содержательно-упорядоченными сведениями по теме «Мой город». Стимулирует развитию познавательной активности. Раскрывает творческий, интеллектуальный потенциал детей. Помогает принять приобретенные знания в новых ситуациях, в повседневной жизни.