Светлана Груздева
Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного Году памяти и славы «Мы этой памяти верны»
▼ Скачать + Заказать документы
«Методическая разработка воспитательного, мероприятия посвященного Году памяти и славы»
Тема: «Мы этой памяти верны»
. Война не вмещается в оду,
и многое в ней не для книг.
Я верю, что нужен народу
Души откровенный дневник.
Семен Кирсанов
Мероприятие проводится в соответствии с принятыми нормативными документами:
1. Указ Президента Российской Федерации №327 от 8 июля 2019 года «Об объявлении 2020 года в Российской Федерации Годом памяти и славы»;
Темочки:
2. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2018 г. «О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Пояснительная записка
Педагог призван воспитывать и развивать учеников во внеурочное время. Подготовка к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за различными изданиями по воспитательной работе, постоянно углублять профессиональную подготовку, улучшать свои знания, всё это, благотворно влияет на работу с воспитанниками.
Мероприятие является одним из цикла мероприятий, проводимых в русле гражданско-патриотического воспитания детей. Мероприятие составлено в форме литературно-музыкальной композиции и предназначено для обучающихся 1-9-х классов. Форма проведения выбрана не случайно, так как - это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Мероприятие способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. В рамках мероприятия дети обучаются современным ИКТ-технологиям, знакомятся с историей нашей страны, учатся работать с дополнительной литературой и применением полученных знаний на практике.
Тема и содержание мероприятия являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании. Содержание мероприятия направлено на воспитание интереса к истории родной страны.
А также поднимаются и обсуждаются вопросы «гордости за страну», уважения к истории страны, ее культуры и ветеранам.
Мультимедийные презентации, используемые в данном мероприятии, а также подборка стихотворений и музыкального сопровождения продуманы и соответствуют возрастным нормам и являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании.
Данный материал можно использовать в воспитании высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.
Данная методическая разработка была опробована, как внеклассное мероприятие в ГКОУ «Сявская коррекционная школа-интернат». Считаю, что данная методическая разработка поможет педагогам организовать внеклассное мероприятие или провести классный час.
Цели:
Расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне;
Задачи:
Образовательные задачи:
Способствовать формированию нравственных качеств.
Воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны.
Воспитательные задачи :
Способствовать воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку.
Способствовать развитию духовно-нравственного самосознания воспитанников.
Образовательные технологии: информационно-коммуникативные, ситуативные.
Форма: литературно-музыкальная композиция
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
письма-«треуголки», костюмы: накидки «журавлей», костюмы медсестёр, солдат, автоматы, бинты, газета, спортивный инвентарь: два туннеля, кубики, кегли; кружевные платочки, носитель с музыкальным сопровождением; ноутбук, музыкальный центр.
Место проведения: актовый зал
Меж предметная связь: литература, музыка, история.
Предварительная работа: Рассказ воспитателя «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!».
Беседа «О подвигах воинов в Великую Отечественную войну».
Беседа по книге «Здравия желаем» (знакомство с ветеранами Великой Отечественной войны). Познакомить с некоторыми фактами из биографии маршала Г. К. Жукова.
Рассматривание картин, отражающих события времен войны, и составление по ним рассказов.
Просмотр презентации: «Они защищали Родину», «Боевые награды». Просмотр видеороликов о Великой Отечественной Войне.
Сюжетно – ролевые игры: “Госпиталь”, “Полевая кухня”, “ Танкисты”.
Чтение художественной литературы: Е. Благина “Шинель"; А. Митяев “Землянка”; А. Твардовский “Гармонь”; С. Баруздин “Шел по улице солдат”. Рисование: “Война глазами детей”. Разучивание танца “Журавли”.
Слушание песни: «День Победы «муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой, разучивание песен «Прадедушка», «Катюша», стихов о войне.
Ход мероприятия
(Слайд1) Построение.
(Все учащиеся школы, учителя выстраиваются на школьной площадке согласно отведенным местам)
(Слайд 2) Ведущие:
1-й: Память человеческая строго
Дни считает, как бойцов в строю
Знает мир, что путь тот был нелёгок
К этому торжественному дню.
(Слайд 3)
2-й: Победа к нам приходит вновь и вновь,
Прекрасна и юна, как в сорок пятом,
Приходит в блеске старых орденов
На пиджаке бывалого солдата.
1-й: Умытая слезами – не дождём,
Сверкая не огнём, а счастьем жизни,
Победа к нам приходит вешним днём,
Чтоб никогда не позабыть о том,
Какой был подвиг совершен Отчизной!
(Слайд 4)
Ведущий 2: Дорогие ребята, учителя! Завтра. 9 мая, наша страна будет отмечать великий праздник – День Победы! Мы собрались сегодня, чтобы не остаться в стороне
Ведущий 1: В эти погожие весенние дни сердце обращается к 9 мая 1945 года. С каждым годом все дальше и дальше от нас те героические и трагические годы. Великая Отечественная война была одним из тяжких испытаний, которые с честью выдержала наша страна.
(Слайд 5)
Ведущий 2: 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 26 миллионов погибших людей. Вдумайтесь в эти страшные цифры. Если каждому из погибших объявить минуту молчания, страна будет молчать 34 года!
(Слайд 6-7)
Ведущий 1: Людей, рожденных в начале 1920-х годов, называют теперь ветеранами. А когда-то они участвовали в боях, многие из них были мальчишками и девчонками 14-17 лет – вашими, ребята, ровесниками.
(Слайд 8)
Ведущий 2: В те годы дети быстро взрослели, уже в 10—14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии.
(Слайд 9)
Ведущий 1:
Стихотворение Константина Ивановича Баёва «Ложка» читает ученик
Провожая в путь-дорожку,
Мать вложила в сумку мне:
– Вот, возьми, сыночек, ложку,
Пригодится на войне…
С боку звёзды, в центре птичка,
Лаком крытые края.
Сразу видно, что вещичка –
Раскрасавица моя.
В ней вкусна любая каша
И с огня солдатский борщ.
Эх, догадлива мамаша!
Знала: губ не обожжёшь.
Много мне встречалось ложек
Всех фасонов и мастей.
Только эта – всех дороже, –
Память матери моей.
1942 г.
(Слайд 10)
Ведущий 2: Во время войны дети теряли родителей, братьев и сестер, рано взрослели. Подчиняясь лозунгу «Всё для фронта, всё для победы!», совсем юные шли на работу, становились к станку, помогали взрослым, собирали по домам для фронта вязаные носки и другую теплую одежду.
Ведущий 1: Ваши сверстники, ребята, шли по дорогам войны вместе со своими отцами и старшими братьями. За героические подвиги с фашизмом 3,5 миллиона юношей и девушек награждены орденами и медалями, 7 тысяч удостоены звания Героя Советского Союза.
Ведущий 2: А скольких детей война осиротила… Нет в нашей стране семьи, которая не потеряла бы в той страшной войне своих близких.
(Слайд11)
Стихотворение Л. Тасси «Оборванного мишку утешала», читает обучающийся
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
"Кусочек — хлеба- это очень мало,
Но крошечка достанется тебе. "
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
"Была семья, был дом. Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я. "
. А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом.
"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят. "
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне.
И выбежала из дому девчонка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне. "
. Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна.
сколько их, девчонок и мальчишек, осиротила подлая война!
(Слайд12)
Ведущий1:
Хлеб военной поры наполовину состоял из ржаной муки, а половину из клейстера, отрубей, шелухи. Этот маленький кусочек 125 граммов спас жизни многих жителей блокадного Ленинграда. Только в марте 1943 года появилась возможность выпекать ржаной хлеб с применением пшеничной муки.
Стихотворение читает ученик 5 класса Круглов Андрей «Ладожский курган».
(Слайд13)
Стихотворение читает ученица 5 класса Кузнецова Карин «Дневник Тани Савичевой»
(Слайд14)
Ведущий2:
Фронт был всюду: в далеком тылу и на передовой. Воевали и мужчины, и женщины. Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи. За годы войны в различных родах войск служили 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. Так какие же они были девчонки, ушедшие на войну в 1941-м? Что пережили они?
(Слайд 15)
Исполняется песня: «Девчонки военной поры»
(Слайд 16)
Стихотворение читает ученица 1 класса Становова Вика «Фронтовые медсестры»
(Слайд 17)
Ведущий 1
Можно ли было победить народ, женщины которого в самый трудный час тащили с поля боя и своего и чужого раненого солдата? Можно ли было победить народ, женщины которого делились с врагом последним куском хлеба, жалели и понимали вражеских солдат, как собственных детей? Нет, тысячу раз нет!
Русская бабка, Юрий Кузнецов
Утром фрицу на фронт уезжать,
И носки ему бабка вязала,
Ну совсем как немецкая мать,
И хорошее что-то сказала.
Неужели старуха права
И его принимает за сына?
Он-то знал, что старуха - вдова.
И сыны полегли до едина.
- На, возьми, - ее голос пропел, -
Скоро будут большие морозы! -
Взял носки, ей в глаза поглядел
И сдержал непонятные слезы.
Его ужас три года трепал.
Позабыл он большие морозы.
Только бабку порой вспоминал
И свои непонятные слезы.
Границы материнской доброты
Еще никто на свете не измерил.
Она всегда на пике высоты,
В сердцах вне наций открывая двери!
(Слайд 18)
Ведущий 2:
Солдатские матери…Это они вырастили и воспитали бойцов, которые в трудный для родины час встали на ее защиту. Это они проводили детей на фронт, перекрестив их перед дальней дорогой. Это они не спали ночами и ждали писем с фронта, с тревогой и надеждой встречая почтальона. Это они выхаживали их в госпиталях, не жалея ни сил, ни сна.
(Слайд 19)
Стихотворение читает ученик 8 класса Патрушев Сергей «фронтовое письмо»
(Слайд 20)
Стихотворение читает ученик 3 класса Патрушев Кирилл» Баллада о матери».
Инсценировка песни: «Как родная меня мать…»
(Слайд 21-27)
Ведущий 1: Давайте вспомним основные военные события Великой Отечественной войны
Мы помним и никогда не забудем мужество защитников Брестской крепости.
(Слайд 22-23) Вечно будет сиять бессмертная слава городов- героев : Москвы и Сталинграда.
Ведущий 2: (Слайд 24-25)
Киева и Керчи, (Слайд 26-27) Новороссийска и Минска…
(Слайд 28)
Стихотворение читает ученик 3 класса Соловьев Кирилл «Белая береза»
(Слайд 29)
Стихотворение читает ученик 7класса Крошечкин Павел «Сердце словно опалило»
(Слайд 30)
Ведущий 2:
Под Москвой и Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность, фронтовую дружбу, дух солдат, дарила уверенность.
(Слайд 31) Песня: «Синий платочек» в исполнении педагогов.
(Слайд 32-33)
Ведущий1: Почему мы вновь и вновь вспоминаем об этой войне? Потому что беспокоимся о будущем. Сегодня мы узнаем подчерк фашистов в преступлениях. Которые совершаются международными террористами на Кавказе, в Южной Осетии. Мы должны помнить о прошлом, Чтобы фашизм не повторился вновь. Это наш долг перед теми, кто не дожил до победы, сгорел заживо, задушен в газовых камерах, затравлен собаками, расстрелян, замучен.
(Слайд 34) Песня «О героях былых времен» ученики 8 класса
(Слайд 35) Стихотворение читает ученик 5 класса Суриков Никита «Хотят ли русские войны.
(Слайд 36-37)
Ведущий 2:
А Русь живет,
в трудах, в заботах, в песнях,
-ее поля забыли про войну,
Давай умолкнем на минуту, сверстник,
Послушаем с тобою тишину!
Почтим память павших за Родину героев минутой молчания.
Видеоролик «Минута молчания»
(Слайд 38)
Песня в исполнении 3 класса: «О той весне».
(Слайд 39)
Ведущий 1: Война… Мы знаем о ней понаслышке: По фильмам и книгам, по рассказам ветеранов. Мы знаем, что она где-то есть.
Ведущий 2: Задумайтесь! Как это страшно – один народ убивает другой!
Человек убивает человека. Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает – и унижается. Ради чего? По какому праву?
Ведущий 1: Ребята, никогда не забывайте, какою ценой завоевана свобода нашего народа!
Мы не хотим, чтобы все повторилось!
(Слайд 40)
Видеоролик «Не отнимайте солнце у детей» Песня в исполнении детей.
(Слайд 41)
Ведущий 2: Человеческая память! Время не властно над ней. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди снова и снова будут возвращаться к Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью.
Стихотворение читает ученица 2 класса Хватова Ангелина «Поле русской славы»
(Слайд 42) Танец 3 в 1, в исполнении обучающихся начальных классов.
(Слайд 43) Песня «Прадедушка» В исполнении обучающихся 7-8 классов.
(Слайд 44)
Ведущий 2:
Еще живут на свете люди. Которые преподали этот урок всему миру. Еще можно взглянуть в их лица, глаза, услышать их простые. Бесхитростные рассказы о тех временах.
Ведущий1:
Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев. Великая отечественная война, самая народная и поистине самая священная из воина на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.
(Слайд 45)
Ведущий 1: Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.
Ведущий 2: Мир – это утро, полное света и надежд.
Ведущий 1: Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.
Ведущий 2: Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.
Ведущий 1: Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся.
Вместе: Хорошо быть счастливыми!
(Слайд 46) Стихотворение читает ученик 3 класса Красноперов Владимир «День Победы».
(Слайд 47)
Ведущий 2: Сегодняшняя линейка, посвященная Дню Победы, подошла к концу. Но память и благодарность наша тем, кто ценой своей жизни завоевал для нас мир, безгранична и бесконечна.
Звучит музыка на военную тематику классы расходятся.
Список использованной литературы:
Библиотека учителя. Русская и советская поэзия. М., Художественная литература, 1990г.
Твардовский А. Т. Собрание сочинений в 6 томах. М., Художественная литература, 1976г.
Великая отечественная война 1941-1945гг. под ред. Козлова М. М. М., Советская энциклопедия, 1985г.
Т. Левкина «Патриотическое воспитание при изучении отечественной истории».
2. М. Ю. Новицкая «Патриотическое воспитание в детском саду» - М., 2003.
Русских С. Г. День Победы // Музыкальная палитра. 2016, № 3(104) с. 18
Стихи к 9 мая, стихи о войне:
Информационные источники и сайты.
Лучшие русские поэты и стихи https://er3ed.qrz.ru/index.htm
Минусовки и фонограммы https://minus-mp3.moy.su/load/0-14
Советская музыка 30-70 годов https://lib.ru/KSP/shlqg50.txt_Ascii.txt
Русская поэзия. Стихи о войне https://www.rupoem.ru/war.aspx
Стихи о войне https://www.profobrazovanie.org/t571-topic
Музыкальный остров https://mp3ostrov.com
Библиотека поэзии Снигирева. Стихи о войне 1941-1945
https://snegirev.ucoz.ru/index/stikhi_o_vojne_1941_1945/0-772
Советская музыка https://sovmusic.ru/text.php?fname=nabezim1
Стихи и поэты https://stixi-poeti.ru/blogs/stihi-o-voine/stihi-o-voine.html
https://materinstvo.ru/art/stihi-o-voine-i-pobede
hats ://mainsail.ru
https://mamamozhetvse.ru/stixi-k-9-maya-dlya-doshkolnikov-36-luchshix.html