Юлия Третьякова
Мини-музей «Эра динозавров»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Эра динозавров»
Воспитатель: Третьякова Ю. М.
Цель: расширять знания детей о древних обитателях нашей планеты.
Задачи:
- Дать детям знания о палеонтологах и происхождении слова «динозавр»;
- Формировать у детей представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
- Развивать интерес к познанию природы;
- Поощрять самостоятельность «открытия»;
- Развивать умения детей видеть отличительные особенности динозавров (во внешнем виде, способах питания и т. д.);
Публикация «Мини-музей „Эра динозавров“» размещена в разделах
- Динозавры. Все материалы про динозавров
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Познакомить с версиями вымирания динозавров;
- Вызвать положительные эмоции от занятия;
- Развивать речь, умение описывать внешний вид динозавров;
- Поощрять двигательную активность во время проведения физкультурной паузы;
- Развивать любознательность и расширять кругозор в ходе экспериментальной деятельности.
Ход НОД
Кто жил в древние времена, когда еще совсем не было не только людей, но и даже современных растений и животных?
Ответы детей.
Конечно же, это были – динозавры. Хотите узнать немного больше об их жизни? И сами поделиться, что вы знаете об этих гигантах? Тогда я вам предлагаю разобраться в таких вопросах, как:
Откуда взялись эти гигантские рептилии?
Как они выглядели и где обитали?
Почему они вымерли?
Откуда мы сейчас узнаем о динозаврах, кто изучает древности?
Ответы детей.
Палеонтологи – люди, ученые, которые изучают остатки древних растений, животных, их окаменевшие следы жизнедеятельности.
Что означает слово «динозавр»?
Ответы детей.
Динозавр – с греческого «ужасный ящер».
Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас. В то время (примерно 230 млн. лет назад) на Земле не было ни зверей и птиц, ни тем более – людей. На планете стояло вечное лето: было очень жарко и влажно. Было очень много водоемов – рек, болот; большое разнообразие растений (пальмы, папоротники). В этих зарослях обитали различные насекомые, черепахи, ящерицы, но главными хозяевами были – динозавры.
Посмотрите, пожалуйста, на картинки и скажите, что общего у всех динозавров? (обратить внимание на мольберт)
Ответы детей. ( Одни и те же части тела: голова, туловище, четыре лапы, хвост; части морды; тело покрыто чешуйками).
Чем они отличаются? ( разная среда обитания: суша, водоемы, небо; способы питания: хищники и травоядные, причем хищники появились раньше).
Все хищники имели огромные острые зубы (показать зуб хищника) и когти для захвата и удержания добычи, передние лапы почти у всех короче задних, задние лапы очень мощные, поэтому могли быстро бегать.
У травоядных (у многих) была длинная шея, чтобы с высоких деревьев доставать листочки; зубы были тоже мощные, но не острые, а сглаженные и менялись каждый год; ходили почти все на четырех лапах; на туловище, голове и хвосте имелись разные костяные выросты – шипы, рога, пластинки, для защиты от нападения хищников.
Ну а теперь давайте поиграем, физминутка «динозаврик»
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно.
Оглядел он все вокруг
И быстрей на стульчик плюх.
Предлагаю поиграть в игру «Хищные – травоядные». На мольберте вы видите круг, разделенные на две части – красную и зеленую. Что бы это могло значить? Ответы детей.
Да, это означает, к красной части круга мы будем прикреплять хищных динозавров, а к зеленой – травоядных. Динозавриков вы можете брать у меня на столе по очереди. (Дети по очереди прикрепляют динозавриков, выбранных по собственному желанию, по ходу педагог рассказывает о том или ином виде динозавра какой-то интересный факт).
Спинозавр – самый большой хищник
Тираннозавр – «ящер – тиран», высота до 6 метров, масса тела до 4 тонн, длина зуба 15 см.
Велоцираптор – «быстрый охотник», длина 1,5 м, масса 15 кг.
Мозазавр – «водный ящер», длина 15 м
Птерозавр – питался рыбой
Птеродон – размах крыльев 16 м
Трицератопс – «трехрогая морда» ,самый большой среди травоядных, масса – 12 кг, длина – 9 м, высота – 3 м
Стегозавр – «крышеящер», на кончике хвоста 4 острых шипа длиной по 1 метру, масса 6-8 тонн, длина 8 м
Брахиозавр – «рукоящер»
Анкилозавр – «спаянный ящер»
У меня следующий к вам вопрос: откуда появлялись динозавры?
Ответы детей.
Динозавры строили гнезда из песка и грязи, затем мама откладывала яйца, а папа – самец их высиживал. Максимальный размер яйца, которые нашли ученые – размером с мяч для регби.
Почему сейчас нет динозавров? Почему они вымерли?
Ответы детей.
Есть несколько версий, и основные из них:
- Упал метеорит, образовалось много пыли. Стали гибнуть сначала растения, затем травоядные динозавры, и потом, конечно же – хищные
- Извержение вулкана. Горячая лава полилась во все стороны и все живое стало гибнуть из-за огня и жары.
- Предлагаю пройти в нашу мини-лабораторию, где мы с вами посмотрим, как же происходило это извержение. Так как около вулкана находиться опасно, вы к столу близко не подходите и ничего со стола не берете.
Проведение опыта «вулкан».(загружаем в жерло вулкана) Для изготовления «вулканической лавы» применялась вода, лимонная кислота и пищевая сода.
Занимайте свои места и продолжаем: где сейчас можно увидеть динозавров?
Ответы детей.
В книгах, журналах, в магазинах игрушек, в музеях в виде скелетов и макетов.
Посмотрите что у меня в папочке лежит? (раскраски с динозаврами) Что с ними надо сделать? (раскрасить)
Самостоятельная работа детей. В ходе этой работы педагог также дает интересную информацию и факты из жизни динозавров, дети дают имена своим динозаврикам.
Понравилось вам наше путешествие в прошлое? Мы теперь знаем, что динозавры могли жить где угодно, лишь бы было тепло; делились на травоядных и хищников, имели разного рода защиту, вымерли все из-за вулкана или метеорита.
Я рада, что вам понравилось, у нас есть целая полка книг и энциклопедий, где мы еще что- то новенькое сможем узнать о жизни «ужасных ящеров»