Колыбельникова Светлана
Консультация «Научим слышать и правильно произносить звуки»
Консультация «Научим слышать и правильно произносить звуки»
Игры для развития фонематического слуха рекомендуется проводить после 3 лет. Хороший фонематический слух необходим ребёнку для усвоения звуковой системы языка, а также для грамотной устной и письменной речи. Необходимо начинать с простых игр и упражнений, а затем переходить к более сложным заданиям. Ведь главное - не перегружать ребёнка, а также вовремя заканчивать игру.
Публикация «Консультация „Научим слышать и правильно произносить звуки“» размещена в разделах
Умение сосредоточиться на звуке является важной особенностью человека. Без неё невозможно научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, а также не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевой патологией.
Прежде чем приступить к занятиям, нужно выяснить, как ребёнок воспринимает и различает звуки. Для этого предложите ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ша-жа; сходные слова: Маша- Даша-каша; жук-лук-сук-тук; выбрать нужную картинку среди: удочка-уточка, кочка-бочка, мишка-миска. Затруднения при выполнении заданий указывают о снижении у ребёнка фонематического слуха. Значит приступаем к занятиям.
Игра: «Топни-хлопни». Предложить ребёнку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех словах?». Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (шапка, кошка, мышь) и спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах.
«Звуковые песенки» Взрослый предлагает ребёнку составить звуковые песенки (АУ-дети кричат в лесу, ОО-мы удивляемся, ИА-кричит ослик и. т. д.
«Назови лишнее слово». Из четырёх слов, отчётливо произносимых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:
Коса, коса, коза, коса.
Голос, колос, голос, голос.
Утёнок, утёнок, котенок, утёнок.
«Какой звук начинает слово?» Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит слово, которое начинается на любой гласный звук, желательно с ударением на первый гласный. Например: аист, удочка, эхо, искры. Пусть ребёнок сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный.
Затем чётко его произнесёт и вернёт вам мяч.
«Какой звук спрятался в середине слова? «Игра аналогична предыдущей, но гласный уже стоит в середине слова (зал, жук, дом, сыр)
«Какой звук в конце слова?» Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слова (нога, столы, ведро, бери, каратэ).
Аналогично можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят (крот, танк, дом, гол, стул, малыш).
«Доскажи в рифму» Взрослый просит ребёнка подобрать слово в рифму.
Шёл по лесу шустрый мишка, на него свалилась (шишка)
Как-то вечером две мышки унесли у Пети (книжки)
То назад, то вперёд может плыть (пароход)
Портфель я выронил из рук –такой большой на ветке (жук).
«Цепочка слов» От данного слова образовать цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова : дом-мак-кот-тарелка-автобус.
Данные игры способствуют также развитию внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности. Чем раньше вы начнёте заниматься, тем больше шансов, что в школе у него не будет проблем.