Елена Гришина
«Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды». Конспект НОД для старшего дошкольного возраста ко Дню народного единства
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды!»
Цель: Познакомить детей с малочисленными коренными народами
Ленинградской области.
Развивающиезадачи:
1. Развивать любознательность и познавательную мотивацию;
2. Развивать воображение, наблюдательность, мышление, речь, творческую
активность, социально-коммуникативные навыки;
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к истории своей области;
Публикация «„Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды“, Конспект НОД для старшего дошкольного возраста ко Дню народного единства» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Конспекты занятий к 4 ноября
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Воспитывать уважение к жизни, традициям и обычаям своего народа и
других народов;
Образовательные:
1. формирование у обучающихся культуры межнационального общения через
изучение художественного наследия народов Ленинградской области;
2. Расширять и активизировать словарь обучающихся.
Ход занятия
Ребята входят в зал становятся вкруг и говорят, взявшись за руки:
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты и здравствуй я!
Воспитатель: Доброе утро, ребята и гости! Прослушайте и отгадайте
загадку:
В ней живем и ты, и я,
Все мы – дружная семья.
Всенароды в ней – друзья,
Что же это за страна (Россия)
Молодцы!
Как вы думаетесколько народностей и народов проживает на
территории России (Ответы детей).
ВРоссииживет очень много различныхнародов.
А знаете ли вы, что отличает одиннарод от другого (Дети
перечисляют)Верно, у каждогонарода свой язык, свои традиции, обычаи,
национальные костюмы, своя кухня и национальные блюда, своя
культура (сказки, песни, танцы)и даже жилища у них могут быть разные.
Воспитатель:Ребята, сегодня мы приглашаем вас оправиться в очень
интересное путешествие по нашей Ленинградской области.
Ведущие хозяйки:
Вепсы: Tervhen!
Ижоры: Tere paivva!
Водь: Terve!
Воспитатель :Ребята, как вы думаете что сказали вам наши гости (ответы
детей)
Воспитатель:Вы верно сказали, что гости поздоровались с вами на языках
коренных народов Ленинградской области. Воспитатель. :Вы знаете, кто
такие коренные народы (Ответы детей)
Воспитатель :Коренны е наро ды— народы, которые издавна обитали на
определённых землях, до прихода туда переселенцев из других мест.
Воспитатель :В ленинградской области проживает более ста
национальностей. Но коренными жителями являются только русские и
финно-угорские народы : водь, ижора, вепсы.
Воспитатель:Ребята, а теперь давайте посмотрим на карту Ленинградской
области и узнаем, где живут малые коренные народы.
Хозяйка ижора:Древнейшее население территории Ленинградской области-
Ижоры. Сейчас ониживут в основном в Кингисеппском районе в доль реки
Нижняя Луга (показать на карте В Ленинградской области- 169 ижор.
Хозяйка вепсы :Другой древнейший коренной народ – это Вепсы. В
Ленинградской области Вепсы живут между Ладожским, Онежским и Белым
озёрами. Ленинградской области — чуть больше1тыс человек.
Хозяйка водь :Самый малочисленный коренной народ Ленинградской
области – Водь. Издавна этот народ проживает в деревнях Кингисеппского
района. В Ленинградской области проживает всего 33 человека, но водский
язык знают не более 10 человек.
Хозяйка: Ребята, а как вы думаете, что делали эти народы проживая на этой
территории? А как вы думаете,что могли делать люди, проживающие рядом
с лесом, а рядом с реками и озёрами
(ответы детей) Все финно-угорские народы издавна занимались
земледелием. Почти все мужчины были опытными рыбаками.
У всех этих народов развито было у этих народов гончарное и
деревообделочныеремесло.
Из бересты плели аккуратные коробы для хранения муки и зерна, крепкие
туеса для переноса молока и воды, заплечные кошели для сбора грибов и
ягод, плели лапти и даже берестяные сапоги, колыбели и игрушки.
Предлагаю подойти к столу с ремеслами.
Физминутка:
Посмотрю на карту я, (вытягиваем прямые ладони вперёд)
Вот российская земля (поочерёдно соединяют одноимённые пальцы рук)
Есть леса тут и озёра, горы, реки и моря
Я люблю тебя Россия- ты же родина моя (руки к груди скрещённые)
Воспитатель:Кроме старинных обычаев и обрядов у вепсов,, вожан и
ижор сохранилось множество рассказов о прежней жизни преданий,
поговорок, считалок, старинных колыбельных и обрядовых песен, танцев,
игр.
Сейчас мы с вами поиграем в одну из таких игр.
Подвижная игра под музыку.
Хозяйка ижора: Каждый народ Ленинградской области готовил свои
национальные блюда.
Основу питания этих народов составлял хлеб, едой были каши из ячменя и
ржи, рыбные блюда. Позднее появился картофель. В каждом доме готовили
овсяный кисель, травяной чай, морс и настаивали хлебный квас.
По праздникам готовили еду с мясом и пекли различные пироги.
Традиционным ижорским блюдом были щи из миноги- кабусторокка и
манная каша с черникой - мустикапудру.
Хозяйка водь:Древнее национальное блюдо вожан- мяхчя. Для ее
приготовления в ржаное тесто вмешивали загустевший гороховый суп и
ставили томиться в печь. Часто в нее добавляли ягоды. И готовили соус
касты.
Хозяйка вепсы:Национальное блюдо вепсов - это калитки из ржаного теста
с начинкой из картофеля, каши, творога или ягод, а так же праздничные
пироги с творогом и картофелем - сульчни.
Хозяйка водь : Помимо своей истории, традиций, песен танцев и блюд у
каждого народа был свой национальный костюм. Давайте рассмотрим наши
национальные костюмы.
Кто может сказать, что такое национальный костюм (ответы детей).
Национальный или народный костюм —сложившийся на протяжении веков
традиционный комплекс одежды. У каждого народа свой национальный
костюм.
Хозяйка ижора:Старинная национальная женская одежда ижор привлекала
всех красотой и необычностью. Холщовая рубахаи сарафанбыли богато
украшены сложными тканным орнаментом и вышивкой и поясным
полотенцем. А замужние ижорки надевалисаппано— очень нарядный
вышитый головной убор.
Хозяйка водь:Водская женская одежда также была очень красива и
необычна. Вся одежда была белой: сарафан и рубаха, передник, кроме
нагрудника и высокого головного убора красного цвета, который назывался-
пайкас, вышитый бисером и ракушками каури.
Хозяйка вепсы:Вепская традиционная одежда была проста, но красива.
Вепские женщины носили длинную вышитую рубаху, поверх надевали
красную или синюю юбку. Поверх юбки повязывали передник. Русские
соседи часто говорили, что вепса всегда узнаешь по красному переднику.
Продуктивная деятельность! (делимся на 3 команды по броску
треугольника из 3х цветов флага разбираем виды вышивки)
Воспитатель:Давайте вспомним с какими малочисленными коренными
народами Ленинградской области мы сегодня познакомились: Водь, Вепсы и
Ижоры. Рассмотрели национальные костюмы, узнали места их проживания,
обычаи, занятия. Узнали о том, что их осталось совсем немного. Поэтому к
сохранению их истории и культуры нужно относиться с большим
вниманием. Ведь каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу
культуры и истории нашего края. Каждый народ неповторим.
Хозяйки:Вы все ребята молодцы. Активно участвовали, были
внимательными слушателями, отвечали на вопросы. Спасибо за работу.