Галина Емшанова
Мир сказок А. С. Пушкина как часть народного искусства России
▼ Скачать + Заказать документы
Мир сказок А. С. Пушкина как часть народного искусства России
«Лидеры педагогики» — моя очередная статья
МИР СКАЗОК А. С. ПУШКИНА, КАК ЧАСТЬ НАРОДНОГО ИСКУССТВА РОССИИ В ТАИНСТВЕННОМ И ВОЛШЕБНОМ ПЕРЕПЛЕТЕНИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ПЕРА И КИСТИ ХУДОЖНИКА
Публикация «Мир сказок А, С, Пушкина как часть народного искусства России» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Все в нем Россия обрела –
свой древний гений человечий,
живую прелесть русской речи,
что с детских лет нам так мила, -
все в нем Россия обрела.
Мороз и солнце:
строчка - ода.
Как ярко белый свет горит!
Доныне русская природа
его стихами говорит. (Н. Доризо).
Искусство вечно, как и сама жизнь. (Ф. И. Шаляпин).
Сказка – это удивительная страна, которой нет ни на одной карте мира – здесь всегда побеждают добро и красота, а невозможное становится возможным. Это детство, когда ребенок знакомится со сказкой. В связи с этим, нельзя ни вспомнить великого педагога прошлого В. А. Сухомлинского, который сказал, что «годы детства – это прежде всего, воспитание сердца».
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!», - утверждал великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин.
А с чего начинается радостный и волнующий мир детства?
С тихих колыбельных песен мамы.
С крепких рук сильного отца, подбрасывающих ребенка.
С чарующего запаха бабушкиных пирожков.
И, конечно, со сказок Александра Сергеевича Пушкина потому, что с их помощью ребенок познаёт мир, учится различать добро и зло, правду и кривду, безобразие и красоту.
Еще в детстве мы с увлечением рассматриваем иллюстрации в знакомых книгах со сказками и не задумываемся над тем, кто же автор этих работ?
Живопись и литературное творчество – это виды искусства, которые связаны множеством нитей, взаимопроникающими и дополняющими друг друга. Основной материал живописи – это цвет, основной «материал» в русской литературе – это слово.
Безусловно, художники искренне желали, чтобы интерес к сказкам Александра Сергеевича Пушкина никогда не угас.
Каждый автор рисовал в своей манере. Цветом, рисунком художники передавали настроение, свое отношение к изображаемому, искали в творчестве поэта созвучие своему миропониманию и, создавая иллюстрации, становились соавтором великого поэта, поскольку стремились не только показать характер персонажей, но и выразить своё отношение к их поступкам и поведению.
Ведь именно изобразительное искусство помогает лучше понять и прочувствовать волшебный мир сказок, пушкинских сказок. Действительно, если мы, допустим, не знаем содержания произведения, а только видим иллюстрации к нему, то зачастую сюжет сразу становится понятен.
Поэтому вопрос о роли художника в раскрытии главной мысли произведения является очень важным и актуальным, потому что картины помогают усилить зрительное и эмоциональное восприятие текста. А поскольку в сказке всегда много фантазии, значит, художник должен быть немного волшебником, обладать чувством юмора, любить и понимать литературное произведение.
Не случайно великое наследие А. С. Пушкина стало объектом творческого внимания мастеров изобразительного искусства уже с середины XIX века.
Билибин Иван Яковлевич (1876 - 1942) - выдающийся русский художник, мастер книжной графики и театрально-декорационного искусства, создавал различные росписи, панно, делал декорации к театральным постановкам, занимался созданием театральных костюмов. Но именно русской сказочной теме художник посвятил огромный пласт своего творчества. Он разработал определенную систему приемов, которые дали возможность объединить иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной странице.
Характерные черты билибинского стиля: красота тонкого узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, как бы переплетенные с неизменным чувством народного юмора. В 1904 году художник начинает иллюстрировать сказки Александра Сергеевича Пушкина. Первой была «Сказка о царе Салтане», выпущенная в свет в 1905 году. На обороте титульных листов художник помещает черно-белые композиции, фактически играющие роль своеобразных фронтисписов.
В «Сказке о царе Салтане» это лебедь, голова которого увенчана короной. Это произведение с многокрасочными картинами древнерусского быта дало богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он мастерски отразил основные эпизоды пушкинской сказки, применяя различные стили.
Вот перед нами иллюстрация с изображением царя Салтана, заглядывающего в светлицу - она отличается эмоциональностью, мы как бы видим здесь зимние пейзажи с натуры.
Или, например, колоритные по своей структуре, богатые сцены приема гостей и пира. Они очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента. Мы можем достоверно разглядеть здесь и детали костюмов героев, выражение разно - характерных лиц бояр и даже тончайшие детали узора на одежде героев.
Такие же принципы своеобразного художественного оформления были сохранены мастером кисти во многих других пушкинских сказках.
Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910) - русский театральный художник, график, скульптор и архитектор, живописец, мастер картин на исторические, религиозные и сказочные сюжеты. Вдохновение для многих своих работ художник черпал в национальном русском фольклоре, в былинах и эпосе.
Безусловно, он не слепо переводил их на холст, а творчески и мастерски тщательно обрабатывал, создавая свой самобытный мир, полный художественных особенностей, придавая героям черты, близкие самому художнику. Картина М. Врубеля «Царевна-Лебедь» стала результатом серьезной работы, на которую вдохновила художника сама героиня «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина. Художник как бы взглянул на нее сквозь призму своего видения мира. В оригинальной сказке А. Пушкина образ Царевны-Лебеди светлый и позитивный. А в работе же М. Врубеля он тревожный и как бы предостерегающий. Царевна не приближается, а, наоборот, уходит, скрывается из виду, обернувшись словно в последний раз. Таким образом, получается, что Царевна-Лебедь – существо двойственной природы - она олицетворяет две стихии: темную и холодную водную, но одновременно устремленную ввысь, т. е. воздушную и небесную. Художник мастерски пытается уловить момент превращения девы в птицу и просто фантастически передает ускользающее движение уходящей Царевны. Данное изображение кажется тонким, призрачным видением. М. Врубель изобразил Царевну-Лебедь со спины и, обернувшись, она, как бы, смотрит на зрителя печальными, полными загадочной грусти глазами.
Эта картина словно является окном в волшебный мир сказки. В русской мифологии лебедь - символ творческого полета, вдохновения, фантазии, воображения.
Борис Васильевич Зворыкин (1872 - 1942) - был виртуозом орнамента и рисунка, прекрасным колористом, великолепным иллюстратором и оформителем книг. Он самобытный великий русский художник, которому удалось сохранить очарование тонкого детского непосредственного восприятия мира.
Каждая иллюстрация мастера кисти выполнена в гармоничной насыщенной цветовой гамме и, поистине, удивляет высоким уровнем стилизации и тщательности проработки деталей - или печные изразцы, или узоры на платьях и кафтанах сказочных героев.
Интересно, что текст сказки заключен в монохромные рамки, которые еще более подчеркивают праздничное веселье красок. В каждой иллюстрации присутствует изысканный многоцветный орнамент.
По-настоящему мудр тот, кто не расстаётся с пушкинскими сказками всю жизнь, потому что их красотой не устаёшь любоваться, а глубину постигаешь лишь с годами, житейским опытом. А. С. Пушкин не писал сказок специально для детей, но случилось так, что уже почти двести лет сказки Пушкина— любимое чтение детей и взрослых.
Список литературы:
1. Грабарь И. Э. История русского искусства. Том 6. - М., 1910-1913г. г.
2. Казиева М. В. Сказка в русской живописи. Энциклопедия живописи для детей. - М., 2002
3. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968.,187с.
4. https://skaz-pushkina.ru/ill_1.html