Ксения Пичугина
Наблюдение за природой зимой в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. У детей вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.
Публикация «Наблюдение за природой зимой в средней группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
По ФГОС целью экологического воспитания является - становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи экологического воспитания:
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.
Г. А. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья».
Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.
Каждую прогулку мы с детьми кормим птичек. И первое наше наблюдение было за подкормкой птиц и за тем, как птички кушают. . Целью данного занятия является воспитание эмоционально-положительного отношения к птицам; доброты, отзывчивости, желания помогать и делать добрые дела; трудолюбия.
Далее было проведено наблюдение за строением птичек. Цель наблюдения: закреплять знания детей о птицах, об их строении, учить и называть птиц и части тела. До наблюдения была проведена предварительная работа: беседа о зимующих птицах, об их строении тела.
Также было проведено наблюдение за птичьими следами на снегу, в ходе которого мы расширили знания о зимующих птицах (научились узнавать по следу, какой птице он принадлежит). Была проведена предварительная работа: беседа о зимующих птицах, наблюдения в природе, изготовление кормушек, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика.
Следующим наблюдением выступило - наблюдением за погодными явлениями, а именно - за гололедицей, целью которого стало развитие эстетического восприятия природных явлений, воспитание интереса к явлениям неживой природы, знакомство со свойствами воды. Была проведена предварительная работа: чтение стихотворения В. Степанова «Замер лес в прозрачной дымке», отгадывание загадок, поговорки и пословицы, знакомство с приметами, беседа о свойствах воды.
Мы провели наблюдение за ветром, в качестве атрибута мы использовали - ленточки. С помощью них мы определяли наличие или отсутствие ветра на улице. Цель данного наблюдения: продолжать закреплять представления о погодных изменениях; формировать понятия о ветре, его свойствах; учить определять направление ветра.
В ветреную погоду мы провели наблюдение за метелью, в ходе которого воспитатель дал детям представление о движении снега в ветреную погоду.
Очень интересным и познавательным стало наблюдение за снежинками с помощью лупы. Цель наблюдения: продолжать закреплять знания о снежинке, ее свойствах. В начале наблюдения был проведен сюрпризный момент: внесение лупы, воспитатель объяснил функции лупы. После чего приступили непосредственно к самому наблюдению. Воспитатель вместе с детьми рассматривали снежинки, выяснили, что все они разные по форме, узорам. Пришли к выводу, что снежинка - это ледяной кристалик, который в тепле тает.
Также было проведено наблюдение за снегом. Цель наблюдения: уточнять представления о свойствах снега. Воспитатель объяснил, что снег скрипит и рассыпается в морозную погоду; под действием температуры - тает, превращаясь в воду; он холодный; легко утаптывается. В течение нескольких дней, мы определяли какой сегодня снег, можно ли из него слепить снеговика и куличики или нет.
На прогулках были проведены эксперименты, один из которых, это - «Изготовление цветных льдинок», целью которого стало знакомство детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска. Перед наблюдением была создана проблемная ситуация: воспитатель показал детям цветную льдинку и попросил подумать, как они сделаны. После того, как педагог вместе с детьми разобрались, как получить цветные льдинки, приступили к опыту. Совместно со взрослым залили цветную водичку в формочки, оставили на день. На следующий день заметили, что льдинки замерзли, выяснили почему так произошло, после чего украсили льдинками участок.
На прогулке мы использовали нетрадиционную технику рисования гуашевыми красками. Цель "рисования красками на снегу": развивать у детей творческую активность, закрепить использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник (рисование на снегу гуашевыми красками). Была проведена предварительная работа: воспитатель с детьми заранее окрасили воду в разные цвета, выяснили, что вода может быть цветной. После беседы дети с удовольствием украшали сугробы цветной краской.
Далее будет проведено еще много наблюдений, а именно: наблюдение за деревьями, транспортом, людьми, работой дворника, машинами, небом, солнцем, сосульками и т. д.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.