Татьяна Панкова
Мини-музей «Русская изба» как форма приобщения дошкольников к культурному наследию России
▼ Скачать + Заказать документы
«Мини-музей «Русская изба» как форма приобщения дошкольников к культурному наследию России»
Шевченко Татьяна Александровна,
старший воспитатель высшей квалификационной категории
Панкова Татьяна Ильинична,
воспитатель высшей квалификационной категории
Воспитания гражданственности и патриотизма является особенностью российской системы образования на протяжении достаточно долгого периода времени. И это вполне понятно, ведь любовь к родине является одной из основных русских ценностей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Моя Родина Россия
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Темочки
У детей старшего дошкольного возраста могут сформироваться чувство любви к своей родине, осознание себя частью великого народа и гордость за него, если в семье и образовательном учреждении ведётся систематическая, последовательная, целенаправленная работа по нравственно-патриотическому воспитанию. Это направление в деятельности педагогического коллектива детского сада № 173 является приоритетным на протяжении многих лет, а в 2018-2019 учебном году была реализована идея создания мини-музея «Русская изба».
Такой музей является не только неотъемлемой частью развивающей среды дошкольного учреждения, но, самое главное, условием и средством успешного социокультурного развития детей, способствующих воспитанию у них любви к родине, к его истории, культуре, быту и осознанию ими своих корней, национальных истоков.
Среда мини-музея «Русской избы» для ребёнка - средство познания традиций и культуры своего народа. Погружение детей в существующую музейную среду предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к духовным богатствам и ценностям русского народа.
Д. С. Лихачев говорил о важности пробуждения генетической памяти, касающейся своих национальных корней, так: «Память – преодоление времени, преодоление пространства. Память – основа совести и нравственности. Память – основа культуры. Память – наше богатство».
Создание мини-музея «Русская изба» - это первый этап реализации проекта «Мини-музей «Русская изба», который стал, в свою очередь, частью долгосрочного проекта «Музейная педагогика в детском саду», созданного творческой группой педагогов детского сада. В оформлении и наполнении экспонатами музея принимали участие все участники образовательных отношений – педагогические работники, дети и их родители.
В избе есть домашняя утварь: ухват, кочерга, чугунки, старинный утюг, самовар, глиняная посуда, стол с лавками и много разной утвари. В центре находится стол с самоваром на нём, чашками для чая, баранками. Рядом с русской печью стоит прялка, веретено, на которое сматывались спряженные нити. Есть в русской избе люлька с набором постели в народном стиле. Пол и лавки накрыты домоткаными половиками.
В мини-музее представлены также взрослые и детские русские национальные костюмы в натуральную величину, продукты народного промысла: расписанные блюда, посуда, игрушки, лапти, вышивки, народные музыкальные инструменты.
У входа в русскую избу стоит колодец с ведрами и коромыслом.
Всего в проект вовлечено 12 педагогических работников, члены родительских комитетов групп, работники музея Октябрьского района «Закаменка» и библиотеки им. Б. Богаткова.
Второй этап проекта – организация педагогического процесса по реализации поставленных задач приобщения детей к истокам русской национальной культуры.
Мероприятия с детьми будут проводиться на основе программы Князевой О. Л., Маханёвой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», начиная с младшей группы 1 раз в неделю по подгруппам 10-12 человек, в чередовании 1-3 недели в мини-музее, 2-4 неделя в группе. Главные герои «избы» - воспитатель в образе русской народной красавицы – хозяйки «избы», домовёнок Кузя и кот Васька (игрушки).
При планировании этого этапа работы общими для всех педагогических работников были следующие требования:
-знание материала;
-соблюдение принципов научности, доступности, гуманности, системности;
-интерактивность форм и видов детской деятельности.
Для педагогов по данной теме запланированы консультации и семинары, созданы памятки и письменные рекомендации; подобран информационный, наглядный и демонстрационный материал, а также методическая литература. И эта работа очень важна, необходима: любая задача дошкольного образовательного учреждения решается успешно, если педагоги компетентны в том, что они хотят сформировать, воспитать, развить в своих детях.
Что же касается нравственно-патриотического воспитания дошкольников, то здесь очень важен не только профессионализм педагогов, но и человеческий фактор: взрослые должны сами осознавать важность поставленной задачи, сами любить свою родину, сами проявлять интерес к истории своего народа.
Мини-музей «Русская изба» – это не застывшая экспозиция, он интерактивен, все экспонаты можно трогать, что делает восприятие его детьми эмоциональным, ярким, запоминающимся.
Невозможно на вербальном уровне объяснить дошкольникам значение давно вышедших из употребления слов и вещей. Только увиденные и услышанные самими детьми, обыгранные в процессе деятельности, вещи становятся значимыми и понятными. Поэтому в проекте запланированы не только рассказы, рассматривание и беседы, но и творческие мастерские по изготовлению игрушек и предметов быта по образцам музея, посиделки, народные игры, тематические досуги (к православным праздникам, чаепитие, театрализация народных обычаев и обрядов, разучивание и пение русских народных песен.
Сегодня многое в жизни общества заново открывается и переоценивается. Касается это и проблем возрождения культурных традиций и старинных обычаев русского народа. Поддержание у дошкольников устойчивого интереса к истории своего народа - первая и самая важная ступень в воспитании патриотов и граждан великой России.