Marina Ismagilova
Консультация для родителей «Литературные произведения для детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Литературные произведения для детей»
Дошкольное детство невозможно себе представить без книги. Еще с пеленок, малышам нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Не зная смысла слова, ребенок с радостью слушает народные песни и потешки, с может повторить первые «упражнения для пальчиков» под ритм частушек, так происходит приобщение к родному языку.
Публикация «Консультация для родителей „Литературные произведения для детей 3–4 лет“» размещена в разделах
Ребенок взрослея, слушая сказку или стихотворение, олнуется, переживает вместе с героем, он учится понимать и воспринимать литературные произведения. Сопереживая героям, ребенок представляет события и поступки, в которых он не участвовал, но тем самым обогащает свой жизненный и духовный опыт. В процессе чтения или слушания произведения, ребенок делает и свой нравственный выбор: защищает добро и вместе с героем противостоит злу. Поэтапно малышу открывается духовный мир человека, сложность человеческих взаимоотношений, нравственных понятий и принципов, которыми определяются поступки людей.
Читать нужно как можно чаще – желательно ежедневно, по 15 – 20 минут в день. Читать необходимо разные книги, выбирать произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения и т. д.). Для чтения художественной литературы обычно находят время перед сном, когда ребёнок и родители готовы к спокойному общению друг с другом и книгой. Если ребенок долгое время не посещает детский сад, то читать с ним можно в любое свободное время, дробно, несколько раз в день.
В этом возрасте 3-4 лет, происходит знакомство ребенка с поэзией, стихами, где все наоборот. К. И. Чуковский считал, что стихи - небылицы, перевертыши, где всё поставлено «с ног на голову», нужны ребенку, познающему мир. По его мнению, перевертыш – это разновидность умственной игры: «Ребенок играет не только кубиками, камешками, куклами, но и мыслями». Перевертыши способствуют развитию фантазии ребенка, учат юмористическому восприятию действительности; укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.
В 3-4 года детки знакомятся со скороговорками, загадками, пословицами и поговорками. Скороговорки развивает чувство языка, помогают становлению артикуляционного аппарата. Тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом малыша: это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается и которые оказывают на него эмоциональной воздействие, об игрушках, о домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода и т. д. Пословица более понятна, легче запоминается, когда поучительный смысл, заключённый в ней поделен на части («Хочешь есть калачи – не лежи на печи», «Поспешишь – людей насмешишь»). Поговорка дает ребенку выразительную эмоциональную оценку, это и сближает данный жанр с детской речью, эмоциональной по своей природе («Маленький, да удаленький).
Особое место занимает – сказка, привлекает детей любого возраста. Сказка близка ребенку эмоционально, обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом. Слушая сказки, ребенок утверждается во мнении, что мир вокруг него справедливый, гармоничный и светлый. У многих детей проявляется желание инсценировать прослушанные сказки. Постановка способствует развитию творческого воображения, мышления ребенка и доставляет ему немало удовольствия, поэтому нужно поощрять стремление ребенка рассказывать сказки взрослым или даже своим воображаемым слушателям – игрушкам.
Литературные произведения для детей 3-4 лет, стихотворные и прозаические, отличаются тематическим разнообразием. Разные художественные произведения по-своему интересно рассказывают о мире природы, о животных, о детях, их характерах. Эти произведения учат детей быть внимательными, заботливо относиться ко всему, что их окружает.
Чтение стихотворений о природе интересно соединять с непосредственными наблюдениями. Так, ребенку будут понятны не только изменения, связанные со временем года, но и чувства, переживания, настроения автора. Так же при чтении художественного произведения хорошо рассматривать с детьми иллюстрации относящиеся к сказке, стихотворению и т. д.