Наталья Дмитриева
«Обобщаем, сравниваем, классифицируем…» Авторская методика проведения итоговых занятий с использованием опорных схем
▼ Скачать +Заказ
Авторская методика проведения итоговых занятий с использованием опорных схем
Уважаемые коллеги! Хочу познакомить вас со своим опытом проведения итоговых занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Как известно, итоговое занятие предполагает обобщение знаний детей по какой-то определенной теме. Его можно проводить в разной форме, но на протяжении многих лет у меня сложилась своя система проведения таких занятий. Я провожу такие занятия в форме интегрированного занятия с использованием опорных схем или сигналов. Если вы уже знакомы с моими публикациями, то наверное, знаете, что ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ - это картинки, знаки, символы, помогающие детям усвоить и осмыслить информацию,соответственно лучше ее запомнить!
Публикация «„Обобщаем, сравниваем, классифицируем…“ Авторская методика проведения итоговых занятий с использованием опорных схем» размещена в разделах
Такие процессы как обобщение, сравнение, классификация являются одними из основных категорий развития у детей логического мышления.
Для меня существует такое правило:
- Если понял, разобрался, значит будешь знать!
Чтобы осуществить все выше сказанное я и использую в работе с детьми опорные схемы. В старшем возрасте дети сами составляют (рисуют) эти схемы, а потом используют их в составлении рассказа по итоговой теме.
Ну а теперь более конкретно:
- Перед проведением итогового занятия мы в течение недели работаем над одной темой: рассматриваем, изучаем, читаем, лепим, рисуем, конструируем, говорим о том, что связано с темой.
Схема проведения итогового занятия:
-Обсуждение с детьми основных положений темы недели;
- Создание детьми опорных схем;
- Рассказывание или ответы на вопросы согласно опорной схемы;
-Рассматривание опорных схем детей, их сравнение, выбор наиболее удачной схемы;
- После занятия опорные схемы помещаются в специальный альбом, который находится в свободном доступе и позволяет детям самостоятельно обсудить вопросы, связанные с темой недели.
Итоговое занятие на тему " Что мы знаем об осени"
- Рисуем опорную схему:
- Схема почти готова;
- Рассказ по своей схеме;
О чем поможет рассказать схема:
ЧТО:
- Осенью солнце часто прячется за тучи;
- Осенью небо часто бывает пасмурным;
- Осенью част идет дождь;
- Осенью листья на деревьях меняют свой цвет;
- Осенью бывает листопад;
- Осенью травянистые растения отмирают;
- Осенью созревают овощи фрукты;
- Осенью в лесу много грибов;
- Осенью птицы улетают на юг;
- Осенью исчезают насекомые (прячутся на зиму)
- Осенью звери готовятся к зиме;
Согласитесь, что это более чем полный ответ на вопрос- ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ОСЕНИ! (надеюсь вы увидели это на фото)
Итоговое занятие на тему: Сравнение овощей и фруктов"
Готовая опорная схема:
Разберем с вами эту опорную схему:
- в первом столбце - место произрастания (на грядке, на дереве, на огороде, на кустах);
- во втором столбце - цвет овоща или фрукта (обозначается цветовым пятном);
- в третьем столбце - форма фрукта или овоща (обозначается геометрической фигурой);
- в четвертом столбце - какой вкус у овоща или фрукта (конфета - сладкий, перец- горький, лимон- кислый)
- в пятом столбце ребенок рисует тот фрукт или овощ, о котором он хотел рассказать;
Рассказ по этой опорной схеме может выглядеть как повествовательный рассказ, а может быть в форме загадки для других детей.
Итоговое занятие на тему: " Местообитание растений- сравнение"
Рисование опорной схемы
Готовая опорная схема
Разберем с вами эту опорную схему:
- в первом столбце местообитание растения (лес, сад, луг)
- во втором столбце - отношение к солнцу (например растения леса предпочитают и солнце и тень)
- в третьем столбце - отношение к влаге (лесные растения поливает дождь, садовые растения поливает человек,луговые растения поливает дождь)
- в четвертом столбце - ребенок должен нарисовать растение, свойственное этому месту обитания (лес - ландыш, сад - астра, луг - ромашка);
Итоговое занятие - " Сравнение времен года"
Готовые опорные схемы разных ребят
Разберем с вами эти опорные схемы:
- в первом столбце ребята условно обозначают о каком времени года будут рассказывать (думаю вам понятно);
- во втором и третьем столбце дети рисуют ту примету данного времени года, которая им больше нравится (например один ребенок нарисовал, что зимой люди одеваются тепло, и можно кататься на санках, а другой отметил, что зимой солнце светит мало);
Итоговое занятие на тему " Сравнение классов животных"
Разберем схему:
- в первом столбце условное обозначение класса животных (птицы, рыбы, звери);
- во втором столбце - покровы животного (птицы - пером, рыбы- чешуей, звери - шерстью);
- в третьем столбце - способ передвижения животного (у птиц -есть крылья и лапы, они летают и ходят; у рыб - есть плавники и хвост
они плавают; у зверей - четыре лапы, они ходят, бегают, прыгают);
- в четвертом столбце - чем питаются ((птицы - семена, червяки, другие птицы; рыбы - водорослями; звери - в данном случае хищник)
Имея на руках такую опорную схему, ребенок может в сравнении рассказать об отличительных особенностях разных классов животных.
Итоговое занятие на тему " Сравнение видов одежды по сезонам"
Рисование опорной схемы
Готовая опорная схема
Рассказ по опорной схеме
Разберем опорную схему:
- в первом столбце дети отображают условным значком сезонность одежды (снежинка - зимняя, цветы - летняя, падающий лист - осенняя);
- во втором столбце - дети отображают условным значком теплопроводность одежды (солнышко - очень теплая, ветерок - прохладная, половинка солнышка - теплая);
- в третьем столбце - условным значком изображается материал, из чего сделана одежда (из шерсти, из тонких тканей, и то, и другое)
- в четвертом столбце - ребенок рисуют вид одежды по сезону (шуба, шапка, варежки - зимой; платье - летом; куртка с капюшоном- осенью)
Имея на руках такую опорную схему ребенок может рассказать, что ЗИМОЙ - одежда теплая, ее делают из меха И что зимняя одежда - это шуба, шапка.
Занятия такого плана позволяют ребенку рассмотреть проблему со всех сторон, а рисование условных опорных сигналов позволяет установить взаимосвязь между признаком и его обозначением.
Возможно, вам покажется это сложным, уверяю вас - вполне приемлемо, да и заставляет детей на протяжении всего занятия думать! А продолжительность занятия - приближает его постепенно к длительности школьного урока!
Вот такие задачи можно решить на занятиях такой формы. Буду рада, если мой материал кому- то пригодится.