Сауле Бажикова
Опытно-эксперементальная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ»
С. Д. Бажикова
МКДОУ «Детский сад «Золотой ключик» п. Новостройка, ул. Весенняя 1.
zolotoy-klyuchik2015@mail.ru
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Китайская мудрость.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно-следственными, родо - видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Публикация «Опытно-эксперементальная деятельность в детском саду» размещена в разделах
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
• Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
• Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
• Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Опытно-экспериментальная деятельность - это очень увлекательное, интересное и необычное занятие для наших детишек.
В нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется развитию творческих способностей у детей: мы рисуем, лепим, поём, танцуем, но больше всего нам нравится познавать окружающий мир. Дети очень любопытны, любознательны и впечатлительны, задают много вопросов, их интересует всё вокруг и сразу. Именно поэтому для наших почемучек мы решили оборудовать комнату экспериментирования, которую назвали «Лаборатория маленького Эйнштейна»».
Отнеслись к этому очень серьё зно: администрация детского сада активно с энтузиазмом принимали участие в разработке нашей лаборатории. Немаловажную роль сыграли родители и воспитанники нашего детского сада, которые также делились своими идеями, мыслями, советами. Мы очень старались и вот, что у нас получилось!
- Смастерили стеллаж, где разместили различные предметы для экспериментирования: фартуки, контейнеры, лупы, воронки, мерные ложки, стаканы, одноразовую посуду, пищевые красители, губки, поролон, пенопласт, салфетки (бумажные, тканные, вискозные, влажные, магниты, ватные палочки и диски, спринцовки, трубочки для сока, суши и многое другое. Также мы приобрели «Набор юного исследователя», куда входит микроскоп, специальные колбочки, пробирки, пинцеты, стёклышки и всё необходимое для детских опытов.
В процессе мы создали коллекции, где были собраны образцы камней, ткани, бумаги, ракушек ….
Экспериментировали с природным материалом (песком, водой и др., исследовали их свойства.
Завели дневник наблюдения за погодой, где указывали дату и что происходит, как меняется погода.
Уточняли представления детей о свойствах воды. Развивать умение действовать по алгоритму. Выявить вещества, которые растворяются в воде.
Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде); развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент.
Программа лаборатории рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации лаборатории – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Цель: Создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
2. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
3. Включить детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. Способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах.
5. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности.
6. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов - помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т. д.).
8. Формировать основы логического мышления.
Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности :
• эвристические беседы, дискуссии;
• наблюдения за объектом;
• просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;
• постановка и решение вопросов проблемного характера;
• моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);
• проведение опытов и экспериментов;
• фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
• использование художественного слова;
• дидактические игры;
• ситуация выбора.
Алгоритм организации детского экспериментирования
1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.
2. Предлагает различные варианты ее решения.
3. Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.
4. Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
5. Применяет выводы к новым данным.
6. Делает обобщения.
Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Наша цель была не только вовлечь детей в эту интересную деятельность, но и привлечь менее активных родителей. Для этого мы размещали информацию на стенде «Для вас, родители!» на тему «Опытно- экспериментальная деятельность детей в детском саду».
По нашим наблюдениям интерес детей к опытно - экспериментальной деятельности вырос, они стали более активными и самостоятельными. Ребята обменивались опытами, проведённых в домашних условиях, и предлагали их провести в детском коллективе.
«Изучаем структуру песка»
«Тонет – не тонет»
«Сравниваем природный материал»
В итоге, мы видим, что дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Список литературы:
1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. – М. : Детство – Пресс, 2011.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
3. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
4. Дыбина О. В. Что было до… : Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 1999.
5. Занимательные эксперименты и опыты /[Ф. Ола и др. ]. - М. : АЙРИС- пресс, 2014.–128 с.
6. Исакова Н. В. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2015. – 64 с.
7. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка - Пресс, 2004. – 72с.
8. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
9. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
10. Нищева Н. В. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры: - СПб. ; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2015. – 240с.
11. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 64с.
12. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.
13. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
14. Рыжова Н. «Игры с водой и песком»
15. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»
16. Скорлупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». – М, : «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96с.
17. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет»
18. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – С. - П. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 126 с.
19. Тит, Т. Научные забавы [Текст] / Т. Тит. – М. : Издательский дом Мещерякова, 2008 – 223 с.
20. Шатокина, Е. К. Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы [Текст] / Е. К. Шатокина// Детский сад со всех сторон. - 2007. - №17. – С. 3 – 12; №18. – С. 2 – 8.
21. Шапиро, А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха [Текст] / А. И. Шапиро. – СПб. : Агенство образовательного сотрудничества, 2007. – 48 с.
22. Шапиро А. И Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. – М. : ТЦ Сфера; СПБ. : Образовательные проекты, 2016. – 128с.