юлия решетова
Об особенных детях
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашей стране об особенных детях принято молчать. Родители часто обходят эти темы стороной, потому что сами боятся. Боятся разного, но чаще всего – неизвестности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Публикация «Об особенных детях» размещена в разделах
Как вообще можно делить детей на здоровых и нездоровых? – родители особенных детей, не могут взять в толк, почему в обществе возникает такая неадекватная реакция. Ведь для всех родителей их дети самые добрые, ласковые, очень искренние.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальной проблемой.
Инклюзивное образование является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей педагога является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. А это возможно только тогда, когда у педагога есть возможность индивидуального подхода к каждому ученику.
Специальных учебных заведений мало на данном этапе, не всегда у родителей с детьми есть возможность попасть в них.
На мой взгляд, в сложившейся ситуации больше минусов, чем плюсов, во всяком случае, на сегодняшний день.
Во-первых, не все родители детей с особенностями развития хотят отдавать своих детей в обычный детский сад или школу, опасаясь насмешек, конфликтов, неадекватной реакции на особенности детей.
Родители «обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать педагога и детей, что снизит уровень усвоения знаний. Безусловно, у родителей здоровых детей вызывает опасения, что при смешанном обучении здоровых детей с детьми с ОВЗ меньше внимания будет уделяться здоровым детям, снизится уровень обучения здоровых детей, ухудшится дисциплина.
Надо ли таких детей объединять со здоровым детям? Моё мнение, что надо, но не настоящее время. В конце концов, такой ребёнок в лучшем случае, будет просиживать нужное время, отведённое на образовательную деятельность, но не получать должные знания и умения. А в спец. школах и детских садах, которые ориентированы именно на детей с ОВЗ, вся система обучения и программа подстроена именно под их особенности.
Сначала надо создать важные условия инклюзивного обучения:
- переподготовка педагогических кадров;
-должное техническое оснащение всего образовательного процесса (например, слуховые аппараты, и т. д.);
- специально оборудованные помещения для пребывания детей с ОВЗ в образовательном учреждении: наличие пандусов, лифты, широкие проходы, увеличение пространства класса, индивидуальные наушники, и т. д.
Очень важную роль играют родители особенных детей.
Воспитание ребёнка с проблемами в развитии требует от родителей много сил и терпения.
Какими качествами должны обладать родители детей с ОВЗ, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребёнка, его психическое состояние? На наш взгляд, это следующие ключевые черты:
- родители должны иметь внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;
- строить свои отношения на успешности, веря в его силы и возможности;
- развивать самостоятельность ребёнка, сокращая постепенно свою помощь до минимума;
- не огорчаться и не отчаиваться, если результаты помощи ребёнку не будут видны сразу.
Ошибаются родители, думающие, что педагогическую работу можно отложить на неопределё нное время: ребёнок, как они предполагают, с возрастом самостоятельно научится одеваться, играть, говорить. Если недостатки воспитания нормального ребёнка могут быть устранены в процессе саморазвития, то развитие ребёнка с ОВЗ всецело зависит от участия окружающих. Заниматься с таким ребёнком надо не эпизодически, а регулярно изо дня в день. Необходимо вносить в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалить, поддерживать его инициативу. С ребёнком необходимо постоянно общаться, т. к. пассивность, крайне сниженная потребность к высказыванию, отсутствие интереса к окружающему – всё это замедляет развитие речи и развитие ребёнка в целом. Необходимо создавать ситуации, когда ребёнок должен пользоваться речью.
Очень часто приходится наблюдать, как родители, считая ребёнка больным, не доверяют ему даже самую элементарную домашнюю работу, тем самым ставят его в полную зависимость от окружающих, приучают к иждивенчеству. У ребёнка должен быть сформированы элементарные культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания и т. д.
Отношение окружающих к детям с ОВЗ резко меняется в положительную сторону, когда дети хорошо воспитаны, вежливы, адекватны в поступках.
Я думаю, что на сегодняшний день наш система образования находится на первой ступени к настоящему инклюзивному образованию. Всё это требует терпения, терпимости, последовательности, поэтапности, и конечно, времени.