Алина Гайдарова
Обогащение словаря дошкольников временными категориями
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащение словаря дошкольников временными категориями
Язык занимает одно из самых главных мест в общем развитии ребенка. Языковая система, входя в жизнь человека, приводит к развитию всех психических процессов. Именно слово становится основой всех форм психической деятельности индивидуума. Язык помогает ребенку наладить взаимодействие с окружающим миром. Именно язык является средством познания и выражения мыслей, чувств, взаимоотношений. Освоение речи обеспечивает возможность регуляции поведения, планирования деятельности.
Публикация «Обогащение словаря дошкольников временными категориями» размещена в разделах
Словарь как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Уровень сформированности лексической системы человека является прямым указанием на уровень развития речи в целом.
Различные аспекты развития словаря детей дошкольного возраста поднимались в трудах таких известных педагогов, психологов, лингвистов, как Е. Н. Винарская, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, В. В. Гербова, Н. И. Жинкин, В. А. Крутецкий, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, Д. Б. Эльконин и другие.
В литературных источниках содержатся различные походы к трактовке понятия «словарь». Так, по определению В. И. Селиверстова словарь – это лексика, словарный запас языка, диалекта какой-либо социальной группы, словарный запас отдельного человека [4]. В работах К. В. Назаренко приводится следующее определение этого понятия: Словарь – это слова (основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности [2].
Одну из относительно обособленных групп лексики составляют временные категории.
От древнерусского слово «время» означает «вращение», данный термин состоит из длительности событий и явлений, их последовательности, прерывности и непрерывности, ритмичности и периодичности, связи настоящего с прошлым и будущим [3].
Детям уже в дошкольном возрасте важно самим научиться ориентироваться во времени : определять, измерять время, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития представлений о времени. И. В. Бурдина достаточно точно отмечает: «Ориентация во времени осуществляется в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, а иногда еще и мало связаны между собой. В этом возрасте представления о времени носят мифологический характер: они богаты по содержанию, но не структурированы, глобальны, но не систематизированы. Формирование временных характеристик происходит в детском воображении фрагментарно и с разной степенью осознания» [1, с. 10].
Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др., так и в отечественной педагогике (К. А. Абульханова-Славская, Е. А. Головаха, А. А. Кроник, Л. С. Метлина, Д. Г. Рихтерман др.).
Для обогащения словаря дошкольников временными категориями нами разработана планирование в соответствии с решаемыми задачами, подобраны игровые упражнения и отражена изучаемая лексика (Таблица 1).
Таблица 1
Планирование работы по обогащению словаря дошкольников временными категориями
Задачи
Лексика
Игровые упражнения
Развитие умения отражать в устной речи дни недели (когда? - в понедельник, вторник и т. д.)
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье,
«Тюльпан для мамы»
Педагог предлагает детям взять по одной картинке с изображением тюльпана, на котором написан день недели. Картинки располагаются надписью вниз. Когда дети взяли по тюльпану, педагог предлагает им самостоятельно построить в линию в нужной последовательности, начиная с первого дня недели и заканчивая последним. При возникновении затруднений, педагог предлагает вспомнить дни недели и их последовательность. После того, как дети правильно построились, педагог просит каждого ребенка составить предложение с соответствующим днем недели.
Например, Я подарю своей маме тюльпан в понедельник.
На праздник 8 марта, который будет во вторник, я подарю маме этот тюльпан и т. д.
«Мамина работа в понедельник, вторник…»
Педагог предлагает детям представить, что скоро праздник мам и им нужно приготовиться заранее к нему, для этого нужно вытереть пыль, подмести, помыть посуду и т. д. Предлагаются картинки, где мама выполняет какое-либо действие, и подписан номер дня недели. Ребенку нужно описать эту картинку, используя при этом название дня недели. Нужно соотнести цифру и день недели.
Например, на картинке написана цифра 3, на рисунке изображена мама, которая делает торт. Ребенок говорит: 3 – это среда, значит: Мама на праздник делает торт в среду.
«Когда прилетели птицы?»
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением птиц, которые прилетают весной. На каждой картинке написана цифра, которая обозначает определенный день недели: 1 – понедельник, 2 – вторник и т. д. Картинки перемешиваются, ребенок берет одну из них, определяет по номеру день недели, и затем говорит: Грач прилетел к нам во вторник. Или «ласточки прилетели в понедельник» и т. д.
«Когда расцвели первые цветочки?»
Воспитатель показывает картинки первоцветов. На каждой картинке написана цифра, которая обозначает определенный день недели: 1 – понедельник, 2 – вторник и т. д. Картинки перемешиваются, ребенок берет одну из них, определяет по номеру день недели, и затем говорит: Подснежник появился первый в понедельник и т. д.
Развитие умения отражать в устной речи такие временные понятия как «утро», «день», «вечер».
Утро, день, вечер
«Назвать перелетных птиц»
Детям предлагаются картинки с изображением перелетных птиц: скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка. На каждой картинке в углу есть изображение: утра (солнце всходит, дня (солнце высоко и ярко светит, вечера (солнце садится).
Использую эти картинки, выбрав одну из них, ребенок рассказывает: «Грач – перелетная птица, прилетала к нам утром. Потому что там нарисован солнышко, когда оно встает» и т. п.
«Когда подлетела?»
Воспитатель располагает на столе три картинки, обозначающие утро (солнце всходит, день (солнце высоко и ярко светит, вечер (солнце садится) и возле каждой из них дерево.
Берет картинки с изображением перелетных птиц и в хаотичном порядке показывает, что птица подлетела к дереву утром. Тут ребенок определяет, когда это было – утром, днем и вечером, какая птицы, и составляет предложение: «Ласточка подлетела к дереву днем, потому что солнышко еще ярко светило и было высоко» и т. д.
«Когда поливаю цветы»
Перед ребенком располагает ряд комнатных цветов (фиалка, кактус, фикус, хлорофитум и др.) и у логопеда в руках карточки: утро (солнце всходит, день (солнце высоко и ярко светит, вечер (солнце садится). Педагог ставит карточку – утро, день, вечер на определенный цветок. Ребенок называет цветок и говорит, когда его поливают. Например, «Это кактус, его поливают вечером. Вечер, потому что солнышко уже зашло».
«Поливаю, сажаю, вытираю…»
Воспитатель говорит о том, что цветы можно не только поливать, но и вытирать листья, подкармливать и т. д., показывая при этом сюжетные картинки к этим действия. После чего показывает карточки: утро (солнце всходит, день (солнце высоко и ярко светит, вечер (солнце садится). Показывает определенную сюжетную картинку и время суток, ребенок называет: Я опрыскиваю цветы утром.
Развитие умения отражать в устной речи такие временные понятия как «раньше», «позже».
Раньше, позже
«Семейное древо»
Педагог предлагает детям рассмотреть семейное древо, на котором изображены все члены семьи: бабушки, дедушки, тети, родители, дети. Воспитатель называет двух членов семьи и просит ребенка назвать, кто из них родился раньше, а кто позже. И так со всеми членами семьи.
«Кто родился раньше, а кто позже»
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением детей одного возраста из разных семей, затем делит их на 4 группу согласно временам года – осень, зима, весна и лето. Просит дошкольников назвать, кто из детей родился раньше, а кто позже.
Например, Вова родился осенью, а Миша родился весной. Кто из них родился раньше, а кто позже и почему?
«Рыбий забег»
Педагог предлагает детям игрушки двух рыб, располагает их таким образом, что одна рыба впереди другой. И просит назвать, какая из рыб придет к финишу раньше, а какая позже. Почему вы так решили?
«Какая рыбешка быстрее»
Воспитатель предлагает детям рисунки разных рыб и просит расположить три рыбы, которые доберутся к поверхности воды раньше, чем четыре другие рыбы. Как это сделать? Какие будут раньше и почему? Какие позже и почему?
Развитие умения отражать в устной речи такие временные понятия как «вчера», «сегодня», «завтра».
Вчера, сегодня, завтра
«История одного жука»
Педагог предлагает детям вспомнить историю из личного опыта о жуке, которого они встречали, когда гуляли. Обязательным условием является использование слов вчера, сегодня и завтра. Например, я вчера нашел жука. А сегодня я пришел на то же место, у жука уже нет. Но я приду и завтра сюда, посмотреть не вернулся ли жук.
«Вчера-сегодня-завтра»
Воспитатель предлагает послушать внимательно текст о бабочке с пропущенными словами (вчера, сегодня и завтра). Ребенок первый раз просто слушает, второй раз педагог читает по предложению, и ребенок вставляет нужное слово. Объясняет свой выбор.
Текст: «… Полина пошла гулять с подругами на луг и увидела там прекрасную бабочку на огромном цветке. Девочки подбежали к ней и сказали, что они … тоже видели эту же бабочку. И девочки решили, что … снова придут сюда посмотреть на эту красавицу».
«В поле каждый день»
Педагог рассказывает детям о том, что весной люди много работают на полях, для того чтобы потом у нас был хлеб, гречка и т. д. Их труд очень нужный и сложный. Воспитатель предлагает детям с помощью сюжетных картинок составить рассказ о том, что делают люди в поле сегодня, что делали вчера, что будут делать завтра.
«Когда будет делать: вчера, сегодня и завтра?»
Перед детьми разложены предметные картинки, им предлагается выбрать три из них и составить по ним предложения со словами : сегодня, вчера и завтра.
Например, Лопата: Я буду копать лопатой на огороде завтра. Я взял топор, и буду сегодня рубить дрова. А вчера я полил весь огород.
Развитие умения отражать в устной речи месяцы времена года
(Когда? – в мае, июне и т. д.)
Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, зима, весна, лето, осень
«Весенний городок»
Педагог предлагает детям назвать весенние месяцы (март, апрель, май). Рассказать, что делают люди в городе весной. Например, в марте тает снег, и люди начинают покупать семена, чтобы сажать потом. В марте люди одевают уже более легкую одежду, чем зимой. В апреле мы любуемся первоцветами. В мае мы много гуляем, потому что становится уже тепло.
«Распредели правильно по месяцам»
Педагог предлагает детям рассмотреть три сюжетные картинки, соответствующие марту, апрелю и маю. Затем раскладывает предметные картинки, задача ребенка – распределить правильно картинки по месяцам, учитывая особенного каждого из них (явления природы, людей и т. д.). затем необходимо рассказать о каждой выбранной картинке.
Предметные картинки: первоцветы, снег, лед трескается, сосулька тает, насекомые и т. д.
«Что делают в июне?»
Воспитатель напоминает детям, что летом есть больше свободного времени и гуляют дети больше и в разных местах, поэтому необходимо быть аккуратными и внимательными и соблюдать ПДД. Педагог предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки, говорит, что это происходит в июне (июле, августе – три картинки всего, ан каждый месяц). И ребенок составлять небольшой рассказ. Например: «В июне дети часто перебегают улицу, несмотря по сторонам. Но нужно быть внимательным и переходить через пешеходные переходы или светофоры». Июль: «В июле дети любят купаться на речке. Июль – очень теплый месяц» и т. д.
«Рассказ о лете»
Педагог предлагает детям пофантазировать и придумать три истории на июнь, июль и август, что они хотели бы делать в эти месяцы.
Закрепление умения отражать в устной речи временные понятия.
Осень, зима, весна, лето, май, июнь, июль, август, утро, день, вечер, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже
«Когда это?»
Педагог предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки и подумать, к какому времени года и месяцам они, скорее всего, относятся и почему? Предлагаются картинки весны и лета – поле, луг, насекомые, солнышко и т. д.
«Какой мальчик раньше»
Педагог предлагает детям макет с изображением поля или луга и двух человечков, на этом макете есть цветы, трава, кусты и т. д. Воспитатель располагает человечков в разных местах и говорит, например, Кто раньше из мальчиков добежит до этого куста и почему? А кто позже? и т. п. также можно предложить самому ребенку расположить человечков и назвать, кто раньше, а кто позже.
«Отдыхаем летом: утром, днем и вечером»
Педагог предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки, распределить их в соответствии со временем суток (утро, день и вечер) и объяснить свой выбор. Придумать рассказ по одной из картинок.
Второй вариант этой игры – вместо времени суток, написаны дни недели.
«Уехали, Едем или Уедем?»
Воспитатель предлагает детям придумать истории о том, как они будут проводить лето. Однако не просто придумать рассказ, а сделать таким образом:
- уехали вчера;
- едем сегодня;
- поедем завтра. Т. е. три небольших истории.
Библиографический список
1. Бурдина И. В. Лексико-семантические способы выражения категории времени в онтогенезе речи : автореферат дис.. канд. филол. наук. - Тверь, 1999. – 16 с.
2. Назаренко К. В. Формирование системы представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста : (Седьмой год жизни) : Автореферат дис. канд. пед. наук [Электронный ресурс].
3. Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста : учеб-метод. пособие / Р. Л. Непомнящая. – СПб. : ДЕТСВО-ПРЕСС, 2004. – 64 с.
4. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 400 с.