Марина Никифорова
«Влияние эмоционального состояния на речевую активность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние эмоционального состояния на речевую активность дошкольников
Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «„Влияние эмоционального состояния на речевую активность дошкольников“» размещена в разделах
М. Ф. Фамичева в своей исследовательской работе по воспитанию у детей правильного звукопроизношения напоминает – речь не является врожденной способностью человека, она формируется вместе с его ростом и развитием. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.
Любое нарушение речи в той или иной степени отражается на их деятельности и поведении. Дети, плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становятся застенчивыми, нерешительными, плаксивыми, другие - гиперактивными, агрессивными. Дети стесняются своей речи, трудно вступают в общение с взрослыми и сверстниками.
Как помочь детям овладеть всем многообразием родного языка, обрести уверенность в себе?
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные, но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть. Развитие речи теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности окружающего мира, логику суждений.
Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
М. М. Алексеева, В. И. Яшина поднимают проблему характеристики языка, как средства человеческого общения, его коммуникативную функцию. Широкий спектр деятельности по проблеме эмоционального благополучия детей предлагают программа С. В. Крюковой, «Давайте жить дружно!». Цель программы – адаптировать детей к условиям дошкольного учреждения, создать у них чувство принадлежности к группе, развивать коммуникативные навыки. М. А. Пономарева в своей исследовательской работе по игротерапии общения дает рекомендации и практический материал по использованию игр для развития общения.
Проработав данные исследований, пришла к следующему: мы, педагоги, совместно с родителями, которые ближе всех к детям, должны формировать у малышей коммуникативную функцию речи – общение, так как общение является важнейшим средством развития речи.
В общении со сверстниками и взрослыми дети проявляют умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их, поддерживать диалог.
В результате педагогического анализа предположила, что успех в работе по теме возможен при соблюдении условий:
- физическое здоровье ребенка;
- психологический комфорт;
- культурно – языковая среда;
- развивающая среда группы;
- взаимодействие с семьей.
Наиболее благоприятной формой развития речевой активности является игра. Во время игрового общения успешно формируются коммуникативные навыки, развивается речевая активность.
Д. Б. Эльконин напоминает, новые потребности к ведущей деятельности - игре, с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, в результате чего речь становится более связной.
В игровом общении повысилась речевая и познавательная активность детей, интерес родителей к делам детей, снизилось количество конфликтных ситуаций в группе.
Только в игре можно достигнуть эмоционального комфорта, который позволяет активизировать и развивать речь детей.