Алена Пан-Си-Ха
Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Всё чаще специалисты сталкиваются с задержками в развитии ребёнка. И самая частая задержка-это Задержка Речевого Развития. Многие родители и даже специалисты ошибочно полагают, что если нет речи, то и нужно прицельно развивать речь. Дело в том, что речь-это верхушка айсберга, это сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной системе (или их отсутствии).
Публикация «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт "кирпичики" для более зрелых и сложных этапов развития. Говорят, что дети познают мир через движение. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект-это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом СЕНСО-МОТОРНОГО развития.
Самая приемлемая форма для занятий дошкольного возраста — это игра. Игра является ведущей деятельностью. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
Цель: развитие всех блоков головного мозга.
Задачи: Развивать концентрацию и распределение внимания, произвольное внимание
Развивать память
Развивать координацию
Развивать межполушарное взаимодействие
Развивать самоконтроль
Развивать внимание зрительно-пространственных и моторных навыков, контроля руки
Развивать ориентировку в пространстве
Встань рядом и повтори движение
Взрослый встает рядом с ребенком. Взрослый называет и показывает движения, ребенок проговаривает вслух и повторяет движения. Если ребенок хорошо выполняет задание, то его можно усложнить: взрослый намеренно показывает не те движения, которые называет. Ребенок должен заметить ошибку и показать движение правильно.
Суть этой игры состоит в том, что одновременно с выполнением основного задания, т. е. воспроизведением движения, изображенного на карточке, игрок должен читать стихи, петь песенку, отвечать на вопросы ведущего и пр. Ведущий может придумывать усложнения на свой вкус, исходя из задач работы, а может воспользоваться скороговорками. Перед началом игры игрок наугад выбирает скороговорку (перед началом игры можно распечатать скороговорки на отдельных листочках) и повторяет ее. Отметим, что ведущий может разнообразить любую игру, иначе разворачивая карточки, например, показывая их в перевернутом виде («вверх ногами») или боком
Рисование двумя руками.
Развитие межполушарных взаимодействий.
Ребенок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно по образцу или устной инструкции взрослого.
Зрительные рисунки улучшают зрительно-двигательную координацию. Рисовать в воздухе или на листе симметричные рисунки двумя руками одновременно. Получаются интересные формы, возникает чувство расслабления рук и глаз, улучшается процесс письма.
Зеркальное рисование.
Развитие пространственных представлений и снятие импульсивности. Ребенку дается рисунок в перевернутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребенка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребенку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевернутый
В пакете, на гелевой основе находятся бусины. Ребенок должен одновременно обоими руками распределить их по «домикам».
Ребенку нужно дорисовать картину с недостающими (пустыми) элементами.
Тренажер мозжечковой стимуляции Балансир (баламетрикс)
Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
Стоя на балансире, ребенок перекладывает мяч из руки в руку, при этом делает оборот мяча вокруг себя, с правой руки в левую руку перед собой, а с левой руки в правую за собой. Можно усложнить задачу чтением стихотворения, скороговорок.
Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие. Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с инструктором небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, домашних или диких животных и т. д.
Стоя на доске, удерживая баланс, ребенок пытается сбить кегли, стоящие перед ним на расстоянии 1.5-2 м.