Екатерина Павловна Карасу
ЛФК при аутизме
▼ Скачать + Заказать документы
ЛФК ПРИ АУТИЗМЕ
Адаптивная физкультура при аутизме признана одним из наиболее действенных средств на пути борьбы с этим распространенным заболеванием. Психическое состояние напрямую связано с состоянием физическим, поэтому применение ЛФК (лечебной физической культуры) при расстройствах аутистического спектра крайне важно. Терапевтическое воздействие «физры» подтверждается множеством отзывов родителей аутичных детей : благодаря регулярным занятиям ЛФК улучшается обучаемость детей дошкольного и школьного возраста, а также подростков (17–19 лет) и даже взрослых людей. Посредством специально подобранных упражнений корректируются дефекты речевого и физического развития, снижается тревожность, активизируется контактность с окружающим миром.
Публикация «ЛФК при аутизме» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Нейрокоррекция, основанная на лечебной физкультуре, имеет некоторые специфические особенности – их необходимо учитывать, чтобы добиться ощутимого эффекта. В этой статье мы поговорим о таких особенностях, а также о специальных «приемах», позволяющих пробудить интерес аутичного ребенка к занятиям лечебно-игровым спортом.
ПРЕИМУЩЕСТВА ФИЗКУЛЬТУРЫ ПРИ АУТИЗМЕ
Физкультура для детей с аутизмом решает не только чисто физические проблемы, но и:
- развивает способность к имитации (подражанию);
- стимулирует ребенка к выполнению различных инструкций;
-- формирует навыки произвольной организации ребенком движений собственного тела;
- воспитывает коммуникативные навыки и способность - к взаимодействию внутри коллектива.
Кроме того, с помощью правильно подобранной программы ЛФК можно обучить аутичного ребенка выполнять определенные действия без посторонней помощи.
СОЦИАЛЬНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
Правильно спланированная программа лечебной физкультуры способна создать интересное и безопасное с точки зрения аутиста пространство, в котором можно взаимодействовать с другими людьми – тренером, родителями, другими детьми. Таким образом, ЛФК может стать для ребенка отличной возможностью для практики социальных навыков.
ФИЗИЧЕСКАЯ ФОРМА
Двигательная сфера аутичного ребенка отличается наличием стереотипий, сложностями в формировании действий с предметами и бытовых навыков, расстройствами моторики и т. д. Движения аутиста могут быть вялыми или, напротив, излишне скованными, непластичными. Низкая произвольность движений у аутичных деток в большинстве случаев влечет за собой нарушение координации движений, а их мышечная сила обычно существенно ниже, чем у нейротипичных сверстников. Учитывая все это, адаптивная ЛФК является важнейшим средством корректирования нарушений двигательной функции и стимулирования физического и моторного развития.
ВЫНОСЛИВОСТЬ
Сильные мышцы и выносливость – обязательные условия не только для поддержания хорошей физической формы, но и для социальной активности детей с РАС. Физически развитый ребенок имеет гораздо больше возможностей для общения с ровесниками и участия в играх, требующих подвижности и физической активности.
МОТОРИКА
Основные подвиды физической активности и связанных с ней социальных возможностей подразумевают использование навыков моторики – целенаправленных движений, бега, умения бросить и поймать что-либо и т. д. Лечебная физкультура способна существенно улучшить моторные навыки у аутичных малышей и подростков.
КАКОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ СТОИТ ВЫПОЛНЯТЬ
ПРИ АУТИЗМЕ
Ощутимо развить не только моторные, но и социальные навыки может помочь следующий комплекс упражнений ЛФК при аутизме :
Марш. Хотя «маршевая» гимнастика относится к крупной моторике, она способна развивать не только ее, но и ряд других навыков, в том числе имитацию. Для этого необходимо, чтобы ребенок повторял каждое движение за взрослым. Можно предложить малышу начать с движений ногами на одном месте, потихоньку подключая к ним шаги вперед – сначала короткие, а затем и более длинные, с более высоким подъемом ног, а также движения руками. Для повышения интереса можно показать ребенку видео смены караула у Букингемского дворца в Лондоне или другие подобные материалы;
- Батут – «король» ЛФК при аутизме у детей для улучшения крупной моторики. Прыжки на батуте – это прекрасная сенсорная стимуляция, эффективно снимающая сенсорную перегрузку и способствующая снижению тревожности. Достаточно часто регулярные прыжки на батуте помогают детям с РАС снизить частоту и интенсивность повторяющегося поведения, а также начать лучше организовывать собственное поведение;
- Игры с мячом – сначала самые простые (перекатывание мячика вперед и назад, а затем и более сложные («вести» мяч, хлопая по нему ладонью или подбрасывая ногой, ловить и/или отбивать мяч и т. д.). Такие игры способствуют развитию как навыков визуального слежения за объектом, так и моторных навыков;
- Символические игры. Поскольку символические действия в большинстве случаев даются аутичным детям достаточно тяжело, необходимо тренировать их в рамках ЛФК. Ребенку-аутисту гораздо легче подключать воображение, если предполагается двигательная активность. Развить моторику можно символическими играми «летаю как самолетик», «прыгаю как зайчик», «надеваю шапочку/пальтишко/сапожки» (воображаемые) и т. д. ;
- Ползание в туннеле – специально купленном или самостоятельно построенном из больших коробок либо стульев и покрывал. В туннеле можно просто ползать вперед и назад, а также играть в прятки, поезд в метро, лисичку в норе и т. д. ;
- Шаги или запрыгивание в картонную коробку, стоящую на полу. Сначала ставьте перед ребенком простые задачи (просто наступить в коробку и выйти обратно, а затем усложняйте их, добавляя определенную последовательность движений, увеличивая глубину коробок и т. д.
В занятия физкультурой для детей с аутизмом полезно включать и упражнения на развитие чувства равновесия – сначала прохождения по тонкой линии, нарисованной на полу, а затем и к балансированию на специальных качелях. Перед началом упражнений необходимо определить, как долго малыш может неподвижно простоять закрыв глаза и не теряя равновесия – такой тест позволит понять, с какой интенсивностью нужно будет заниматься развитием чувства равновесия.
Кроме того, в комплекс упражнений при аутизме рекомендуется включить катание на двух-, трех- или четырехколесном велосипеде, а также танцы. Танцевальные движения под музыку прекрасно подходят для стимулирования навыка моторной имитации и других полезных бытовых навыков – например, чистки зубов, подметания пола, протирания посуды после мытья и т. д.
Эффективно развить крупную моторику и навык упорядочивания действий помогут упражнения для детей-аутистов с использованием полосы препятствий. Изначально такая полоса может состоять из одного препятствия, которое ребенок должен преодолеть в рамках кросса, а в дальнейшем количество препятствий увеличивается. Можно задействовать предметы для лазания, скакалки, ходьбу по тонкой линии, перекатывания, «лягушачьи» прыжки, «крабовые» движения и т. д.
В некоторых случаях в ЛФК для детей с аутизмом могут включаться элементы Бобат-терапии – нейро-развивающей терапии по методу Бобатов (физиотерапевта Берты Бобат и психиатра Карела Бобата). Супруги Бобат начали разработку своей методики еще в 40-х годах прошлого века, постоянно совершенствуя ее вплоть до 80-х годов.
Суть Бобат-терапии состоит в подборе поз тела, при которых пациент не может выполнять патологические рефлекторные движения. К примеру, в «позе эмбриона» у ребенка уменьшаются тонусы мышц и конечностей, а вместе с ними – позотонический (постуральный) рефлекс, из-за которого тело или его части сохраняют патологическое «неправильное» положение, как бы цепенея в нем. Бобат-терапия по сей день широко применяется в борьбе с нарушениями моторики (гиперкинезах, спастике, проблемах с координацией движений, а также при многих других заболеваниях, включая ДЦП, сколиоз, дефекты развития позвоночника и др.
В случае стойких нарушений двигательных функций также может быть применен метод чешского невролога Вацлава Войты (Войта-терапия). Упражнения из этой методики представляют собой стимуляцию движений ползания и поворотов, способствующих моторному развитию. С помощью Войта-терапии активизируются нервная система и мозг пациента, а также происходит «разблокировка» механизмов передачи мозговых нервных импульсов в мышцы. Постепенно у ребенка с нарушениями двигательной функции развиваются правильные двигательные реакции, а в задействованных мышцах активизируются регенерационные процессы благодаря увеличению притока крови.
Отметим, что в понятие «лечебная физическая культура» входят не только игровые спортивные упражнения как таковые, но и полезное для здоровья закаливание, массажи и ежедневная организация двигательного режима ребенка в целом.
ТРУДНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИИ ФИЗКУЛЬТУРОЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
Некоторые особенности аутизма как такового могут существенно затруднять получение удовольствия от полезной физической активности. В самом начале занятий аутичный малыш зачастую сталкивается с такими проблемами:
- сложности при выполнении упражнений и действий с мячом, связанные с дефектами сенсомоторной координации и ручной моторики;
- проявление во время занятия стереотипных движений, связанных с трудностями самоконтроля (раскачивания, махание кистями рук, ходьба на носочках, кружение на одном месте и т. д.);
- затруднения с пространственным ориентированием и выполнением целенаправленных движений, действий;
- полное непонимание происходящего, способное вызвать агрессию, направленную на тренера, аутоагрессию или истерику;
- если занятия по ЛФК проводятся в группе, малыш может попросту испугаться присутствия посторонних людей.
Задача родителей и тренера – деликатно и ненавязчиво приучить ребенка к новому для него времяпрепровождению.
КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ К ЗАНЯТИЮ ФИЗКУЛЬТУРОЙ
Чтобы ваш подопечный не протестовал против ЛФК и с радостью занимался полезными упражнениями, обязательно соблюдайте следующие правила:
- занятия должны быть четко распланированы, чтобы за короткий период времени у ребенка сформировался «положительный стереотип». То есть малыш должен хорошо усвоить последовательность упражнений, их количество и длительность их выполнения, чтобы всегда знать, что его ждет в процессе – предсказуемость снимает тревогу;
- каждое из упражнений в идеале должно быть обыграно и привязано к личным пристрастиям и интересам ребенка. Если он любит прыгать – задействуйте в комплекс упражнений побольше прыжков, если любит танцевать – подключайте танцевальные движения и т. д.
Помогайте ребенку на каждом этапе его «спортивного пути», ободряйте его, ласково и ненавязчиво поправляйте неверные движения и с радостью поощряйте даже минимальные успехи.
НАЧИНАЙТЕ С МАЛОГО
Физические упражнения при аутизме лучше внедрять в повседневную жизнь постепенно. Например, можно начать преодолевать пешком всё большее расстояние по пути в школу или на терапевтические занятия, подольше гулять (с собакой или без нее, чаще посещать детскую площадку, делать «физкультурные» перерывы между обычными домашними делами и т. д.
Конечной целью этого постепенного внедрения должен быть один час в день, посвященный исключительно физической активности и воспринимаемый ребенком как привычная и приятная часть дневного расписания.
ЗАНИМАЙТЕСЬ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ
Ежедневно подавайте малышу примеры активного образа жизни, ведь именно родители являются главными образцами для подражания у всех детей – и аутичных, и нейротипичных. Кроме того, подумайте, можно ли каким-то образом задействовать и других людей из тех, с кем ребенок контактирует ежедневно или хотя бы раз в несколько дней. Возможно, они тоже смогли бы по мере сил поощрять малыша к занятиям физическими упражнениями.
ПРЕДЛАГАЙТЕ РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ АКТИВНОСТИ
Чтобы ребенок смог выбрать физическую активность, которая действительно придется ему по душе – предложите выбор. Пусть малыш попробует как можно больше разных вариантов – например, настольный теннис, велосипед, «водная гимнастика» в бассейне или ванне, катание на лошади и т. д.
Желательно, чтобы физические занятия не были однотипными, а были направлены на развитие таких факторов, как:
- физическая форма (интенсивные физнагрузки – приседания, бег, прыжки и т. д.);
- социальное взаимодействие (игры и упражнения, в которых задействован другой человек или несколько людей);
- независимость (например, зарядка под видеоролик).
Если физическая активность будет включать в себя все три перечисленных пункта, эффект от нее будет максимально благотворным.
ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И РАСПИСАНИЕ
Поскольку аутичные люди гораздо лучше понимают и усваивают визуальную информацию, чем какую-либо другую – продумайте возможность зрительной поддержки в виде визуального расписания, карточек с изображением упражнений, наглядных демонстраций упражнений (самостоятельно или при помощи видео) и т. д.
ПООЩРЕНИЕ
Беспроигрышным способом приучить малыша к программе лечебной физкультуры станет правильно подобранное позитивное подкрепление – например, «честно заработанный» йогурт или другое любимое лакомство, либо просто эмоциональное поощрение (объятия, щекотание, потирание носиками или что-то еще, радующее ребенка).
Именно на правильно подобранных поощрениях основывается наиболее эффективная на сегодняшний день методика коррекции аутизма – ABA-терапия. Метод прикладного анализа поведения для родителей и специалистов пользуется заслуженной популярностью во всем мире, помогая эффективно адаптировать аутичных людей к полноценной жизни в социуме.