Татьяна Иошкина
«Общение детей раннего возраста в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Самые тяжёлые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются близостью и связанностью с другими. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека.
Публикация «„Общение детей раннего возраста в игре“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Особенно важна роль общения в детстве. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Порою нам, взрослым кажется, что психическое развитие ребё нка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее. А роль взрослого сводится к тому, чтобы создать необходимые условия для детского развития: обеспечить безопасность, кормить, одевать, согревать. Но это не так.
Сам по себе ребёнок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы его хорошо ни одевали и ни кормили. Всё это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребёнка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребё нка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребёнка, его характер, его будущее.
Потребность в общении не является врождённой. Она возникает в ходе жизни, формируется в процессе взаимодействия с окружающими. Психолог М. И. Лисина выделяет 4 формы общения, которые сменяют друг друга в дошкольном возрасте.
Ситуативно-личностное общение (первое полугодие жизни).
Ребёнок долго смотрит в глаза взрослого, на лице появляется улыбка, он быстро перебирает ручками и ножками, начинает гулить. Учёные называют реакцию младенца «комплексом оживления». Значение этой форы общения – обеспечивает общее психическое развитие (положительные эмоции повышают жизненный тонус, развиваются зрительные, слуховые анализаторы; ребёнок овладевает хватанием).
Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 мес. – 3 лет). Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребёнку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. «Деловые» качества взрослого и, следовательно, деловые мотивы общения выходят на первый план.
Две первые формы общения были ситуативными, потому что основное их содержание непосредственно присутствовало в конкретной ситуации.
Содержание следующих форм общения уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за её пределы. Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребёнок овладевает активной речью и проходит как разговор ребёнка и взрослого.
Существуют две формы внеситуативного общения.
Внеситуативно-познавательное общение (3 – 5 лет). Явным свидетельством появления у ребёнка такого общения становятся его вопросы, адресованные взрослому. Предметом общения могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации. Например, ребёнок и взрослый могут говорить о дожде, который уже прошёл, о том, что светит солнце, о птицах, которые улетели в дальние страны и т. д.
В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать со взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте – внеситуативно-личностная форма общения.
Потребность ребёнка в общении с другими детьми отчётливо выявляется на 3-м году жизни. Контакты, возникающие между детьми по поводу игрушек или предметов, хотя они ещё непродолжительные, - это первые формы социального общения между ними.
Однако всё это не происходит само по себе. Нам надо помогать детям. Играть и участвовать в игре наравне с ребёнком.
Помимо широко известных и постоянно решаемых в играх практических бытовых целей (накормить куклу, поехать на поезде) существует ещё одна особая цель. Эта цель – общение (обмен информацией; выражение своего отношения, согласование действий) ребёнка с другими людьми.
Основной игровой целью общения должно быть не сообщение детям новой информации, а выражение отношения. Цели общения реализуются в любой игре, но там они выступают как фон. Например, ребёнок лечит больную куклу и попутно жалеет её или ругает за неосторожность, приведшую к болезни.
Вместе с тем игру можно организовать таким образом, чтобы на передний план выступали не практические цели, а цель общения как выражения отношения (малыш не столько лечит куклу, сколько высказывает ей своё сочувствие).
Реализация в игре целей общения отличается от реализации практических игровых целей. Играя «в день рождения» и высказывая ребёнку добрые пожелания, вы используете те же средства, что и в жизни, но ситуация дня рождения является воображаемой.
Таким образом, осуществление игровых целей общения отличается от настоящего общения только воображаемой ситуацией, а от осуществления практических, игровых целей – отсутствием действий.
В адаптационный период, когда детям тяжело в новой обстановке, именно игра «в общение» может скрасить первое время пребывания ребёнка в детском саду.
В заключение можно сказать, что важнейшим условием психологического развития маленького ребёнка является общение. В гуманистическом общении есть ряд правил взаимодействия, которые могут быть отнесены и к правилам общения с ребёнком до 3х лет.
Правила общения с ребёнком.
• Проявляйте искренний интерес к ребёнку во время общения с ним; ваше лицо должно быть приветливым, улыбайтесь собеседнику; ведите разговор в кругу интересов вашего собеседника;
• поступайте с ребёнком так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами;
• дайте ребёнку почувствовать значительность того, о чём он говорит или что он совершает, и делайте это искренне;
• будьте хорошим слушателем; поощряйте детскую речевую активность;
• помните, что для человека звук его имени является самым сладким и нежным звуком в человеческой речи;
• обращайте внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т. д. ;
• покажите ребёнку, что вы его хорошо понимаете;
• в общении с ребёнком искренне признавайте его достоинства;
• обращая внимание на ошибки ребёнка, делайте это тактично и косвенно, дайте возможность ребёнку «спасти своё лицо, если он в чём-то ошибся;
• хвалите ребёнка, даже самый скромный успех и будьте искренни в своём признании.
Чего не стоит делать и говорить, общаясь с ребёнком.
• Давать приказания, указания, команды, распоряжения. Лучше договориться, посоветоваться, опосредованно исправить что-то;
• угрожать; обещать наказание, предупреждать угрожая;
• резко осуждать; бранить, критиковать, обвинять.