Елена Василькова
Мероприятие с родителями «На пути к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию у дошкольников через игровую деятельность самостоятельности и инициативности, обуславливающих готовность ребёнка к школе и благополучную адаптацию в начале школьного обучения.
Публикация «Мероприятие с родителями „На пути к школе“» размещена в разделах
Ведущий: Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, который волнует всех родителей будущих первоклашек : «Что значит ребёнок готов к школе?». К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, они водят ребёнка в школу раннего развития или занимаются с ним дома по программе первого класса. Безусловно, такая подготовка к школе просто необходима, но её недостаточно для успешного обучения в образовательном учреждении.
В начале школьной жизни у ребёнка чаще всего возникают трудности. Как Вы думаете какие?
Предположительные ответы родителей :
• ребёнок нестарателен;
• не хочет выполнять домашние задания;
• не усидчив, быстро утомляется;
• не умеет читать, писать;
• возникают проблемы с самообслуживанием (неаккуратен, не завязывает шнурки и т. д.);
• не устанавливает причинно-следственные связи;
• трудности с логическим мышлением;
• проявляет мало инициативы, имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Ведущий: Вы назвали те трудности, с которыми, действительно, сталкиваются дети, придя в школу. Предлагаю вам объединиться в три группы и разобрать трудности, которые касаются нашей группы в данный момент.
Предлагаю вам рассмотреть данные проблемы в виде жизненных ситуаций с точки зрения родителей, воспитателей и учителя начальных классов и предложить способы преодоления этих трудностей.
Родители высказывают свое мнение по поводу данных проблем с разных точек зрения, предлагают свои решения.
Привитие инициативы выбирать безопасные подвижные игры.
Ведущий: Прогулки всегда приносят огромную радость детям.
Но омрачить радость детей и родителей могут распространенные травмы, возникающие при несоблюдении элементарных правил безопасности. Родители зачитывают ситуацию, озвучивают 3 точки зрения на неё, затем предлагают способы её решения с позиции родителей.
Ведущий может дополнить сказанное: Если дети придумывают небезопасные подвижные игры, необходимо наглядно показать им последствия через фото, видео, картинки или сюжетно-ролевую игру. Детям нравится сочинять и обыгрывать собственные игры. Предложите ребенку сочинить подвижную игру, где будут соблюдены определенные, перечисленные вами, правила безопасности.
Развитие самостоятельности и инициативности через игры на логическое мышление.
Ведущий: К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно – логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Отмечу, что сегодня в начальной школе преобладают развивающие системы обучения: Занкова, ЭльконинаДавыдова, Школа 21века… В них ведущая роль отводится развитию логического мышления. Эта же линия развития школьников продолжается и в среднем звене.
Родители зачитывают ситуацию, озвучивают 3 точки зрения на неё, затем предлагают способы её решения с позиции родителей.
Ведущий может дополнить сказанное: Взрослый должен помогать ребенку, осмысливать события и явления, искать их причины и следствия.
Например, с помощью таких вопросов:
- Почему осенью люди теплее одеваются?
- Почему летом нельзя кататься на лыжах?
- Почему зайца трудно увидеть на снегу?
Важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, телепередач.
Полезным упражнением для развития мышления и для знакомства с признаками предметов могут стать загадки.
Ребенок старшего дошкольного возраста может делать простые умозаключения. Эту способность можно развивать при помощи специальных заданий и упражнений. Можно предложить подумать, что хорошее и плохое существует в различных явлениях. Например, когда идет дождь, он питает все растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, замерзнуть и простудиться.
Ребенок дошкольного возраста должен познакомиться с противоположными по значению понятиями. Можно предложить поиграть в игру «Скажи наоборот» : большой – маленький, зима – лето, длинный – короткий, высокий – низкий, левый – правый…
Необходимо научить ребенка классифицировать предметы, то есть находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. Предложите ребенку картинки с изображением моркови, капусты, стула, стола, помидора, огурца, кресла, голубя, воробья, цапли, шкафа, пингвина. Дайте задание: «Перед тобой лежат карточки с изображением предметов. Посмотри на них внимательно. На какие группы ты бы мог распределить эти предметы? Назови каждую группу одним словом». Обязательно проверьте правильность проведенной классификации (овощи, мебель, птицы).
Игра «Четвертый лишний». Игра позволяет объединять предметы в группу по существенному признаку и выделять лишний. Предложите ребенку карточки с изображением предметов: банан, яблоко, груша, морковь. Дайте задание: «Найди лишний предмет. Объясни, почему он не подходит. Назови остальные предметы одним словом». Лишним предметом будет морковь, потому что - это овощ, а остальные – фрукты.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, находить признаки сходства и различия. Можно предложить ребенку среди нескольких игрушек или предметов отыскать предмет, отличающийся от других. Попросить объяснить, чем отличается предмет.
Игра «Волшебный мешочек». В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 кубика, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребенка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовет их. Есть ли среди предложенных предметов одинаковые?
При выполнении заданий обращайте внимание на развитие речи вашего ребенка: важно не только найти правильное решение, но и доказать, обосновать свой выбор. Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания, помогите ему объясните задание, проверьте правильность его выполнения. Помните, что в старшем дошкольном возрасте длительность занятия не должна превышать 25 – 30 минут.
Привитие желания быть старательными и внимательными через сюжетно-ролевую игру.
Ведущий: Дети дошкольного возраста хоть и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное - остаётся преобладающим на протяжении всего дошкольного детства.
Существует ряд причин, которые усиливают возможность ребёнка быть рассеянным. Первая причина касается здоровья дошкольника. Рассеянность может быть следствием нарушения правильного дыхания, а значит и снабжения мозга кислородом. Аденоиды (полипы, образовавшиеся в носоглотке, разрастаясь, затрудняют дыхание через нос. Ребёнок дышит ртом, и это пагубно сказывается на его работоспособности. Удаление аденоидов ликвидирует постоянную сонливость ребёнка, а с ней и его рассеянность.
Второй причиной является лёгкое и быстро проявляющееся утомление детей. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно-мышечной системы и особенно зрительного и слухового аппаратов. Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточный отдых вызывают возникновение сильного и разлитого торможения деятельности мозга. Наступает сонливость, нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на «падающие» на них раздражители. Чтобы избежать этого, важно следить за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня, особенно в выходные дни. Не стоит перегружать его в выходные занятиями в различных кружках, студиях, посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, компьютерными играми и т. п. Такое изобилие впечатлений не даёт ребёнку возможности сосредоточиться на деятельности, предлагаемой ему в рабочие дни.
И третья причина рассеянности – неправильное воспитание ребёнка в семье. Освобождение ребёнка от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов также может вызывать быстрое утомление и отключение внимания у ребёнка.
Родители зачитывают ситуацию, озвучивают 3 точки зрения на неё, затем предлагают способы её решения с позиции родителей.
Ведущий может дополнить сказанное: Можно играть дома в сюжетно-ролевую игру «Школа», в которой ребёнок может быть учеником, а мама – учителем. Или же ребёнок – ученик, а мама – посредник, который получает задания от учителя.