МААМ-картинки

Мир сказок А. С. Пушкина как часть народного искусства России (4 фото)

Галина Емшанова
Мир сказок А. С. Пушкина как часть народного искусства России
▼ Скачать + Заказать документы

Мир сказок А. С. Пушкина как часть народного искусства России

«Лидеры педагогики»моя очередная статья

Мир сказок А. С. Пушкина как часть народного искусства России
Фото №1 Пушкина как часть народного искусства России Лидеры педагогики Фото №2 Моя Родина Россия моя очередная статья Фото №3 Мороз и солнце строчка ода

МИР СКАЗОК А. С. ПУШКИНА, КАК ЧАСТЬ НАРОДНОГО ИСКУССТВА РОССИИ В ТАИНСТВЕННОМ И ВОЛШЕБНОМ ПЕРЕПЛЕТЕНИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ПЕРА И КИСТИ ХУДОЖНИКА

Публикация «Мир сказок А, С, Пушкина как часть народного искусства России» размещена в разделах

Все в нем Россия обрела –

свой древний гений человечий,

живую прелесть русской речи,

что с детских лет нам так мила, -

все в нем Россия обрела.

Мороз и солнце:

строчка - ода.

Как ярко белый свет горит!

Доныне русская природа

его стихами говорит. (Н. Доризо).

Искусство вечно, как и сама жизнь. (Ф. И. Шаляпин).

Сказка – это удивительная страна, которой нет ни на одной карте мира – здесь всегда побеждают добро и красота, а невозможное становится возможным. Это детство, когда ребенок знакомится со сказкой. В связи с этим, нельзя ни вспомнить великого педагога прошлого В. А. Сухомлинского, который сказал, что «годы детства – это прежде всего, воспитание сердца».

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!», - утверждал великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин.

А с чего начинается радостный и волнующий мир детства?

С тихих колыбельных песен мамы.

С крепких рук сильного отца, подбрасывающих ребенка.

С чарующего запаха бабушкиных пирожков.

И, конечно, со сказок Александра Сергеевича Пушкина потому, что с их помощью ребенок познаёт мир, учится различать добро и зло, правду и кривду, безобразие и красоту.

Еще в детстве мы с увлечением рассматриваем иллюстрации в знакомых книгах со сказками и не задумываемся над тем, кто же автор этих работ?

Живопись и литературное творчество – это виды искусства, которые связаны множеством нитей, взаимопроникающими и дополняющими друг друга. Основной материал живописи – это цвет, основной «материал» в русской литературе – это слово.

Безусловно, художники искренне желали, чтобы интерес к сказкам Александра Сергеевича Пушкина никогда не угас.

Каждый автор рисовал в своей манере. Цветом, рисунком художники передавали настроение, свое отношение к изображаемому, искали в творчестве поэта созвучие своему миропониманию и, создавая иллюстрации, становились соавтором великого поэта, поскольку стремились не только показать характер персонажей, но и выразить своё отношение к их поступкам и поведению.

Ведь именно изобразительное искусство помогает лучше понять и прочувствовать волшебный мир сказок, пушкинских сказок. Действительно, если мы, допустим, не знаем содержания произведения, а только видим иллюстрации к нему, то зачастую сюжет сразу становится понятен.

Поэтому вопрос о роли художника в раскрытии главной мысли произведения является очень важным и актуальным, потому что картины помогают усилить зрительное и эмоциональное восприятие текста. А поскольку в сказке всегда много фантазии, значит, художник должен быть немного волшебником, обладать чувством юмора, любить и понимать литературное произведение.

Не случайно великое наследие А. С. Пушкина стало объектом творческого внимания мастеров изобразительного искусства уже с середины XIX века.

Билибин Иван Яковлевич (1876 - 1942) - выдающийся русский художник, мастер книжной графики и театрально-декорационного искусства, создавал различные росписи, панно, делал декорации к театральным постановкам, занимался созданием театральных костюмов. Но именно русской сказочной теме художник посвятил огромный пласт своего творчества. Он разработал определенную систему приемов, которые дали возможность объединить иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной странице.

Характерные черты билибинского стиля: красота тонкого узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, как бы переплетенные с неизменным чувством народного юмора. В 1904 году художник начинает иллюстрировать сказки Александра Сергеевича Пушкина. Первой была «Сказка о царе Салтане», выпущенная в свет в 1905 году. На обороте титульных листов художник помещает черно-белые композиции, фактически играющие роль своеобразных фронтисписов.

В «Сказке о царе Салтане» это лебедь, голова которого увенчана короной. Это произведение с многокрасочными картинами древнерусского быта дало богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он мастерски отразил основные эпизоды пушкинской сказки, применяя различные стили.

Вот перед нами иллюстрация с изображением царя Салтана, заглядывающего в светлицу - она отличается эмоциональностью, мы как бы видим здесь зимние пейзажи с натуры.

Или, например, колоритные по своей структуре, богатые сцены приема гостей и пира. Они очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента. Мы можем достоверно разглядеть здесь и детали костюмов героев, выражение разно - характерных лиц бояр и даже тончайшие детали узора на одежде героев.

Такие же принципы своеобразного художественного оформления были сохранены мастером кисти во многих других пушкинских сказках.

Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910) - русский театральный художник, график, скульптор и архитектор, живописец, мастер картин на исторические, религиозные и сказочные сюжеты. Вдохновение для многих своих работ художник черпал в национальном русском фольклоре, в былинах и эпосе.

Безусловно, он не слепо переводил их на холст, а творчески и мастерски тщательно обрабатывал, создавая свой самобытный мир, полный художественных особенностей, придавая героям черты, близкие самому художнику. Картина М. Врубеля «Царевна-Лебедь» стала результатом серьезной работы, на которую вдохновила художника сама героиня «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина. Художник как бы взглянул на нее сквозь призму своего видения мира. В оригинальной сказке А. Пушкина образ Царевны-Лебеди светлый и позитивный. А в работе же М. Врубеля он тревожный и как бы предостерегающий. Царевна не приближается, а, наоборот, уходит, скрывается из виду, обернувшись словно в последний раз. Таким образом, получается, что Царевна-Лебедь – существо двойственной природы - она олицетворяет две стихии: темную и холодную водную, но одновременно устремленную ввысь, т. е. воздушную и небесную. Художник мастерски пытается уловить момент превращения девы в птицу и просто фантастически передает ускользающее движение уходящей Царевны. Данное изображение кажется тонким, призрачным видением. М. Врубель изобразил Царевну-Лебедь со спины и, обернувшись, она, как бы, смотрит на зрителя печальными, полными загадочной грусти глазами.

Эта картина словно является окном в волшебный мир сказки. В русской мифологии лебедь - символ творческого полета, вдохновения, фантазии, воображения.

Борис Васильевич Зворыкин (1872 - 1942) - был виртуозом орнамента и рисунка, прекрасным колористом, великолепным иллюстратором и оформителем книг. Он самобытный великий русский художник, которому удалось сохранить очарование тонкого детского непосредственного восприятия мира.

Каждая иллюстрация мастера кисти выполнена в гармоничной насыщенной цветовой гамме и, поистине, удивляет высоким уровнем стилизации и тщательности проработки деталей - или печные изразцы, или узоры на платьях и кафтанах сказочных героев.

Интересно, что текст сказки заключен в монохромные рамки, которые еще более подчеркивают праздничное веселье красок. В каждой иллюстрации присутствует изысканный многоцветный орнамент.

По-настоящему мудр тот, кто не расстаётся с пушкинскими сказками всю жизнь, потому что их красотой не устаёшь любоваться, а глубину постигаешь лишь с годами, житейским опытом. А. С. Пушкин не писал сказок специально для детей, но случилось так, что уже почти двести лет сказки Пушкина— любимое чтение детей и взрослых.

Список литературы:

1. Грабарь И. Э. История русского искусства. Том 6. - М., 1910-1913г. г.

2. Казиева М. В. Сказка в русской живописи. Энциклопедия живописи для детей. - М., 2002

3. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968.,187с.

4. https://skaz-pushkina.ru/ill_1.html

Публикации по теме:

«Березополье» — музей народного искусства в селе Сартаково«Березополье» — музей народного искусства в селе Сартаково Как и обещала, приглашаю вас, дорогие маамовцы в Сартаковский музей «Березополье». Этот музей находиться в большом, красивом, деревянном.

Фотоотчёт «Путешествие в страну сказок Пушкина»Фотоотчёт «Путешествие в страну сказок Пушкина» Ежегодно 6 июня отмечается Пушкинский день России (День русского языка). В этот день родился Александр Сергеевич Пушкин –«родоначальник.

«Старинный бабушкин буфет…» Фотоотчет о празднике народного декоративного искусства«Старинный бабушкин буфет…» Фотоотчет о празднике народного декоративного искусства Уважаемые коллеги! В нашем дошкольном учреждении №22 "Казачок" г. Азова, прошел очень яркий, красочный и необычный праздник. Организовала.

Фотоотчет творческих работ детей подготовительной группы. Рисование по мотивам народного искусства «Чудеса красок»Фотоотчет творческих работ детей подготовительной группы. Рисование по мотивам народного искусства «Чудеса красок» Тема: «Чудеса красок» Рисование по мотивам Городецкой, Филимоновской и Дымковской росписи. Задачи: Учить детей, самостоятельно рисовать.

Краткосрочный проект и фотовыставка «Мир сказок А. С. Пушкина»Краткосрочный проект и фотовыставка «Мир сказок А. С. Пушкина» Цель проекта: познакомить детей со сказками Пушкина, воспитать любовь к сказкам русской литературы. Задачи проекта: ввести детей в мир.

Оформление холла по мотивам сказок А. С. ПушкинаОформление холла по мотивам сказок А. С. Пушкина 19 октября ознаменован в России как день открытия царскосельского лицея. Случилось это 208 лет назад. Первый выпуск лицея ознаменовался.

Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы»,.

Фотоотчет о проведенном утреннике «Удивительный мир сказок А. С. Пушкина»Фотоотчет о проведенном утреннике «Удивительный мир сказок А. С. Пушкина» Дорогие коллеги, предлагаю вам фотоотчет о проведении литературного досуга «Удивительный мир сказок Александра Сергеевича Пушкина» Наши.

Сценарий литературного досуга «Удивительный мир сказок А. С. Пушкина»Сценарий литературного досуга «Удивительный мир сказок А. С. Пушкина» Цель: Приобщить детей к творчеству А. С. Пушкина. Задачи: повторить и закрепить у детей знания сказок А. С. Пушкина, интересные фрагменты.

Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства»Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства» И еще раз, уважаемые коллеги, возвращаюсь к так мною любимой деятельности - технике оригами. Оригами не имеет возрастных ограничений. Начинать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мир сказок А. С. Пушкина как часть народного искусства России
Опубликовано: 21 августа 2020 в 22:40
+274Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мир сказок А. С. Пушкина как часть народного искусства России» (включая файлы) размещена пользователем Галина Емшанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 104.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД