фетисова наталья
Мультфильмы и их роль в жизни ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
«Мультфильмы и их роль в жизни ребёнка»
Каждый из нас, будь то, взрослый человек или совсем маленький ребенок, мальчик или девочка, очень индивидуален. Мальчики играют в роботов, солдатиков и машинки, а девочки, наоборот, с материнской заботой и любовью укладывают любимую куклу в коляску. Но есть то, что, любят и взрослые, и дети, и мальчики, и девочки. Конечно, это мультфильмы.
Публикация «Мультфильмы и их роль в жизни ребёнка» размещена в разделах
И любовь к мультикам не случайна. Взрослые любят мультфильмы не только за то, что, они позволяют родителям отвлечь ребёнка на какое-то время, а самим заняться своими делами, но и, несут не маловажную воспитательную, познавательную и развивающую роль.
Для детей же, мультфильм – это удивительная сказка: яркая, волшебная, незабываемая. Сказка, которая учит дружбе, общению и взаимному уважению; поясняет, что такое хорошо, а что плохо, и что добро всегда побеждает зло. Мультфильмы помогают им расти, познавать мир, учат быть добрым и доброжелательным, улучшают мышление малыша, раскрывают перед ним мир ярких оттенков и улыбок. Они обладают весомым значением и это обязан знать каждый родитель.
Ведущие психологи и психиатры утверждают, что умственный и психический потенциал ребенка формируется от рождения до трёх лет. У малышей огромный резерв «пустой» памяти и только от вас будет зависеть, чем вы заполните этот резервуар. От того, какой фундамент будет заложен в эти годы, зависит дальнейшее психическое развитие ребёнка.
Мультфильм - модель окружающего мира, поэтому дети склонны подражать тому, что они видят на экране. А всегда ли этот пример для подражания достойный – решать, конечно же, родителям. И, правда, для чего нужны мультфильмы в жизни ребенка? За что и почему они их так любят? Психологи утверждают, что причин такой любви несколько.
Во-первых, герои сказок и мультиков разговаривают на одном языке с детьми. Никто и ничто не сможет так быстро и надежно донести до ребенка информацию, как это делают мультфильмы.
Во-вторых, дети просто обожают все яркое и красочное, и мультики удовлетворяют эту их потребность сполна.
В-третьих, не стоит забывать о том, что дети воспринимают информацию по-другому. Они не просто смотрят на экран, они погружаются в сказку, они как бы попадают внутрь и переживают все события вместе с героями. Для них это своего рода приключение, интересное путешествие, а не пустое времяпрепровождение. Мультфильмы создают в голове малышей образы, оставляют в душе место для фантазий и домыслов, и очень сильно действуют на подсознание малышей.
Актуальность темы, которая меня затронула, состоит в том, что сегодня показу юных зрителей открывается огромный мир мультфильмов. Смотреть их можно до бесконечности, выбирать жанры, сюжеты, героев. Но не все мультфильмы, как оказалось, оказывают положительное влияние на детскую психику и воспитание.
Существует много мнений о вреде и пользе мультфильмов и о том, сколько по времени и какие именно можно показывать мультфильмы детям для полноценного развития личности.
Так как влияют мультфильмы на детскую психику?
Для маленьких зрителей открывается огромное количество мультипликационных фильмов с разнообразными жанрами, сюжетами. Всем известен, что мультфильмы имеют огромное влияние на нервную систему ребенка. Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребенка? Что выбрать для ребенка: зарубежные или отечественные мультики? Стоит ли позволять детям смотреть анимационные фильмы, полезны ли они? И сколько времени можно проводить ребенку перед экраном?
Рассмотрим положительное влияние мультфильмов на ребенка.
Яркие, зрелищные, образные с одной стороны, и простые, с другой стороны, ненавязчивые, доступные мультфильмы, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Герои мультиков демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомленность крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. От сюда следует, что мультфильм – это эффективное средство воспитания ребенка, главное найти золотую середину. У просмотра «правильных» мультиков есть много положительных моментов:
ребенок имеет возможность отдохнуть и отвлечься, получить психологическую разгрузку;
ребенок учится воспринимать сюжет и логически мыслить;
познавательно-образовательное влияние (объясняют явления природы, развивают речь, расширяют кругозор и т. д.);
смена картинки на экране с звуковым сопровождением стимулирует зрительное и слуховое внимание, способствуя их развитию;
а вот, совместный просмотр мультфильмов с родителями помогает найти новые интересные темы для обсуждения, что развивает у ребенка речь.
К сожалению, во многих мультфильмах нашего времени можно выделить ряд недостатков, которые могут привести к неправильному формированию и развитию психики ребёнка : переизбыток агрессии, насилия, слишком подробные сцены драк с кровью, убийств, демонстрации атрибутов смерти (кровь, кладбища). Главные герои, как правило, агрессивны, они могут нанести вред окружающим. Ребёнок может затем подражать мультяшкам в своей жизни. Полная безнаказанность, плохие поступки героев не наказывается, а иногда даже приветствуется. Из-за этого у ребёнка может сформироваться стереотип о вседозволенности, и это может привести к негативным последствиям в будущем у малыша. Отсутствует четкая граница между добром и злом. Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным и растениям может вызывать агрессию детей. Неправильное формирование инстинкта самосохранения, неосознанное подталкивание ребёнка к суициду. Нет гарантии, что ребёнок в жизни не захочет попытаться повторить подвиг своего любимого персонажа. Так что помните, включая, мультфильмы ребенку, мы тем самым, несем ответственность за то, чем пропитается его подсознание, какие образы поселятся в его голове, мыслях и действиях.
Будьте внимательны, если:
1. Персонажи (главные герои) мультфильма ведут себя агрессивно, наносят вред окружающим (калечат или убивают друг друга, взрывают машины, поджигают дома);
2. Герои демонстрируют опасное для жизни поведение (бегают по крышам, прыгают с высоты, едут на подножке скоростного поезда и т. д.);
3. Герои неуважительно относятся к людям, животным, растениям;
4. Плохое поведение персонажей мультфильмов никто не наказывает и не осуждает;
5. Герои насмехаются над больными, беспомощными, стариками;
6. Персонажи не симпатичны или откровенно уродливы.
Многие родители обеспокоены нездоровой зависимостью ребенка от мультфильмов. Ребенок у телевизора ест и одевается, проводит перед экраном все время и отрывается от него только тогда, когда приходит пора ложиться спать. Обвинять ребенка в этом, попросту нельзя. Вероятно, сами родители уделяют ребенку слишком мало времени, если ребенок эту нехватку общения с живыми людьми заменяет мультфильмами.
Самым важным моментом является длительность просмотра. Нельзя резко в один миг запретить ребенку смотреть мультфильмы. Это может привести к острому конфликту, необходимо обратить внимание на ребенка и попытаться переключить его с поглощения мультфильмов на другие, более интересные занятия, например новые игры.
Помните, что хороший мультфильм должен быть наградой ребенку, а не каждодневным рутинным событием. Не отказывайте, конечно и себе в удовольствии, устраивайте семейные просмотры мультфильмов. Вы получите массу положительных эмоций, а заодно лучше узнаете своего ребенка. И возможно, у вас появится новое семейное хобби: коллекционирование хороших мультфильмов.