Елена Борзенкова
Эссе «Мое педагогическое кредо»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы в ответе за тех, кого приручили…»
От терпения опытность,
От опытности надежда.
Библия
Всегда, с самого детства, хотела быть воспитателем или учителем, играла с подругами в детский сад, в школу, в семью. Мама, воспитатель, учитель. … Так ли уж далеки эти слова друг от друга. Любой из них посвящает свою жизнь детям, их воспитанию и образованию, учит их жить правильно, по человеческим законам, учит их быть людьми.
Публикация «Эссе „Мое педагогическое кредо“» размещена в разделах
Начиная с маминых теплых рук, дитя как бы передается в надежные руки воспитателя, потом учителя. Его стараются обогреть душевным теплом, уберечь от беды. И только если звенья этой цепочки связаны, если ее составляют люди, для которых это не работа, а призвание на всю жизнь, результат будет исключительным.
Ну а если, допустим, одно из звеньев выпадет, если один из этих людей занят не своим делом, занимает не свое место? Что будет с тем, кого передают с рук в руки так бережно и нежно? Станет ли ребенок настоящим человеком, принесет ли пользу своей семье, стране, станет ли заботливым сыном, благодарным учеником?
Задумаемся, почему у нас в стране столько много детских домов, неполных, неблагополучных семей. В годы войны детей не бросали, наоборот, беспризорники находили приют в семьях, в которых и своих детей подчас было по несколько человек. Детские дома и тогда существовали, но что за дети в них росли? Сироты, потерявшие родителей во время боев, оккупации. Эти дети не стыдились своих родителей, они гордились ими, старались быть похожими на них.
Сейчас в детских домах в основном те, родителей которых лишили права называться мамой, отцом. В первую очередь от этого расставания страдают дети. Это руки мамы вовремя не подержали своего ребенка, не прижали к сердцу, не поцеловали. И вот он уже оставлен без заботы и материнской любви. Его не всегда заметят, не всегда поговорят с ним. О нем могут забыть, пройти мимо его хоть и маленьких, но уже проблем и забот. Куда делось чувство долга, ответственности за своих детей? Почему взрослые забывают о том, когда сами были детьми, забывают о том, как хорошо им было рядом с родителями? Куда исчезают семейные детские праздники, семейные традиции, обычаи?
Как часто мы нервничаем, когда ребенок задает свои «почему?», когда ему хочется поиграть, а по телевизору очередной сериал. Мы отмахиваемся, обманываем его, откладывая игру на несколько минут, хотя тут же забываем об этом. А он ждет, надеется на нас, верит нам, взрослым. А ведь стоит ребенку несколько раз сказать: «Отстань, мне некогда!», и ребенок не подойдет больше к вам. Но настанет время, и вам захочется поговорить с ним, поделиться сокровенным, послушать его. Все будет тщетно, перед вами уже вырастет стена равнодушия и непонимания.
Так же и второе, и третье звено может оказаться неудачным, ненадежным. Ведь воспитатель по близости к ребенку находится почти наравне с мамой. Воспитатель – это советчик, помощник для родителей, почти член семьи.
Я очень люблю детей, люблю их любых: шумных и робких, непослушных и скоромных, хитрых и простодушных, дерзких и ласковых. Я всегда им говорю: «Вы у меня самые умные, у нас с вами все получится. Девочки наши самые красивые, а мальчики – настоящие мужчины».
Я могу хорошо поладить с детьми. В этом я лишний раз убедилась, когда работала в школе. Мне просто сказать «торжественно вручили» класс, состоящий из детей детского дома, всего 12 человек. Директор школы, Лариса Александровна, так и сказала «Елена Ивановна, только вы сможете с ними поладить». И у меня все получилось, мы и сейчас с этими ребятами, уже взрослыми, часто встречаемся, много говорим, вспоминаем. Не зря говорится в Библии: «Малая закваска заквашивает все тесто».
Вот так и в нашей работе, нельзя рубить с плеча, ставить клеймо «из него ничего не получится», «он ни на что не годен», «пропащий ребенок». Нужно огромное терпение, чтобы вернуть ребенку веру в людей, в жизнь, вернуть огонек в его глаза. Начни с малого, с тихого доброго слова, с улыбки, с доверия, и замкнутый ребенок откроется тебе. Но надо делать это осторожно, по крупицам, по зернышку, от всего сердца, даря ребенку только лучшее, доброе. И отклик не заставит ждать. Он порою может быть самым неожиданным. Я помню случай, который запомнился мне на всю жизнь. У меня проходила педагогическая практика в детском саду моего родного поселка Нововосточный после первого года обучения в педагогическом училище. Я еще была на работе, в это время ко мне домой пришли трое ребят из моей группы. Они заявили со всей серьезностью моей маме: «У Елены Ивановны ведь нет детей, мы будем ей сыновьями». У всех троих мамы выпивали, один вообще рос без отца. А со мной им, наверное, было теплее, уютнее. Но моя мама нашла такие добрые слова для них, что они решили вернуться домой. Одному она сказала: «Ты видел, как твоя мама работает в столовой, как ловко она накладывает порции и быстро обслуживает людей? Все восхищаются ею и хвалят. Как же ты от нее уйдешь?». Другой от нее услышал: «У мамы еще один сын, младше тебя. Кто же ей поможет? Отец на работе, в поле допоздна. Вся надежда на тебя». А третьему посоветовала: «Ты иди к маме, ты у нее один. Кто же теперь ее защитит, если ты уйдешь?» С одной стороны, я увидела отклик детей на мою доброту, внимательное к ним отношение, а с другой – получила замечательный урок от далекого от педагогики человека, моей мамы. Она не посмеялась, не выгнала их молча, а показала их нужность в семье, необходимость для родных.
«Уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением», – учит святое писание. Как часто в суете дней, в торопливости, мы не замечаем иногда печаль в глазах ребенка, вопрос, непонимание действий, нас, взрослых. Это можно увидеть не только в глазах детей из детского дома, но и в глазах детей из семей. Нам надо насторожиться, забить тревогу, поговорить по душам с родителями, чтобы обратить внимание на приближающуюся беду, научить, помочь справиться с ней. В тоже время нельзя в своих советах, пожеланиях перегнуть палку, чтобы не унизить достоинства родителей, не дать понять им, что они ничего не смыслят в воспитании. В той же Библии говорится: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» Действительно, воспитатель не имеет права ставить себя выше родителей детей, он должен стоять рядом, должен уметь не поучать, а научить, и в то же время взять у них те необходимые, более глубокие знания о ребенке, которых у него, у воспитателя, возможно, пока нет. Ведь, «кто развивается, тот интересен каждую минуту», - писал В. Г. Белинский. Ребенку с вами должно быть интересно, иначе он никогда не пойдет на контакт с вами, не откроет свой «самый большой секрет». У Джорджа Шоу есть очень точные слова, над которыми стоит задуматься каждому из нас: «Я уверен, что если бы пришлось выбирать жить там, где детский гам не прекращается ни на минуту, или же там, где он никогда не слышен, то все нормальные и здоровые люди предпочли бы непрекращающийся шум непрекращающейся тишине». Почему? Да потому, что там, где дети, жизнь продолжается, там рождается новый день, там нет одиночества. Поэтому сейчас широко практикуется посещение домов престарелых, ветеранов детьми из детских домов, приютов, школ. Старость должна видеть будущее, свое продолжение.
Много лет прошло с моей педагогической практики в детском саду, уже дети тех мальчишек учатся в школе, но до сих пор я помню выше описанный случай - этот свой первый жизненный урок. Надо просто все время постоянно всем сердцем любить детей, беречь их, всегда находить время хотя бы просто посидеть с ними, пошептаться, надо понимать и верить им. Нам, взрослым, надо просто понять простую истину, что ребенок – он хоть и маленький, но он уже Человек и это самое главное.
«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» - учит нас все та же Библия, и я давно взяла себе это за закон своей жизни.