Юлия Козинец
Наставничество в профессии
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка – детский сад №5" г. Находка.
Козинец Ю. Б.
Пояснительная записка:
Перед каждым из нас однажды встает очень важный и главный вопрос:
«Кем я хочу стать? Какую профессию выбрать?»
Публикация «Наставничество в профессии» размещена в разделах
Каждый человек сам определяет для себя своё место в жизни, находит то любимое дело, которое его наполняет радостью, вдохновением и позволяет получить наслаждение, реализовать свои знания, таланты, замыслы и мечты. Всё это относится к профессии - воспитатель.
В современных детских садах ждут грамотных специалистов, для которых воспитание детей не просто профессия, но и призвание.
Но, к сожалению, в последнее время молодежь неохотно принимает решение идти учиться в педагогические учреждения. Нашему детскому саду очень повезло. К нам пришёл молодой творческий, инициативный специалист. Педагогу дали 1 младшую группу и закипела работа. Стали появляться первые вопросы и проблемы: как вести документацию, как наблюдать за детьми, как организовать предметно-пространственную среду и т. д. Мой педагогический стаж 29 лет. С детьми младшего возраста работаю более 20 лет. Молодой педагог приходил ко мне за дружеским советом. Я понимала, что могу поделиться своими знаниями и опытом. Но мне не хватало знаний, как организовать и провести работу. Я стала читать необходимую литературу и прошла курс обучения «Наставничество в современных условиях управления образовательной организацией» (Приложения № 1).
С молодым педагогом было проведено анкетирование с целью определения уровня профессиональной подготовки; направлений деятельности, в которых в первую очередь требуется поддержка и помощь; готовности молодого специалиста к сотрудничеству (Приложение№2).
Был разработан План работы, который дополнялся, исходя из потребностей молодого педагога. (Приложение№3)
Цель наставничества : Повышение профессионального потенциала и уровня молодого специалиста.
Задачи:
1. Помощь в адаптации и успешное закрепление в профессии.
2. Помощь в понимании норм педагогической культуры.
3. Раскрытие личностного творческого, профессионального потенциала молодого специалиста.
Ожидаемые результаты:
Результатом правильной организации работы
наставника будет повышение уровня мотивированности и осознанности молодого педагога в вопросах образования, саморазвития и
самореализации в профессии; улучшится качество образовательного процесса в ДОУ.
Правила общения с молодым педагогом
1 «Не приказывать»
В процессе общения с молодыми педагогами следует отказаться от фраз типа
«вы должны», «вам необходимо», «вам нужно» и т. п
2. «Не угрожать»
Угроза со стороны наставника – это признак педагогической несостоятельности, некомпетентности.
3. «Не поучать»
Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику.
4. «Не подсказывать решения»
Наставник не должен «учить жизни» молодого педагога. «На Вашем месте я бы.» – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки,
5. «Не ставить «диагноз»
«Вам нельзя работать педагогом. Вы слишком эмоциональны» – такая фраза опытного педагога непременно насторожит молодого и настроит его против наставника.
Формы и методы работы с молодым специалистом 1. Индивидуальная работа.
Основным достоинством индивидуального обучения является возможность полной индивидуализации содержания, методов и темпов оказания наставнической помощи молодому педагогу. Такая форма работы позволяет следить за каждым его действием при решении конкретных педагогических задач в процессе профессиональной деятельности. К ним относятся- индивидуальные консультации и практические занятия.
2. Коллективная работа
У молодых специалистов существуют проблемы общего порядка, решить которые один педагог-наставник не в состоянии. Это – трудности адаптации в педагогическом коллективе. Поиск путей разрешения этих проблем является основной задачей коллективной работы с молодыми специалистами.
Участие в Педагогических советах, участие в организации и проведении праздничных мероприятий, способствует более легкой адаптации в коллектив и обмену опытом между педагогами.
3. Групповая работа.
Организуется наставниками для молодых педагогов, которые имеют трудности в решении одной профессионально значимой проблемы. Такая консультация имеет определенную направленность. Она включает сообщение наставника по теме консультации и ответы на вопросы молодых педагогов. Это могут быть групповые дискуссии, в основе которых лежит конкретная педагогической ситуация, пережитая молодым педагогом. Это может быть обзор педагогической литературы, то есть обсуждение содержания специально подобранных наставниками методических пособий.
Основные методы:
- обсуждение;
- моделирование ситуаций.
В своей работе я использую следующие методы:
«Я расскажу – ты послушай», «Я покажу – ты попробуй», «Сделаем вместе».
Приложение № 2
Анкеты для молодого педагога
Вводная анкета
1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
- Да
- Нет
- Частично
2. Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время?
___
3. В каких направлениях организации воспитательно-образовательного процесса вы испытываете трудности?
- в календарно-тематическом планировании ___
- в составлении рабочей программы ___
- в составлении перспективного планирования ___
- в составлении индивидуальных образовательных маршрутов___
-в ведении другой документации воспитателя (укажите, какой) ___
- в проведении организованной образовательной деятельности ___
- в проведении педагогической диагностики ___
- в проведении культурно-досуговых мероприятий ___
- в проведении совместных мероприятий с родителями воспитанников __
___
- в проведении других мероприятий (укажите, каких) ___
- в общении с коллегами, администрацией ___
-в общении с воспитанниками___
- в общении с родителями воспитанников ___
- другое (допишите) ___
4. Что представляет для вас наибольшую трудность?
- целесообразно организовать рабочее пространство ___
- формулировать цели, задачи ___
- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации
целей организованной образовательной деятельности (ООД)___
- мотивировать деятельность воспитанников ___
- формулировать вопросы проблемного характера ___
- создавать проблемно-поисковые ситуации ___
- подготавливать для воспитанников задания различной степени трудности _
- ___
- активизировать деятельность воспитанников в ходе ООД ___
- организовывать сотрудничество между воспитанниками ___
- организовывать само и взаимоконтроль воспитанников ___
- реализовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении_
- ___
- развивать способности воспитанников ___
- другое (допишите)
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора) :
-cамообразование;
-практико-ориентированный семинар;
-курсы повышения квалификации;
-мастер-класс;
-творческая лаборатория;
-индивидуальная помощь со стороны наставника;
-школа молодого педагога
другое (допишите)
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практикоориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора) :
-типы занятий, методика их подготовки и проведения
-методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
-приемы активизации познавательной деятельности воспитанников
-оценка достижений воспитанников, динамики развития
-психолого-педагогические особенности воспитанников разных возрастов
-урегулирование конфликтных ситуаций
-формы работы с родителями
-формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками