Наталья Дмитриева
«Наша умная игротека». Авторские дидактические игры для закрепления обобщающих понятий рукотворного мира
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам свои авторские игры на закрепление навыков обобщения и классификации объектов рукотворного мира.
Формирование обобщающего понятия - это развитие логического мышления, и чтобы ребенок смог свободно ориентироваться в окружающем его мире, нам необходимо сформировать у него умение выделять главный признак обобщающего понятия, и умение классифицировать! Это основные составляющие развития логического мышления у детей. Я предлагаю вашему вниманию развивающие игры, основанные на использовании в игре знаков- символов. Объясняю, почему: для детей дошкольного возраста характерно наличие наглядно- образного мышления, поэтому наличие знака, определяющего характерный признак понятия, помогает ему определить : какие объекты относятся к этому понятию.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Предметный мир. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2013
Игры знакомы вам по своему основному игровому действию: принцип игры -" Домино", игры- " Найди пару", игры - " Что лишнее?", но они усложнены наличием знака- символа, и поэтому заставляют думать и размышлять!
Развивающая игра " Домино - транспорт"
Цель игры:
- закрепление знаний о классификации транспорта по назначению и месту передвижения;
- развитие логического мышления - умения выделять признак классификации согласно знаку - символу;
Как выглядит игра:
Как изготовить игру:
- необходимо сделать карточки по типу " Домино" - с одной стороны картинка с изображением транспортного средства, с другой стороны знак- символ, обозначающий признак классификации; количество карточек произвольное. Карточки лучше заламинировать или оклеить скотчем, тогда игра прослужит дольше.
Варианты развития игры - постепенное введение знаков - символов
- использование в игре карточек со знаками- моделями - пассажирский и грузовой транспорт;
- использование в игре карточек со знаками - моделями : водный, наземный, воздушный транспорт;
- использование в игре карточек со всеми знаками- моделями по теме
" Транспорт"
Условные обозначения:

Как играть:
- по принципу " Домино" - играют несколько детей, выставляя по очереди подходящие карточки (картинка подставляется к знаку- символу);
- ребенок играет один, выставляя логическую дорожку ;

Развивающая игра " Найди пару"
Как выглядит игра:

Как изготовить игру:
- необходимо сделать карточки с изображением картинок разного вида посуды и карточек с изображением знаков - символов, обозначающих признаки классификации посуды (столовая, чайная, кухонная); и знаков- символов, обозначающих материалы, из которых сделана посуда
Основное игровое действие:
- ребенок должен составить пару из карточки с картинкой и карточки со знаком- символом;
Варианты развития игры: - использование в игре разных признаков классификации:
- составление пар " Картинка - модель" - классификация посуды по назначению;
- составление пар " картинка - модель" - классификация посуды по материалам изготовления;
- карточки из игры можно использовать для игры по типу " Домино"
Условные обозначения:

Развивающая игра " Лото - Одежда"

Как выглядит игра:

Как изготовить игру:
- необходимо сделать карточки игрового поля по типу " Лото", в верхней клетке карточки помещаем знак- символ, обозначающий признак классификации;
-необходимо сделать отдельные карточки с изображением различных видов одежды;
Основное игровое действие: - ребенок должен подобрать карточки с картинками, соответствующие признаку классификации;
Возможные варианты игровых полей:
- классификация одежды по сезону;
- классификация одежды по гендерной принадлежности;
- классификация одежды по материалу изготовления;
Условные обозначения:

Развивающая игра " Что лишнее?"
Цель игры:
-развитие логического мышления- умения выделять признаки обобщающего понятия, умения объединять объекты по общему признаку;
Как выглядит игра:

Как изготовить игру:
- игровое пол представляет набор картинок( 4-5, соответствующих одному обобщающему понятию;
- рядом с картинками наклеивается кружок (квадрат., на который ребенок должен найти и положить соответствующий обобщаещиму понятию знак- символ;
- одна из картинок должна быть лишней, ребенок находит для нее соответствующий знак- символ, а затем накладывает на нее
" запрещающий знак" - она лишняя!
Варианты игровых полей:
- обобщающие понятия предметного мира;
- основные классы животных;
- формы и местообитания растений и т. д.
Условные обозначения:

Вот в такие игры мы играем. Надеюсь, что мои идеи кому- нибудь пригодятся! Проверено многолетним опытом использования!