Вера Михайловна Вавилова
Проект «Ознакомление с родным городом»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: В соответствии с Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивается в ходе организации четырех форм работы с детьми:
1. Совместная деятельность детей и взрослого
2. Самостоятельная деятельность
3. Работа в режимных моментах
4. Работа с родителями, социумом
Публикация «Проект „Ознакомление с родным городом“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Современные авторы и разработчики программ по дошкольному воспитанию (Скоролупова О. А., Голицына Н. С.) отдают предпочтение тематическому планированию, которое позволяет решить задачи всех образовательных областей с целью формирования интегративных качеств личности. В связи с этим проект по ознакомлению старших дошкольников с родным городом является актуальным, так как тематический план разработан по принципу интеграции образовательных областей с учетом всех форм работы.
Цель проекта :
Создание плана по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом, через организацию всех форм работы воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
• Раскрыть способы и приемы организации всех форм работы
• Разработать и внедрить маршрут социально-значимых объектов, находящихся в непосредственной близости от детского сада;
• Создать условия для восприятия сведений о родном городе;
• Разработать и внедрить план по организации воспитательно-образовательной работе знакомства детей с родным городом;
Условия реализации: данная система предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, для ДОУ с непосредственной близостью социально-значимых объектов.
Проект реализуется на базе МБДОУ д/с№85 «Золотой ключик» г. Якутск.
Новизна: создание маршрута социально-значимых объектов, находящихся в непосредственной близости от детского сада, а так же плана по организации воспитательно-образовательной работе знакомства детей с родным городом.
Обеспечение: мини - музей «Мой край», макеты «Сельская жизнь», «улицы и дома города», картины, альбомы, иллюстрации, дидактические игры, карта республики, исторические фотографии «Старый город», методическая, краеведческая, художественная литература, буклеты, наборы открыток
План организации проекта :
• Разработка маршрута экскурсий к социально значимым объектам
• Создание предметно-развивающей среды в группе
• Подбор и изготовление практического материла (дидактических игр и макетов)
• Создание мини – музея «Мой край»
• Разработка перспективного плана воспитательно – образовательной работы
• Разработка конспектов занятий
• Разработка диагностического материала по темам
Практическая значимость:
Разработка условий по ознакомлению старших дошкольников с родным городом в соответствии с ФГТ.
Социальные партнеры: родители воспитанников, национальный краеведческий музей им. Ярославского, библиотека детства и юношества,
СОШ №5.
Этапы реализации:
Для реализации проекта по ознакомлению старших дошкольников с родным городом мы определяем соответствующие этапы его реализации:
I этап.
1. Создание предметно – развивающей среды. Изучив требования предъявляемые к предметно-развивающей среде, были определили следующие функции и принципы ее создания:
Функции:
• Организующая
• Воспитательная
• Развивающая
Принципы:
• Учет требований СанПиН
• Учет современных требований ФГТ
• Использование в оформлении современной интерпретации национальных мотивов в оформлении интерьера группы
• Установление оптимального контакта с детьми
• Творчество взрослых и детей
• Комплексное и гибкое зонирование
2. Разработка плана по организации воспитательно-образовательной работе знакомства детей с родным городом.
При создании плана по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом мы следовали следующим принципам:
• принцип активности, самостоятельности воспитанников;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип наглядности;
• принцип доступности;
• принцип учета возрастных особенностей;
• тематический принцип;
• принцип интеграции;
• учет всех форм работы с детьми;
• учет социально-значимых объектов находящихся в непосредственной близости от детского сада.
3. разработка маршрута социально-значимых объектов, находящихся в непосредственной близости от детского сада.
Требования, предъявляемые к социально – значимым объектам:
• непосредственная близость
• безопасная и удобная схема пешей экскурсии
• социальная/историческая значимость
• доступность памятника для обозрения
• близлежащая территория безопасна.
• наличие пешеходных дорожек для сквера
II этап. Реализация проекта.
Данный проект находится на этапе реализации.
Работа ведется систематически, в начале учебного года организована диагностика для определения уровня сформированности знаний о родном городе, по результатам которой высоким уровнем знаний о родном городе обладают 12 детей, что составляет 40 %, средним уровнем знанием обладают 17 детей, что составляет 57 %, низким уровнем знаний обладает 1 ребенок, что составляет 3%.
Из результатов диагностики можно констатировать следующее: по разделу родной край высоким уровнем знаний обладают 19 детей, что составляет 63%, средним 10 детей, что составляет 34%, низким уровнем обладает 1 ребенок (3%). Низкий уровень показала ребенок вновь прибывший из другого города.
По разделу «Символик родного края» : высокий уровень не наблюдается, (0%, средний уровень – 17 детей (57%, низкий уровень – 13 детей (43%).
По разделу «История народной культуры и традиций» :
Высокий уровень показали – 8 детей (27%, средний – 20 детей (67%, низкий – 2детей (6%).
По разделу «историко-географический и природный компонент».
Высокий уровень – 12детей (40%, средний – 17 детей (57%, низкий – 1ребенок (3%).
По разделу «Личностное отношение к родному городу».
Высокий – 13 детей(44%, средний – 13 детей (44%, низкий – 4 ребенка (12%).
III этап. Подведение итогов проекта.
На данном этапе проводится дополнительная диагностика для определения уровня сформированности знаний о родном городе, по результатам которой дети должны обладать следующими знаниями:
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику герба. Проявляет интерес.
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение. Описывает что фотографию экспозиции музея.
Ребенок правильно называет особенности нашего края, географическое расположение. Рассказываете о реке как о главной кормилице не только столицы но и всей республики. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, чем славится город Якутск. Ребёнок передает настроение, впечатление от социально - значимых мест.