Татьяна Шакирова
«Неразлучные друзья — взрослые и дети». Опыт работы с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Ученые в области семьи (Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая и др., считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Семья для ребенка - источник общественного опыта, пример для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
Публикация «„Неразлучные друзья — взрослые и дети“, Опыт работы с семьей» размещена в разделах
В законе «Об образовании» сказано, что родители являются основными социальными заказчиками образовательных услуг, и несут ответственность за воспитание детей, а дошкольные образовательные учреждения призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Именно поэтому необходимо взаимодействие и сотрудничество между родителями и педагогами. Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и противоречивых «советов», которые они получают из средств массовой информации.
Мы оказываем родителям эффективную помощь в вопросах воспитания. Одной из главных целей нашей работы является включение родителей в жизнь детского сада, чтобы они становились активными помощниками в воспитании детей. Формирование активной жизненной позиции родителей явилось актуальной проблемой для педагогов нашего детского сада.
Основными принципами в работе с родителями стали :
• Открытость детского сада и семьи;
• Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
• Практическая помощь семье в воспитании детей;
• Организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
• Вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
• Помощь родителей в создании развивающей среды группы.
Отдавая ребенка в детский сад, родители часто испытывают высокий уровень тревоги, сомнения в правильности своего решения, нередко чувство вины. Высокая тревожность неизбежно передается ребенку.
Развеять эти сомнения помогают встречи с педагогами. Мы рассказываем об особенностях режима, знакомим со специалистами ДОУ, проводим анкетирование, включая вопросы про индивидуальные особенности детей, статусе семей, семейных традициях… С первых дней мы проявляем заинтересованность в работе с семьей, внимание к опасениям и проблемам родителей. Все это происходит через разные формы работы : индивидуальные беседы, родительские собрания, «Дни открытых дверей», открытые занятия, просмотры режимных моментов, прогулок, сюжетно-ролевых игр. Присутствуя на этих просмотрах, родители имеют возможность увидеть своих детей в новой, непривычной социальной ситуации, могут общаться между собой.
Мы стремимся сделать встречи с родителями неформальными, заинтересовать их, отвечать на вопросы, не увлекаясь теорией, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на достижения науки и собственный опыт.
Так в нашей группе были проведены собрания - практикумы «Вместе с папой, вместе с мамой» по изготовлению книжек-самоделок, альбомов-загадок.
Была организована «Школа для родителей» по созданию детских исследовательских работ и проектов на темы : «Мой друг-пластилин», «Автомобили: вред и польза», «Мыло своими руками», «Почему дети любят играть в «Лего», «Дельфины», «Коньки».
На собраниях мы широко используем такую форму, как обобщение опыта семейного воспитания: «Формирование ЗОЖ в семье», «Подготовка к обучению в школе», «Как привить ребенку любовь к чтению».
Были организованы «круглые столы» и дискуссии, на которых обсуждались очень важные и актуальные для нас вопросы: «Нужно ли учить ребенка читать до школы», «Нужен ли английский язык дошкольнику». Мы, педагоги, всегда стремимся ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей. Для этого мы используем анкеты на разные темы.
Недавно в нашей группе прошло открытое родительское собрание на тему «Помочь учиться», на котором были использованы такие приемы как, анкетирование, погружение в детский возраст, работа группами по типу «Мировое кафе», рисование, обобщение опыта семейного воспитания, открытое письмо самым близким людям – моим родителям.
В работе с родителями мы стараемся использовать современные ИКТ. Это создание и просмотр фильмов о жизни детского сада и группы, традиции семьи, создание слайдовых программ, просмотр информации на сайте ДОУ, мы, дети и родители имеем возможность переписываться через социальные сети, с детьми, которые переехали в другой город.
На сегодняшний день одним из актуальных методов включения семьи в жизнь ребенка в детском саду является метод проектов. В результате участия детей и родителей в совместных проектах, семья сплачивается, а ребенок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам.
В нашей группе были разработаны и реализованы проекты:
«На прогулку, детвора!» Это был конкурс по благоустройству прогулочного участка, в котором наша группа заняла I место.
Проект «Гномы встречают Новый год». Конкурс по оформлению групп к Новому году», у нас I место.
Проект «Наша Олимпиада», посвященный Олимпийским Ирам в Сочи. Изучали историю Олимпийских игр, провели пресс-конференцию с болельщиками, которые посетили соревнования,
Встретились с волонтерами, которые работали в Сочи, провели веселые спортивные соревнования, изготовили альбомы по теме.
В настоящее время у нас реализуется проект по патриотическому воспитанию «Город в голубом ожерелье». В рамках этого проекта мы ходили на экскурсии по улицам города, к памятникам, на станцию детского и юношеского туризма, в галерею, в пожарную часть, в парикмахерскую, где работает одна из мам нашей группы, в библиотеку; ходили в поход на реку Кама, ходили на тур слет;
встречались с интересными людьми: художником Брагиным М. П., инструктором по туризму А. П. Слесаревым, начальником караула пожарной части Ивановым А. В., ветеранами ВОВ, воспитанниками ВСК «Десантник».
Мы принимаем активное участие в акциях, которые проходят в детском саду и в городе. В нашем ДОУ были организованы и проведены акции:
«Подари игрушкам вторую жизнь» - родители и воспитанники подарили детскому саду игрушки, которыми дети уже не играют дома.
«Сохраним природу Прикамья» - изготовление елок из бросового материала.
«Поможем тем, кто рядом» - изготовление и развешивание кормушек и скворечников.
«Ледяной городок» - благоустройство участка в зимнее время.
«Посадка кедров на территории детского сада» - совместное мероприятие с организацией
Акция «Игрушка-символ Нового года 2014» была организована советом микрорайона. Наши поделки украшали елку в торговом центре.
Акция «Поздравительная открытка», посвященная празднику 8 марта, так же была организована советом микрорайона. Открытки, изготовленные детьми и взрослыми, украшали подъезды домов, магазины, торговые центры.
Такое сотрудничество помогает объединить усилия в создании условий для формирования у детей таких качеств, как целеустремленность, ответственность, трудолюбие.
Не обходим стороной конкурсы и соревнования разного уровня.
Мы всегда принимаем активное участие в спортивных соревнованиях: «Город в движении», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Молодая семья – здоровая семья», «Лыжня России».
В детском саду проводятся совместные спортивные мероприятия с папами, посвященные празднику 23 февраля «Вместе с папой», конкурсы для мам, посвященные международному женскому, «А ну-ка, мамы».
Мы привлекаем родителей к участию на детских праздниках в роли Деда Мороза, Елочки, Весны и др. Стало традицией ежегодное проведение праздника – День рождения группы.
Родители и дети с удовольствием участвуют в конкурсах рисунков на разную тему, в конкурсе поделок из природного материала, из тыквы, из яблок.
Мы и наши дети - активные участники городских мероприятий: «Осенняя палитра», «Весенняя капель», «Новогодний карнавал», «Спорт и музыка», конкурс хоров.
В этом году мы приняли участие в общероссийском интеллектуальном конкурсе для детей подготовительной группы «Классики – скоро в школу».
Ежегодно мы принимаем участие в концертах, посвященных Дню Матери, Дню пожилого человека, Дню Победы.
Огромное значение имеет окружающая среда в группе. Дети в детском саду проводят больше времени, чем дома. Поэтому в группе необходимо создать обстановку для всестороннего развития ребенка, комфортную обстановку для воспитания личности. Для наших детей мы совместно с родителями создали необходимые условия: дидактические игры, игрушки, методические пособия, спортивный инвентарь; а также пошили костюмы к праздникам и спектаклям, изготовили атрибуты для сюжетно- ролевых игр; создали альбомы по социализации: «Активный отдых», «Путешествие на море», «Путешествие в Санкт-Петербург», «Вот моя деревня», «Модные прически для девочек», «Стильные прически для мальчиков», «Достопримечательности мира», «Удивительные мосты мира», «Необычные здания мира» и др.
Все мероприятия мы стремимся провести в игровой форме с учетом возрастных особенностей. Все мероприятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка.
Еще одна особенность нашего содружества: после проведения мероприятий мы совместно с детьми и родителями делаем фотоотчеты и стенгазеты, что бы родители, которых не было с нами, могли увидеть своих детей, осваивающих что-то новое. Участники наших мероприятий отмечают, что их привлекает возможность пообщаться с другими родителями, обменяться опытом преодоления трудностей.
Такая работа строится на уважительном отношении к родителям как партнерам образовательного процесса и результатом ее является, что детский сад становится для ребенка действительно вторым домом, где ему комфортно и куда он приходит с радостью и интересом.
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, будем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель: воспитать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких и просто окружающих их людей.
Шакирова Татьяна Александровна
Слесарева Ирина Валентиновна