Людмила Новикова
«Моя успешная практика» — комментарий к презентации на конкурс «Воспитатель года»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя успешная практика.
2-3 Общие сведения: Я по образованию воспитатель детского сада, закончила Горьковское педагогическое училище в 1987 г.
Работаю уже более 21 г в МБДОУ детский сад «Светлячок».
Педагогический стаж 31 год. /Общий трудовой стаж 35 лет. /
Имею высшую квалификационную категорию.
Мое Интернет-Портфолио :
размещено на страницах Международного образовательного портала МААМ
Темочки:
- Воспитатель года
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Педагог, воспитатель года. Готовимся к конкурсу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
У меня есть страница на сайте детского сада «Светлячок»
Страница в социальной сети для педагогического сообщества
«Педагоги. онлайн»
В «Контакте» открытое сообщество «Комбинированная группа «Радуга»
Закрытая группа «Радуга» в «Вайбере»
4. Грамоты, дипломы, сертификаты. Мои воспитанники активно участвуют в различных конкурсах в рамках муниципальной программы «Система выявления и поддержки одаренных детей».
Принимали участие в конкурсах «Талант» /2017, 2019 г. / Были призёрами муниципального спортивного фестиваля «Малышиада».
В 2016 г. я подготовила победительницу муниципального конкурса «Мама года», а в 2018г. сама стала призером этого конкурса в номинации «Самая творческая мама»
Мы неоднократно принимали участие в епархиальных конкурсах детского творчества «Мамочка – мой ангел», и в 2018 Артем Гоголев стал победителем во всех 2 этапах конкурса/Благочинном и Епархиальном/
На протяжении нескольких лет я была участницей различных песенных фестивалей и концертов, посвященных Дню воспитателя и дошкольного работника.
В 2018. г. в составе команды МБДОУ детский сад №12 «Светлячок» участвовала в муниципальном смотре-конкурсе по охране труда /1 место/.
Я была награждена грамотой Управления народного образования администрации городского округа город Бор в связи с 45-летием детского сада (2017, а также благодарностью Управления народного образования администрации городского округа город Бор за участие в концерте, посвященном Дню воспитателя и всех дошкольных работников (2018).
5. Моё профессиональное кредо:
«Каждый ребёнок талантлив!»
Я верю, что каждый ребенок талантлив! Но талантлив по-своему.
Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности.
Я ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что есть в нем. Дать импульс к самоусовершенствованию через всестороннее развитие в театрализованной деятельности
Мой девиз: «Учить – играя»
Методическая тема «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов: как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира, как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни, как интересно можно жить в этом мире, как воспитать и развивать основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.
Современные идеи развивающего образования придерживаются главных принципов: развитие-творчество-игра.
Также в новых стандартах отражена концепция использования системно-деятельностного подхода в обучении, когда ребенок становится субъектом своей деятельности. Театрализованная игра наилучшим образом решает эту задачу, ведь это один из эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.
6. Цель и задачи
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать
Для успешной работы надо использовать творческий потенциал ребенка, опираясь на его природные склонности.
Развитие способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них и является театрализованная деятельность. Поэтому я поставила перед собой цель: всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Во многих исследованиях обозначены психологические особенности детской художественной игры как формы усвоения социального опыта общения. Она предполагает обязательное вовлечение индивидуального и прежде всего эмоционального опыта ребёнка. Театр и игра близки ребёнку, который стремиться воплотить в действии жизненные впечатления, позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка
7. Интеграцияс образовательными областями:
Социально-коммуникативное развитие : - Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
- Воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.)
- Воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
развитие эмоций;
- Воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие
- Развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
- Наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ;
- Обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
- Развитие памяти, обучение умению планировать свои действия
Художественно-эстетическое развитие:
- Приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
- Развитие воображения;
- Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
- Создание выразительного художественного образа;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Речевое развитие:
- Содействие развитию монологической и диалогической речи;
- Обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
- Овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Физическое развитие:
-Согласование действий и сопровождающей их речи;
-Умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
-Выразительность исполнения основных видов движений;
-Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки
8. Этапы работы:
9. Занятия по театральной деятельности мы начали уже с младшей группы. Это сюжетно-отобразительная игра, где ребенок отображает свои впечатления и представления в форме предметных действий с игрушками. Режиссерская игра, где дети действуют одновременно за нескольких персонажей, не принимая на себя никакой роли. Игра-драматизация, где ребенок берет на себя роль.
Театрализованную деятельность в среднем дошкольном звене можно разграничить на две ключевые группы: игры-драматизации (театр драмы) и режиссёрские игры. В первом случае дошкольники сами становятся действующими лицами спектакля: облачаются в костюмы, играют роли персонажей, передавая их движения и переживания с помощью интонации, мимики и пантомимики.
Разновидностью драматического театра является театр шапочек-масок, который также имеет место в средней группе.
В ходе режиссерской игры ребенок только создает сцену, управляя игрушечным героем.
С детьми старшей группы продолжаем совершенствовать их исполнительские умения, развиваем чувство партнёрства. Они могут изменять начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.
Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре. Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. ,выражают интонацией особенности характера и настроения героя. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
10. Формы организации театральной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Когда я выбирала материал для инсценировки, я отталкивалась от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащала их жизненный опыт, побуждала интерес к новым знаниям, расширяла творческий потенциал:
Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра занятиях, праздниках и развлечениях.
Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями,
мини-сценки с куклами, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.
11. Основные направления /формы/ работы с детьми:
Театрализованная игра учит детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству. Игры:
o Эстафета Что мы делали не скажем
o Знакомство Волшебная палочка
o Кто во что одет Этюды на эмоции
o Передай позу Одно и то же по-разному
o Летает – не летает
Речевые игры:данный раздел включает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
развивает речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас. Игры:
o Моя сказка
o Умный мяч/подбор определений, глаголов, синонимов, антонимов/
o Эхо
o Артикуляционная гимнастика
o Стихи- совместное творчество с детьми.
o Творческие игры со словом
Скороговорки, диалогические скороговорки
Ритмопластика: включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Развивает умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивает координацию движения, учит запоминать заданные позы и образно передавать их. Игры:
o Осенние листья Муравьи
o Снежинки Насос и кукла
o Пантеры Мороженое
o Жесты Самолеты и бабочки
o Поймай хлопок
Инсценировка песенмузыкальный компонент расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).
Музыкальные игры, помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку
игры на ускорение Чух-чух, паровозик
ежики в тумане Танцуют зверята
я ракета Давайте м ы
у оленя дом большой попрыгаем
самолет
Драматизация сказок - работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.
учит сочинять этюды по сказкам; развивает навыки действий с воображаемыми предметами; развивает умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.).
Посещение театров – знакомство с основами театральной культуры -этот раздел знакомит детей с элементарными понятиями и профессиональной терминологией театрального искусства, с его особенностями и видами театрального искусства; с основами актерского мастерства; воспитывает культуру поведения в театре.
o Рассматривание иллюстраций и фото различных театров
o Просмотр видео и презентаций
o Беседа-диалог о создателях спектакля, о театральных профессиях
o О чем рассказала театральная программка.
12. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Разнообразие театров способствует повышению интереса детей к театрализованной деятельности.
В уголке располагаются:
различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др. ;
реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации. Лепбук
В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра. потому что они помогают:
сформировать правильную модель поведения в современном мире;
повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
дает элементарные представления о видах театра.
совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
способствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.
13. Виды игр определяются разнообразием театров.
Настольный театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз. Сопровождать движения пальцев речью. Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
14. Театр-топотушек, шагающий театр помогает расширить словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения игры, счета
Театр эмоций передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети
15. Плоскостной магнитный развивает творческие способности. Содействует эстетическому воспитанию
Развивает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Действуя с различными картинками у ребенка развивается мелкая моторика, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти. Формирует пространственные представления. Развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений. Повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.
16. Бибабо, вырежковый театр. Посредством куклы, одетой на руку дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях. Поскольку полностью отождествляют себя/свою руку/ с куклой. При игре в кукольный театр Би-ба-бо невозможно играть молча, поэтому именно эти куклы чаще всего используют в своей работе логопеды и психологи.
Теневой театр развивает воображение, фантазию, восприятие, мелкую моторику
Игра-драматизацияСамый разговорный вид театрализованной деятельности. Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов. Способствует самопознанию и самовыражению личности. Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
17. Ростовые куклы, костюмы для игр-драматизаций
Представлены костюмы и атрибуты, изготовленные мной и родителями воспитанников.
18. Формы организации работы с родителями.
Успешную работу с детьми невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельностив группе я провела анкетирование «Играете ли вы с детьми в театр?»
В родительском уголке и на странице группы в интернете размещались консультации для родителей «Роль театрализованных игр в развитии связной речи детей дошкольного возраста», рекомендации по созданию домашних театров и др.
В группе организовывались выставки различных театров. Проводился конкурс среди родителей «Подари детям сказку» - изготовление театра своими руками совместно с детьми.
В данный момент мы проводим сбор экспонатов для мини-музея рукотворных кукол.
Родители участвовали в показе кукольного театра для детей, также совместно с детьми показывали сценкина утренниках и развлечениях.
Всем очень запомнилось выступление детей и родителей на конкурсе «Мама года» с инсценировкой песни «У каждого мама своя»
И, конечно, ни один спектакль не обходится без помощи родителей в изготовлении костюмов и атрибутов.
Не забываем мы про посещение театров, как в местных домах культуры /смотрели постановку «Летучий корабль»/ так же с родителями и детьми ездили на постановку мюзикла «Кот в сапогах» в нижегородский ТЮЗ. Не только дети, но и взрослые были переполнены положительными впечатлениями.
Результаты деятельности.
19-21Театральной деятельностью с детьми я занимаюсь уже 4 года. За этот период были поставлены инсценировки сказок «Заюшкина избушка», «Кто сказал «Мяу». Мне очень нравится соединять музыкальную деятельность с театральной.
В моей группе очень много одаренных детей как театрально, так и музыкально. Поэтому я включаю танцы, песни, игру на музыкальных инструментах в драматизации сказок. Это усиливает эмоциональное восприятие спектаклей и задействует как можно больше участников, ведь выступать хочется всем, а ролей не хватает…
22. Также в подготовительной группе я разрабатывала сценарий театрализованного новогоднего утренника «На балу у царя Гороха», в котором соведущим праздника был ребенок /царь Горох/. Подготовкой песен, танцев, занималась тоже сама, т. к. муз. руководитель был на длительном больничном. Это была очень сложная и объемная подготовка /все персонажи, кроме Д/Мороза были дети, много костюмов, атрибутов и пр. / Но и результат стоил того…
23. Участие в конкурсе чтецов с инсценировкой стих. Е. Серовой «Три мамы». Мне неинтересно было вывести ребенка и выразительно прочитать стих. Я подвела ребенка к ее самостоятельному желанию инсценировать его. Девочка в процессе чтения последовательно при помощи атрибутов и актерских способностей изображала персонажей стихотворения. /дочка, мама, бабушка/
24. Когда я вновь набрала группу малышей, вопрос о продолжении работы над театральной деятельностью даже и не стоял. Поэтому мы продолжали включать театрализованные сценки в праздники и развлечения. А к концу года драматизировали сказку «Репка», при показе пели песни, играли в хороводную игру «Есть у деда огород»…
25-26. Самым ярким моментом в своей работе над театральной деятельности я считаю участие в конкурсе «Мама года». Двумя годами ранее я готовила к этому конкурсу / презентация на отборочном туре, выступление на финале/ бабушку одной из своих воспитанниц. Мать 5 детей и бабушку 9 внуков. Ей на тот момент было 68 лет. Она заняла 1 место в своей возрастной категории.
Посмотрев, я решила что мне тоже есть что показать. В первую очередь хотелось вывести на большую сцену своих талантливых воспитанников. Родителя не только помогали с костюмами, они согласились выступить с нами. Наше совместное выступление с инсценировкой песни произвело большое впечатление на зрителей и детей. Мне не дали 1 место/у меня только 1 собственный ребенок/, я стала призером в номинации «Самая творческая мама». Но те слова признаний и поздравлений от родителей воспитанников «Вы самая лучшая!» стоили гораздо дороже…
27. Также я со своими детьми поучаствовала в отборочном туре конкурса «Талант 2019» с инсценировкой песни «У каждого мама своя»…Хотя мы не прошли в финал, для нас это был хороший опыт и начало, ведь мои дети были самыми младшими участниками конкурса.
27. Ко «Дню матери»в нашей группе был проведен концерт. Специально для него мы подготовили сценку «Ангелы выбирают матерей». Выступление детей и мам было очень красивое и трогательное.
28. Чтобы пополнить РППС и приобщать родителей к Т/Д я организовала конкурс самодельных театров «Подари детям сказку»/ по сказкам и мультфильмам/. Особое внимание хочется уделить настольному театру на прищепках «Красная Шапочка» персонажи которого были раскрашены вручную совместно с ребенком. Был театр по сказкам Пушкина, фигурки которого были сделаны из шишек и вылепленных их пластилина деталей. Верховой театр «Три поросенка». Театр-калейдоскоп с ширмой /также на прищепках. /
29. Итоговая диагностика с целью определения уровня развития театрализованной деятельности В процессе диагностики отслеживались и сравнивались такие критерии как: знание основ театральной культуры, артистические качества, инициатива и самостоятельность в организации игр, творческие и музыкальные способности
Она проводилась в форме наблюдений, бесед и с использованием творческих заданий /частично взятых из методик Сорокиной и Т. С. Комаровой,
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Заюшкина избушка»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, магнитный театр, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, магнитной доске, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Динамика развития знаний, умений и навыков наглядно видна.
30. Новизна личного вклада Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении
проблемы разностороннего развития дошкольников средствами театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми, как на занятиях, так и вне занятий.