Ирина Макуха
Приобщение дошкольников к культуре русского народа. Сценарий праздника в младшей группе «Масленица пришла»
▼ Скачать
Цели:
• приобщение детей к культуре русского народа;
• воспитание чувства уважения к русским народным обычаям и традициям.
Обогащение словарного запаса детей:
Волна, кудель, вилка, клубок, пряжа, заготовки, спицы
Оборудование:
магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки;
угощение для детей: блины, варенье и чай;
демонстрационный материал: иллюстрации с изображением домашних животных (овца, баран, коза);
иллюстрации русских женщин за прялкой, спицы, начатое вязаное изделие на спицах.
Публикация «Приобщение дошкольников к культуре русского народа, Сценарий праздника в младшей группе „Масленица пришла“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2014
Материал для ручного труда: заготовки «варежка», вырезанная из картона, кисточка для клея - для каждого ребенка, клей ПВА, резаная шерстяная нитка
Предварительная работа
Чтение русских народных сказок;
Слушание русской народной музыки;
Знакомство с домашними животными;
Изготовление кулы-Масленицы
Ход занятия
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель:
Зима к нам приходила
В гостях у нас была
Мы с ней играли лихо
Игрой Зима полна!
Хорошо ли вам было зимой?
Детки отвечают: Хорошо!
Воспитатель: А какая погода была зимой?
Дети: холодно, снег
Воспитатель: А сейчас снег начинает таять. Какое время года придет после зимы?
Дети: весна
Воспитатель: правильно, молодцы! Вот как раз весна и идет к нам! Она с нами останется надолго – на три месяца. Будет нас солнцем и теплом баловать! А зима-то уходит потихоньку. Но мы ее в гости пригласим и позовем, когда ее время снова придет!
Расскажите мне, дети, какие весенние приметы вы уже знаете?
Дети. Весной снег тает, возвращаются из теплых стран птицы и т. д.
Воспитатель: Правильно, а теперь, давайте поиграем: пока еще на улице все равно холодно – наши ручки мерзнут. Как нам их согреть? Правильно, перчатки и варежки надеть! А где мы возьмем варежки? Их можно связать. А как нам это сделать? И т. д. Проводится игра
Игра (идея заимствована из работы Сергеенко Светланы Александровны)
«Откуда берутся перчатки»
Представьте: на лугу пасутся овечки. Позовите их к себе жестом - Жестом подзываем животных.
Присядьте, погладьте овечку. Почувствуйте ее шерстку. Какая она на ощупь? Мягкая или жесткая? Шелковистая или грубая? - Дети приседают, гладят воображаемую овечку.
Овечки дадут нам шерсть для перчаток. Давайте их подстрижем! Прижмите свою овечку к себе ласково, но крепко, чтобы она не испугалась и не вырвалась.
Представьте, что у вас в руке ножницы. Покажите, как мы будем ножницами стричь овечку. У кого овечка вырывается? Держите ее крепче! - Дети имитируют указательным и средним пальцами движение ножниц, другой рукой прижимают свою овечку. Напрягаются мышцы пальцев и рук.
Вот она, шерстка. Ее на Руси называют – волна. Она очень спутанная. Давайте ее расчешем ческой. Вот она сразу стала гладкая и мягкая. Теперь нужно свернуть волну в кудель. - Изображаем руками, как чешут волну, сворачивают её в кудель.
Кладем кудель на прялку. Будем прясть. Тяните тонкую ниточку, тяните. Почувствуйте, какая она тоненькая и крепкая! Старайтесь пальчиками закрутить ниточку. - Кладем воображаемую кудель на прялку. Движениями рук и пальцев имитируем как прядут на прялке.
А теперь, смотайте ниточку в клубок. Какой клубок у вас получился? Большой, упругий, чувствуете? - Показываем как смотать нитку в клубок.
А теперь давайте свяжем перчатки. Представьте, как вы берете спицы, и начинаете вязать петли. Замечательные вышли у нас перчатки. - Изображаем движениями, как вяжут перчатки: держим кончиками пальцев спицы, движениями руки показываем, как вязать петли.
Давайте их наденем на руки, на каждый пальчик. Вот и большому, и указательному, и среднему и безымянному с мизинчиком – всем пальчикам стало тепло. Чувствуете?
Согрелись ручки? Теперь и перчатки можно снять. - Поглаживая каждый палец одной руки, а затем второй, «надеваем» перчатки. А затем снимаем их.
Воспитатель: Ну, а теперь дети, давайте сами себе свяжем себе варежки. Готовы? Тогда подходите к столикам.
Воспитатель подводит детей к столам, на которых стоят клей ПВА в мисочках, резаная шерстяная нитка в большом количестве (чтоб хватило всем) для посыпания заготовки, кисти и заготовки из картона на всех детей, тряпочки, для прижимания наклеенной нитки.
«Вяжем» варежки (Ручной труд) (фоновая музыка – негромкие русские народные мотивы)
Посыпание заготовки варежки, вырезанной из картона, мелко порезанной шерстяной ниткой. Выглядит это следующим образом – намазываем кисточкой клей ПВА по всей заготовке, а затем присыпаем «варежку» ниткой и прижимаем тряпочкой.
Воспитатель: Вот молодцы! А что это за запах откуда-то такой забытый! Любимый, вкусный! Да это же подруга весны — Масленица! Зовите ее!
Входит Масленица (в нашем случае кукла-масленица, изготовленная накануне вместе с детьми).
Воспитатель:
Едет Масленица дорогая! Наша гостьюшка годовая!
На саночках расписных, На кониках вороных.
Живет Масленица 7 деньков, Оставайся с нами 7 годков!
Масленица (кланяется):
Здравствуйте, мои дорогие! Я – Масленица! Я зиму провожаю – весну встречаю. Я прихожу каждый год в конце зимы или в начале весны. Масленица — великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, плясками, играми. И обязательно с угощением – с блинами.
Что нам нужно чтобы блинов напечь? Правильно – мука, масло и яйца.
Вот и давайте, чтобы напечь блинков подготовимся. Вот вам ложка с яичком – передавайте ее по кругу, да смотрите, чтоб яичко не упало – оно нам пригодится, чтобы блины печь!
Игра – передай яйцо в ложке. Дети по кругу передают ложку с яйцом, друг другу. Задача – не уронить яйцо.
Под ритмичную русскую плясовую игра начинается.
Масленица хвалит детей.
Воспитатель:
Наша Масленица годовая, Она гостьюшка дорогая!
Она пешком к нам не ходит, Все на конях разъезжает.
Давайте и мы на конях покатаемся – на саночках
Дети становятся по двое друг за другом, имитируя «саночки». Под музыку «едут» по кругу, приседают – «падают», отряхиваются и «едут» дальше.
Воспитатель:
Тин-тин-тинка! Подай блинка,
Оладышки, прибавышки! Тетушка, не скупись!
Масленым кусочком поделись!
Масленица: Подходите к столу, гости дорогие! Я вас дожидалась. Только ручки помыть не забудьте!
Дети моют руки и садятся за стол, накрытый в русских традициях – скатерть, самовар, блины, варенье и чай, угощаются.
Воспитатель
А мы Масленицу провожаем,
Важно-тяжко по ней вздыхаем!
Ой, ты, Масленица! Воротись!
Через год покажись!
Масленица:
Я гуляла с вами, Теперь сажусь в сани!
По лесам плясала, Да больно устала! До-свидания!
Дети прощаются с Масленицей.