Ирина Савельева
«Лето! Какого оно цвета?» Проект летней оздоровительной работы
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках реализации программы развития в МДОУ по теме: «Создание условий эффективного взаимодействия детского сада с семьей» был разработан и внедрен в практику ДОУ проект по летней оздоровительной работе с детьми «Лето! Какого оно цвета?»
Цель
: эффективно использовать благоприятное для укрепления здоровья детей время летнего отдыха.
Задачи
:
1. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
Публикация «„Лето! Какого оно цвета?“ Проект летней оздоровительной работы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
2. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление, и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.
3. Осуществлять психолого-педагогическое и медицинское просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период, создать атмосферу психологического комфорта.
В своей деятельности, ориентируясь на требования государственных стандартов по обучению и воспитанию детей, уходя от традиционной системы воспитания, искали новые формы образовательного процесса. Опираясь на программу физического и социально-личностного оздоровления детей «Здоровье с улыбкой» (автор старший воспитатель ДОУ И. А. Тухватуллина, подходили творчески к реализации поставленных задач и корректировали существующие программы, в соответствии с конкретными условиями ДОУ.
В ДОУ создали хорошо оснащенный спортивный зал с физкультурным оборудованием и инвентарем (изготовлено своими руками из природных материалов и творческих разработок воспитателей). В группах с учетом возрастных особенностей оборудованы "Уголки здоровья", оснащены материалом к подвижным и спортивным играм. На территории детского сада имеется: спортивная площадка, на каждом игровом участке педагогами создана нетрадиционная "Дорожка здоровья".
Для проведения спортивных и подвижных игр, оздоровительного бега приспособлены тротуары вокруг ДОУ. На групповых площадках нарисованы разнообразные "классики", "следы", "финиш", "старт".
С учетом научной методики оздоровления и внедрения современных технологий разработан рациональный режим дня в летний период, стабильный и одновременно гибкий, динамичный для детей. Он предусматривает их разнообразную деятельность в течение дня с учетом состояния здоровья и возраста. Это создает условие для своевременного и правильного оздоровления физического и психического здоровья ребенка и дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал детей дошкольного возраста.
Ежедневно во всех группах проводятся разные формы физического воспитания детей: утренняя гимнастика на улице, подвижные и спортивные игры в течение всего дня, занятия физкультурой, закаливание, оздоровительный бег, дыхательные и другие корригирующие упражнения. Кроме того, устраиваются дни здоровья, летние «занимательные игротеки». В то же время педагоги обеспечивают своевременную смену видов деятельности и не допускают переутомления у детей, одновременно обеспечивая их высокий уровень двигательной активности в течение летнего дня.
Особое внимание в летнем режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма ребенка. Как известно, оно способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости, созданию условий и привычек здорового образа жизни. Закаливание осуществляется при соблюдении необходимых гигиенических условий и требований: свежий воздух, соответствующая температура воздуха. При проведении закаливания строго соблюдаются условия для ребё нка: он должен быть здоров в данный момент, находиться в комфортном состоянии
Воспитатель организовывает проведение закаливания так, чтобы он видел и чувствовал состояние каждого ребенка, умел создать благоприятный психологический микроклимат. Используется щадящий метод закаливания: хождение по влажным солевым дорожкам и контрастное обливание ног в комбинации с босохождением по массажным коврикам, дорожкам из гальки, ребристой доске, расположенными в разных местах группы и игрового участка. Массаж стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма к воздействию окружающей среды.
Кроме этого проводится работа по закаливанию носоглотки - полоскание горла минеральной водой. Для детей с заболеваниями носоглотки проводят полоскание горла настоями трав или раствором соли и питьевой соды (по указанию врача). После сна под руководством воспитателя дети в постели выполняют дыхательную гимнастику в игровой форме, точечный массаж под руководством воспитателя.
Важным закаливающим средством являются прогулки. Они проходят с оптимальным двигательным режимом общей продолжительностью в течение дня не менее 4 часов, с обязательным использованием подвижных игр, упражнений циклического характера (прыжки, бег, пробежки с предметами и другое). Общая моторная плотность достигает 80% и более. Во время прогулок воспитатели не допускают перегрева детей, дозируя игры большой и малой подвижности, обеспечивают своевременную смену видов деятельности для каждого ребенка.
Особое значение в воспитании ребенка придается развитию движений на занятиях по физической культуре. Исходя из возраста, места проведения (помещение, улица) используются разные варианты движений:
- по традиционной схеме;
- из подбора подвижных игр разной интенсивности;
- занятия - тренировки основных движений;
- занятия - соревнования;
- ритмическая гимнастика и др.
Используется нетрадиционная фитотерапия - воспитатели совместно с родителями изготовили подушечки из трав душицы, чабреца, хвои, мяты, валерианы, лепестков роз. Это способствует более глубокому спокойному сну, очищению воздуха от микробов.
В системе оздоровления в летний период особое внимание уделяется охране психического здоровья детей. В ДОУ созданы все условия для психологического комфорта и полноценного развития психических процессов у дошкольников. Педагоги так организуют деятельность детей и создают такую гамму положительных чувств и эмоций (упражнения на релаксацию в музыкальном сопровождении, цветовое сопровождение движений, музыкальное сопровождение занятий и др., которые дают возможность положительно влиять на эмоциональный фон детей и их психическое здоровье.
В результате проведенной оздоровительной работы отмечено снижение в течение летнего периода процента часто болеющих детей с 2,5% до 2,1%, уменьшение общего количества заболеваний с 53,8% до 32,8%, улучшилась в целом эмоционально-психологическая ситуация у детей.
Таким образом, применение комплексной системы воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ, в летний период времени, дает возможность при благоприятной работе педагогов совместно с родителями и, опираясь на современные педагогические технологии успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей - будущего здоровья нации.
Использованная литература
1. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология ХХI века / автор сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. – М. «АРКТИ», 2000.- 34с.
2. Казина О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. - Ярославль «Академия развития», 2005.- 122с.
3. Кириллова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе. – М. «Детство-Пресс», 2005. – 211с.
4. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : программно-методическое пособие. - М. «ЛИНКА- ПРЕСС», 2002.- 244с.