Папки-передвижки

«Мы помним, любим свою культуру и свой родной край!» Конспект занятия по ознакомлению детей с национальной культурой

Кадрия Габдрахманова
«Мы помним, любим свою культуру и свой родной край!» Конспект занятия по ознакомлению детей с национальной культурой
▼ Скачать + Заказать документы

Традиции, обычаи и культура края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. В соответствии с требованиями «программы воспитания и обучения в детскому саду» на занятия по рисованию дети знакомятся с народной символикой цвета, орнаментом и его разновидностями, приближаются к традициям и обычаям Татарстана. На данном занятии наша главная цель, помочь ребенку выразить свое отношение к татарскому декоративно-прикладному искусству через творчество.

Цели:

1. Образовательные:

Публикация «„Мы помним, любим свою культуру и свой родной край!“ Конспект занятия по ознакомлению детей с национальной культурой» размещена в разделах

- познакомить с татарским орнаментом через традиции и обычаи татарского народа;

- познакомить детей подготовительной к школе группы с разновидностями татарского орнамента (цветочно-растительный, геометрический, зооморфный) и его особенностями;

- закрепить знания детей о Набережных Челнах, ее исторических памятниках и достопримечательностях.

2. Развивающие:

- совершенствовать технические умения и навыки рисования красками и карандашами;

- развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное;

- развивать чувство цвета, формы и композиции;

- развивать связную речь, память, внимание мышления.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к историческому прошлому города и гордость за свой народ;

- формирование у детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с календарными праздниками нашего края («Сабантуй», «Науруз») и приобщение к татарскому народному орнаменту;

- воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа.

Предварительная работа:

Беседы об истории родного края. Чтение литературных произведений Д. Р. Шарафутдинова «Традиционная культура татарского народа», Ф. Валеева «Татарский народный орнамент». Рассматривание наборов открыток, иллюстраций книг с изображением достопримечательностей города. Прослушивание избранных музыкальных произведений Р. Яхина, Н. Жиганова и С. Сайдашева. Разучивание стихотворений о Набережных Челнах. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками.

Материал к занятию :

Иллюстрации, рисунки, наборы открыток о набережных Челнах, альбомы, куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка, магнитофон, диски с татарской национальной музыкой, мультимедийное сопровождение.

Изобразительный материал: акварель, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, кисти разных размеров, палитры, баночки с водой, белая бумага альбомного формата, шаблоны фартуков, тюбетеек.

Ход занятия

I. Знакомство с темой занятия. Беседа по теме.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о республике, в которой мы живем, с ее праздниками, обычаями и традициями. Кто мне скажет, как называется республика, в которой мы живем?

Дети: Татарстан.

Воспитатель: Правильно. Мы с вами проживаем в республике, которая называется Татарстан. В нашей республике живут люди разных национальностей : чуваши, марийцы, удмурты. Но больше всего русских и татар, которые чтят, помнят свои праздники. И в нашей группе есть ребята и русские, и татары. И все вместе вы играете, гуляете. Ребята, а как называется город, в котором мы живем?

Дети: Набережные Челны.

Воспитатель: Правильно. Набережные Челны – это большой, красивый и молодой город.

Воспитатель: Поэты нашего города посвятили Набережным челнам свои стихи. Наши ребята тоже знают стихотворение о набережных Челнах. Давайте послушаем.

II. Чтение стихов о Набережных Челнах.

(Дети читают стихи о набережных Челнах)

«Камазята»

Мы счастливые ребята

И зовут нас «камазятя»

В красивом городе живем,

Песни добрые поем.

Про поля широкие,

Про леса зеленые,

Про город наш на камее,

Где живем мы с вами.

«Мой новый город»

Челны – город и КамАЗ

Их построил для нас,

Дедушки родные,

Бабули дорогие.

Чтоб дети, внуки здесь росли,

Гордиться городом могли.

Счастливыми все были

И город свой любили.

Воспитатель: Ребята, правда, красивые стихи? Только тот, кто действительно любит свой город мог написать такие красивые строки.

III. Знакомство с достопримечательностями Набережных Челнов.

Воспитатель: город набережные Челны знаменит на весь мир. Ведь именно здесь собирают грузовики, которые уже 10 раз выигрывали ралли «Дакар», именно здесь находится единственная в мире площадь имени Высоцкого с памятником в его честь, а также Боровецкая корабельная роща, частично сохраненная. Отсюда в течение XVII-XIX веков везли мачтовую сосну в Казань, Астрахань и в другие города России. В настоящее время на месте рощи находится лесной массив Кзыл-Тау. Он знаменит тем, что это единственное в среднем Поволжье место, где в результате изменения русла реки, тайга перебралась на левый, лесостепной берег Камы. Главная звезда этого леса – пихта. Сейчас большой Бор и Кзыл-Тау – памятники природы республиканского значения, входящие в состав государственного природного национального парка «Нижняя Кама».

Как вы уже поняли, город набережные Челны, расположился на левом берегу реки Кама. Этот город отностительно молодой, статус города он получил только в 1930 году.

Город Набережные Челны считается одним из самых чистых и зеленых городов Татарстана. Он утопает в деревьях, клумбах, трехъярусных плетеных цветочных газонах. Главной достопримечательностью города считается гостиница «Сити-Центр», в народе – «тюбетейка». Прозвали ее так из-за характерного выступа на крыше, окрашенного в цвета флага Татарстана.

Интересен для туристов также храм Косьмы и Дамиана XIX века постройки и самая старая церковь города – Боровецкая.

В городе располагается 7 мечетей, самая яркая из которых «Абузар», построенная в 1991 году. Одним словом, в нашем молодом городе очень много достопримечательных мест.

IV. Знакомство с татарскими праздниками.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте вспомним о любимых праздниках татарского народа. Какие вы праздники знаете?

Дети: Науруз, Сабантуй.

Воспитатель: На татарский язык праздник переводится как «байрам». И действительно, один из самых любимых праздников не только у татар, но и всех людей, проживающих в Татарстане – Сабантуй. Этот праздник отмечается не только у нас в Татарстане, но и во многих уголках России. Отмечается он, когда окончены полевые работы, в конце мая – начале июня. Праздновали его под открытым небом. Место, где проводился праздник, украшали шарами, лентами. На Сабантуй собирается очень много народу. (Показ картины с фрагментами праздника)

А сейчас послушайте стихотворение А. Кулибиной, посвященное этому празднику, которое так и называется «Сабантуй».

После сева летним днем

Мы станцуем и споем

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким и удалым.

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь,

Управляет им джигит,

А чуть дальше, посмотри, На поляне силачи!

Смех, улыбки, шутки, пляс –

Все здесь это есть сейчас.

Веселись же и ликуй!

Это праздник сабантуй!

V. Физминутка. Татарская национальная игра «Минлебай».

VI. Знакомство с татарским национальным костюмом.

Воспитатель: Любой праздник всегда сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди надевали свои лучшие наряды, украшения. Одежда отличалась пошивом, узором на обуви, платье, головном уборе. Ребята, посмотрите у нас сегодня в гостях куклы Алсу, Ринат, Гульнара. Они одеты в татарские национальные костюмы. Кто мне скажет, что у Гульнары на голове? Во что она одета? А во что одет Ринат, как называется его головной убор? А как называется головной убор Алсу? (тюбетейка, калфак) А сейчас посмотрите на иллюстрации. На них изображены девушки и юноши в татарских национальных костюмах. Любимыми цветами являются зеленый, красный, синий, белый. Платье было неизменно широким, внизу оборки. Поверх платья надевали жилет или фартук.

Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла еще одна девочка. Она тоже в национальном костюме, но у нее нет калфака и фартука. Вот сегодня давайте все вместе приготовим для нашей девочки подарок, украсим фартук и калфак татарским национальным орнаментом. И она тоже сможет пойти на праздник нарядной.

VII. Пальчиковая гимнастика.

Ребята, для того, чтобы красиво нарисовать орнамент. Нужно подготовить наши пальчики к рисованию, а для этого надо сделать пальчиковую гимнастику.

Замок

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог? (руки сцеплены)

Постучали (не расцепляя кистей рук похлопать,

Покрутили (покрутить руками,

Потянули,

Расцепили.

Молодцы, теперь наши пальчики готовы к работе!

VIII. Знакомство с татарским орнаментом.

Воспитатель: Как я уже сказала. Сегодня мы будем украшать татарским орнаментом калфак и фартук.

Мы с вами уже знаем, что у татарского народа существует три вида орнамента:

1) Цветочно-растительный. В нем встречаются мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы) цветов тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника (показ на вышивках). Таким видом орнаментов украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

2) Второй вид орнамента – «геометрический» - применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.

3) Третий вид – «зооморфный» - среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток.

IX. Рисование орнамента на фартуках и калфаке.

Воспитатель: А сейчас вы выберете по своему желанию то, чем хотите украсить: фартук или калфак. Перед вами на столах лежат шаблоны орнаментов. Сейчас каждый выберет себе шаблон, можно один. Два, и разместит его на изделии. Затем простым карандашом переведет его себе. Для раскрашивания вы можете использовать карандаши, фломастеры, краски, гуашь, ватные палочки или кисточки. (Детям напоминаются, что они должны закрашивать аккуратно, не выходя за контуры и не оставляя просветов).

Дети украшают орнаментами свои калфаки и фартуки. Во время работы детей фоном включается кассета с татарской национальной музыкой.

X. Итоги работы

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые, яркие фартуки и калфаки у нас получились (рассматриваются работы ребят). «Для демонстрации изделий на картоне нарисована и вырезана девочка. На плечах и на поясе прорезы для демонстрации одежды». Давайте примерим. Думаю, что наша девочка осталась довольна. Теперь она может часто менять наряды и быть всегда красивой. А сейчас я хочу угостить вас татарским национальным блюдом – чак-чаком.

Публикации по теме:

Конспект занятия. Знакомство с татарским орнаментом, через традиции и обычаи татарского народа Комбинированного занятия по ознакомлению детей старшей группы с разновидностями татарского орнамента и его особенностями Тема: «Знакомство.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мы помним, любим свою культуру и свой родной край!» Конспект занятия по ознакомлению детей с национальной культурой
Опубликовано: 12 декабря 2012 в 15:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мы помним, любим свою культуру и свой родной край!» Конспект занятия по ознакомлению детей с национальной культурой» (включая файлы) размещена пользователем Кадрия Габдрахманова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД