Наталья Яманаева
«Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект)
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная характеристика педагогического проекта
Автор проекта : Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский Республики Марий Эл
Вид проекта : творческий, исследовательский.
Исполнители проекта :
• дети группы,
• родители воспитанников,
• воспитатели ДОУ,
• старший воспитатель.
Заказчик проекта : администрация МДОУ детский сад №5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский Республики Марий Эл
Публикация «„Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста“ (педагогический проект)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Сроки работы по проекту : сентябрь 2013 г. – май 2015 г.
Аннотация
Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей.
И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.
Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Так как, в современных обучающих программах начальной школы особое (важное) значение придается (уделяется) логической составляющей. А развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.
Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Актуальность
В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Таким образом, проблема логико-математического развития, и готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной.
Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
Моя методическая тема: «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста». Считаю, что эта тема актуальна тем, что:
1. на современном этапе модернизация дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития математических и логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников;
2. дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Так как, при подготовке к школе не главное, что ребенок знает цифры, научился их писать, считать, складывать и вычитать. Потому что, при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики.
Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающим в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
В связи с этим нас заинтересовала проблема, как обеспечить логико-математическое развитие детей средних и старших групп (детей 4-6 лет, отвечающее современным требованиям.
Исходя из этого, можно сформировать следующую гипотезу: в том, что проведенная работа по логико-математическому развитию детей 4-6 лет, будет эффективно: если логические и математические задачи и упражнения будут использоваться не только на специальных непосредственно образовательной деятельности по математике, но и в повседневной деятельности детей используя игровые методы, новые технологии, компьютер.
Научная новизна: заключается в создании модели сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме логико-математического развития логических умений и способностей в соответствии с современными требованиями.
Цель проекта : создание условий для логико-математического развития у детей дошкольного возраста 4-6 лет.
Задачи:
1. выявить уровень развития логических и элементарных математических представлений детей 4-5 лет;
2. изучить новые технологии в обучении логико-математического развития детей дошкольного возраста;
3. составить подборку дидактических игр, задания логического содержания по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;
4. развивать - логику, память, речь, зрительное восприятие, образное и вариативное мышление, воображение, творческие способности, эмоции;
5. формировать настойчивость, терпение, волю.
Средства для решения задачи:
1. диагностика;
2. создание развивающей среды;
3. игры, упражнения, задания на развитие логико-математических эталонов;
4. фронтальные и подгрупповые занятия;
5. кружковая работа;
6. работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
ориентированы не только на сформированность отдельных математических и логических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению, т. е. подготовленность к школе.
Формы организации работы:
1. занятия обеспечивающие наглядность, системность, доступность, смену деятельности;
2. совместная и самостоятельная деятельность вне занятий;
3. игровая деятельность (дидактические, настольно-печатные, подвижные).
В процессе работы над проектом используются следующие методы и приемы:
1. практические (игровые);
2. экспериментирование;
3. наглядные;
4. индивидуальная работа.
5. интеллектуальное сотрудничество (совместный поиск решений, коллективное размышление).
Перспективы дальнейшего развития проекта :
1. сбор, накопление материала;
2. обобщения опыта работы среди коллег;
3. презентация проекта;
4. открытые занятия;
5. внедрение информационных технологий (компьютерных игр);
6. расширенная работа с родителями;
7. создать проект совместно с детьми и родителями.
Этапы и пути реализации проекта
1 этап - подготовительный (сентябрь-октябрь 2013 г. и сентябрь-октябрь 2014 г.)
Задачи
1. Подготовить условия для реализации деятельности по проекту.
2. Определить наиболее эффективные методы работы с родителями.
Мероприятия
1. Изучение специальной литературы.
2. Составление перспективного плана по «Логико-математическому развитию»
3. Создание условий для развития логических и математических представлений. Приобретение настольных игр, с помощью родителей (1000 руб., рабочие тетради «Игралочка» (2400 руб.)
4. Родительское собрание «Логико-математическое развитие детей в дошкольном возрасте»;
2 этап – практический (ноябрь 2013 – май 2014 г. г. и ноябрь 2014 – май 2015 г. г.)
Задачи
1. Выработка системы воспитательно– образовательной работы по логико-математическому развитию детей.
2. Работа с родителями.
Мероприятия
1. Организация кружковой работы по логико-математическому развитию : «Математические ступеньки»
2. Познакомить с правилами игр «Где солнышко?», «Чья лента длиннее?», «Встречаем гостей», «Подбери ключи» и др.
3. Совместно с родителями создать проект :
• «Для чего нужна математика?»
• провести игру «Что, где, когда?»
3 этап – обобщающий (май 2011 г. и май 2012 г.)
Задача
Определить эффективность работы по проекту
Мероприятия
1. Проанализировать диагностические результаты.
2. Выступление на педсовете по результатам работы.
3. Родительское собрание.
Таким образом, за 2 года до школы можно оказать значимое влияние на развитие логических и элементарных математических способностей дошкольника. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет, то учиться станет легче, а значит, и процесс учебы и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворения.
Диагностика:
1. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: диагностический журнал. Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2012.
2. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: диагностический журнал. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012.
Методическая литература:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. М. : Мозаика-синтез, 2010. – 304 с.
2. Математика. Средняя группа. Разработки занятий. / Жукова Р. А. -Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.
3. Минкевич Л. В. Математика в детском саду. Средняя группа. – М. Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 88 с.
4. Колесникова У. В. Математика для детей 4-5 лет. – М. ТЦ Сфера, 2013. – 80 с.
5. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 г.
6. Тихомиров Л. Ф. Логика для дошкольника. – Ярославль, 2001 г.
7. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2./Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М. : Издательство «Ювента», 2012, 224 с.