Татьяна Ивина
Организация дежурства и сервировка стола в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
1. Виды дежурства
Дежурства - это одна из форм организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Публикация «Организация дежурства и сервировка стола в разных возрастных группах» размещена в разделах
Выделяют три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство по уголку природы.
Остановимся на дежурстве по столовой.
2. Уголок дежурных.
Главный, наиболее яркий и привлекающий внимание компонент уголка дежурства — это, конечно, стенд с индивидуальными карточками, на котором будет размещаться информация о дежурных. Имена дежурных надо писать крупными печатными буквами, хотя дети еще и не умеют читать (желательно рядом с именами помещать фотографии детей или картинка). Ежедневно определяются дежурные по столовой — 2–3 ребенка (1 дежурный на каждый стол). Правило, по которому определяются дежурные, нужно выработать вместе с детьми и оно должно быть понятно всем детям.
В уголке дежурства находятся не только стенд, но также фартучки и колпачки (для мальчиков, косынки (для девочек) для дежурных по столовой. Их дети надевают после того, как вымоют руки, перед выполнением трудовых действий. Поэтому следует позаботиться о таком размещении уголка, где одежда дежурных находилась бы в безопасности: подальше от игровой и художественной зон. Увлёкшись игрой, ребята могут уронить фартучки на пол, наступить на них, а рисуя — испачкать краской.
Для дежурства по столовой необходимо иметь такое оборудование:
Щётку для сметания крошек со стола, длиной вместе с ручкой около 25–30 см. Ручка должна быть не более 3 см в диаметре, удобной для детской руки. Совок для крошек, размером около 15 на 15 см, длиной ручки до 12 см. Совок и щётка для столов хранятся в подвешенном состоянии на крючках, на пол не ставятся ни в коем случае.
Дополнить оформление уголка дежурства могут схемы и пошаговые изображения выполнения действий дежурных, картинки и фото правильно сервированных столов. Чтобы дежурные как следует разобрались в схеме дежурства, необходимо пояснение воспитателя.
Для этого есть основные правила:
• Детская посуда должна иметь различные картинки и небольшие размеры. Деткам после 5 лет необходимы навыки пользования не только вилкой, но и ножом определенного размера.
• Маленьким деткам подходят глубокие тарелочки. Детям постарше – средние, на 300 мл. Мелкая посуда необходима двух типов. Для завтрака и полдника – десертные тарелки, для обеда – глубокие как для первых, так и для вторых блюд.
• Посуда для напитков должна быть устойчивой и иметь широкое дно. Обязательно наличие ложек разного размера.
• Приветствуется правило – для каждой группы иметь посуду со своими картинками. Для яиц следует применять специальные рюмочки. Это и удобно, и смотрится красиво и празднично на столе.
3. Алгоритм дежурства и сервировки ст
ола[/b]
Дежурство по столовой вводится в младшей группе со второй половины года. Путем поручений у ребенка воспитывают умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала его учат ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки. На первоначальных этапах привития навыков дежурства используют такие приемы, как накрывание столов вместе с ребенком, в дальнейшем – с незначительной помощью воспитателя, а так же дидактические игры «Накроем стол для кукол», «День рождение мишки». Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. Оценивать следует работу каждого дежурного.
Учитывая возраст детей, в оценке лучше использовать игровой прием. Например, зайчик говорит: «Не нравиться мне, как дежурили сегодня Саша, Оля и Вова – они работали медленно, отнимали друг у друга ложки, некрасиво накрыли на стол. Не сяду за их столы, а посижу за столами, которые накрывали Света и Таня»
Маленькие дети еще только осваивают навыки приема пищи с помощью приборов, поэтому сервировка стола для них должна соответствовать определенным правилам:
Посуда должна быть яркой и красочной.
Тарелки и приборы должны быть легкими, чтобы ребенку было удобно кушать.
На детском столе для младшей группы не предусмотрены стеклянные стаканы и вилки. Вместо них кладут обычные чашки и ложки.
Лучше использовать десертную посуду.
Суп подают в стандартных тарелках.
Приборы складывают в конвертики из салфеток.
На столе обязательно присутствует хлебница.
Чтобы оформить детский стол дешево и креативно, необходимо использовать яркие салфетки с мультяшным рисунком, и расписную посуду.
В центр стола можно поместить композицию из искусственных цветов или оригами. Дети будут рады увидеть на обеденном столе собственные поделки.
Дежурные дети, предварительно тщательно вымыв руки с мылом, надевают соответствующую одежду и головные уборы.
В это время помощник воспитателя подает на раздаточный стол салфетницы с бумажными салфетками, хлебницы, столовые приборы (ложки) в специальных емкостях.
Дети выполняют индивидуальные поручения на каждый стол - стелют индивидуальные салфетки для сервировки стола (из ткани или пластиковые).
Помощник воспитателя раскладывает хлеб в хлебнице.
На подготовленный стол в такой последовательности дежурные ставят:
• салфетницы с бумажными салфетками (в центре стола);
• хлебницы с хлебом (в центре стола возле салфетниц);
• столовые приборы (ложки)
Обучая детей раскладывать приборы, следует делать это поочередно с каждым видом, это обеспечит четкость и правильность выполнения задания ребенком. Так, сначала один дежурный берет емкость с ножами и раскладывает их в определенном месте за теми столами, которые он обслуживает; второй дежурный в это время раскладывает вилки за своими столами; далее такие же действия проделываются и с другими приборами.
С начала года дети средней группы дежурят по столовой. В первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы; хлебницу нести двумя руками.
Дети постарше уже могут пользоваться вилками, полноценными супницами и обычными столовыми приборами. Тарелки ставят на крупные полотняные салфетки с рисунком. В этом возрасте дети уже могут сами накрывать на стол по наглядной схеме в качестве дежурных.
Стол можно украсить оригами из салфеток. Это могут быть кораблики или звездочки. Для мальчиков таким образом можно дешево создать морскую тематику, используя голубые салфетки и полосатые флажки из цветной бумаги.
Дежурства детей старшей группы должны носить более самостоятельный характер, так как в предшествующих группах дошкольники уже приобрели определенные умения.
Дети в этом возрасте уже могут полноценно пользоваться всеми приборами для приема пищи. К ранее выставляемым тарелкам и приборам добавляются ножи для еды и масла. Дети теперь могут самостоятельно делать бутерброды, поэтому на столе необходима масленка.
• Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, жареная или отварная рыба, картофельные котлеты, творожники, омлет, яичница, разные запеканки, даем детям в неразрезанном виде (это возбуждает аппетит, влияет на выделение желудочного сока).
• Сосиски, сардельки в младшей группе подаем в разрезанном виде, пяти-шестилетние дети разрезают их сами. Также подаем в разрезанном виде огурцы и помидоры. Если не разрезать, дети берут их руками.
В подготовительной к школе группе дети должны полностью овладеть навыками дежурства по столовой. Воспитатель показывает рациональные приемы работы, дает советы, приучает выполнять работу быстро, в определенный срок. Необходимо использовать и такой прием, как привлечение детей к анализу работы дежурных. Сначала педагог выслушивает суждения воспитанников и только затем высказывает свое мнение, обязательно отмечая причины успехов и неудач. Можно использовать и такую форму,как сообщение ребенка коллективу, воспитателю о проделанной работе (своего рода «отчет о работе»).
Если ребенок выполнил задание небрежно, нужно предложить ему переделать работу.
Дежурные за стол садятся первые.
Дежурные приглашают детей к столу и желают всем приятного аппетита (дети старшего дошкольного возраста могут объявить меню, предварительно осведомившись об этом у воспитателя).
Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на край стола, чашку (пустую) относит на раздаточный стол. При этом важно понаблюдать, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали беспорядка. Дети не должны носить посуду в мойку.
Работу дежурных надо сочетать с организацией самообслуживания детей. Так, дежурные накрывают столы, а во время приема пищи дети самостоятельно складывают стопкой на середину стола освободившиеся тарелки.
Дежурные должны убрать салфетницы, хлебницы, сложить ложки и вилки в определенную посуду, смести крошки. При этом дети не должны надолго задерживаться, чтобы лечь спать вместе с другими детьми.
Именно поэтому правильно накрытый стол с детских лет помогает формированию культурных навыков.