Мария Лановая
Исследовательски-проектная игра с родителями по развитию у ребенка сенсорики и мелкой моторики рук «Мамина школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей.
Задачи.
1. Обозначить взаимосвязь и развития мелкой моторики рук и речи дошкольника.
2. Познакомить с приемами развития сенсорики и мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
3. Обогатить методическую копилку для родителей.
4. Научить родителей использовать, различные мелкие предметы для развития мелкой моторики.
Актуальность:
Темочки:
- Игры для детей
- Исследовательская деятельность
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – «развитие мелкой моторики рук».
Проблема развития мелкой моторики рук актуальна по сей день, она важна для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности, а именно в рисовании, лепки, аппликации, конструировании и т. д.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Сегодня мы хотим вам представить какие методы и приемы мы используем для работы с вашими детьми по развитию мелкой моторики рук взаимосвязи с сенсорным развитием.
Новизна заключается в понимании приоритетности работы с младшими дошкольниками, по развитию сенсорики и мелкой моторики рук, как эффективное средство для психического и психофизиологического развития ребенка.
Гипотеза: использование инновационных игровых методов (дидактические игры, тактильные, песочнотерапия, аппликации, лепки благоприятно сказывается на формировании у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Спасибо, что Вы нашли время и пришли на нашу встречу «Мамина школа». Давайте поздороваемся!
Наше общение, хочу начать с загадки:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать?
(Пальцы.)
Тема нашей встречи «Развитие сенсорики и мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
У меня к вам вопрос уважаемые родители, как вы считаете, что такое мелкая моторика рук (высказывание родителей)
Мелкая моторика рук – это ловкость рук, это совокупность скоординированных действий пальцев и кистей рук детей, направленных на выполнение точных и мелких движений.
Все педагоги сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость.
Очень важно развивать мелкую моторику рук, для того чтобы речь ребенка развивалась своевременно.
Мне очень нравится одно высказывание Педагога В. А. Сухомлинского, он писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» и дополню что еще, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.
Развитие мелкой моторики — это постепенный процесс, он индивидуален для каждого малыша и у каждого ребенка проходит по-разному. В начале жизненного пути движения детей негармоничные, неумелы и неловкие, но со временем мелкая моторика ребенка развивается, и он приобретает различные полезные навыки и умения. Если вы родители хотите, чтобы мелкая моторика малыша развивалась быстрее и успешнее, то заниматься с ним необходимо развивающими играми, которые помогут совершенствованию мелкой моторики ребенка.
Вопрос к родителям: как вы думаете, с какого возраста нужно начинать работу по развитию мелкой моторики рук? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой рукой. Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Задача родителей – обратить пристальное внимание на развитие мелкой моторики руки и помочь ребенку в этом нелегком деле.
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
В процессе сенсорного воспитания формируются представления: о цвете, форме, величине, признаках и свойствах различных предметов.
Сенсорное воспитание направлено на развитие: зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
-влияет на расширение словарного запаса ребенка;
-является основой для развития воображения, внимания;
-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками.
Для сенсорного развития детей раннего возраста используются игры, направленные на:
- Обогащение чувственного опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
- Закрепление знаний о величине, форме, цвете предметов.
- Развитие мелкой и крупной моторики.
- Обучение играть вместе, без конфликтов.
Вашему вниманию хочу представить, презентацию игр, которые мы выполняем с детьми ежедневно. Но, хочу подметить что работа над моторикой и сенсорикой будет продолжаться и дальше, и дети будут узнавать больше нового и интересного, в дальнейшем планирую участие с вами и вашими детьми совместно.
Для развития мелкой моторики рук и сенсорики мы используем:
1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность.
Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим, (стучим ребром ладошки)
Мы морковку трем, трем, (трем кулачком по ладошке)
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем, жмем.
2. Очень хорошо способствуют развитию мелкой моторики
Массажные мячики
Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.
«Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад- вперед его качу.
Вправо – влево, как хочу.
Сверху - левой, снизу — правой
Я его катаю, браво»
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
Для ручек — это конечно же развитие всеми любимой мелкой моторики. Такие небольшие массажные мячики, которые помещаются в маленькую ручку хорошо ее стимулируют, улучшается чувствительность ладошек и пальчиков. Благотворно влияют на речевой аппарат, ваш ребенок заговорит намного раньше, если делать массаж ручек ежедневно.
3. Чрезвычайно полезное занятие для ребенка – застегивать и расстегивать всевозможные пуговицы, кнопки, крючочки и молнии. Такие упражнения развивают мелкую моторику руки малыша. А чтобы у ребенка появился интерес к различным застежкам, облеките их в игровую форму.
4. Очень хорошо развивают моторику у детей игры с прищепками. Такие игры способствуют развитию воображения, мышления, умения устанавливать логические связи. Также способствуют более быстрому развитию речи у ребёнка.
5. Нанизывать можно все что угодно (пуговицы, бусы, макароны, кусочки бумаги, сухие листья, сухие ягоды рябины) и на что угодно (палочки, трубочки, шнурок, нить).
6. Цикл игр с песком, знакомство с песком, спрятанные игрушки в песке, зароем ручки в песок и т. д.
7. Цикл игр с крупами, перебираем, заполняем картинки, сортируем и играем с дополнением детским пинцетом, а также игры «волшебный мешочек» с заполнением круп и игрушками
8. Игры с камешками «Марблс» эти камешки очень интересны для детей, мы их используем для заполнения картинок, для игр с ножницами -хваталок, одна из новейших технологий по Монтессори позволяет развивать координацию рук, внимательность и хватку.
9. Игры с крышечками одна из ходовых игр, которым нравится деткам, мы их сортируем по цветам, заполняем картинки, играем в воде, играем «собери только…» и т. д.
10. Игры с колокольчиками, еще одна новейшая технология по Монтессори, сначала мы с детьми изучали цвета, звонили в колокольчики, затем усложнялось позвони в колокольчик синий и т. д. …. в этой игре еще присутствуют карточки которые можно играть по правилам, это очень забавная игра и детям очень нравится.
11. Кроме того, мы очень любим играть с деревянными ложками. Уже давно известен тот факт, что развитие через дерево — это полезно, тем то именно предметы, сделанные из дерева, развивают руки дают возможность прощупать до кончиков пальцев. Игры перекладыванием шариков, перекладывание круп и т. д. развивает самостоятельность и правильность держать ложку.
12. Цикл игры с водой еще одна из технологий Монтессори, используем кувшин с водой и наливаем в стакан, это тоже развивает аккуратность, самостоятельность, и умение переносить кувшин с одного стола на другой стол. Здесь показано только фото как они начинают выполнять задание, а затем я детей подстраховываю для того, чтобы не разлили или не упали. А так это задания выполняли практически без помощи взрослых.
Занятия с водой разнообразны и мы стараемся для детей создавать такие задания чтобы им хотелось и дальше в их играть.
13. Сортировка по цветам «найди шарик и кидай в нужную трубу»
14. развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.
- мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить
И напоследок хотелось отметить, что все творческие виды деятельности непосредственно влияют на развитие мелкой моторики.
Игра «Построим башню».
Цель: учить различать цвета по принципу «такой - не такой».
Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики. Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!»
Игра «Волшебный мешочек».
Мы уже имеем первые представления о том, что такое круг, квадрат, а теперь должны закрепить эти понятия.
-Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «квадрат, красный»).
Игра «Прятки»
Те фигуры, которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (5 штук) воспитатель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит обучающихся запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась».
Вы называете ребенку разные предметы, а он говорит, большой этот предмет или маленький. Можно показывать размер руками: если предмет большой – расставляем руки в стороны, если маленький – сближаем ладошки. Начинаем игру: слон, муха, дом, иголка, мышь, шкаф, воробей, подъемный кран.
Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность. Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям.
Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
Развитие мелкой моторики рук у ребенка - очень важная задача для родителей и воспитателей.
На игры по развитию мелкой моторики рук стоит отводить не более 10-15 минут.
Ребенка не заставляем играть, а вовлекаем в процесс игры.
Уважаемые родители, теперь вы знаете, для чего и как нужно развивать сенсорику и мелкую моторику рук.
Занимаясь с ребенком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не превышало 10 – 15 минут. Лучше выполнять небольшое по объему задание, но качественно и с хорошим настроением. Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребенком. Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.
Заключение.
И в заключении нашего сегодняшнего исследовательской -проектной игры, мне хотелось бы чтобы вы оценили проделанную работу – что вам понравилось, что – нет, нужны ли такие собрания, приобрели ли вы нужный опыт для того, чтобы помогать вашим детям развиваться правильно.
Думаю, что вы провели это время с пользой для себя. Хочется пожелать вам терпения, успехов в воспитании детей. До новых встреч!