Елена Попова
Лектории как одна из форм взаимодействия с родителями в процессе осмысления содержания современных мультфильмов
▼ Скачать + Заказать документы
«Лектории как одна из форм взаимодействия с родителями в процессе осмысления содержания современных мультфильмов»
---
«Все дети, послушные или капризные, спокойные или живые по своему характеру поведения буквально взяты в плен мультипликацией.»
Лоренца Лорензини
---
Дошкольный возраст – период начальной социализации, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру культуры.
Публикация «Лектории как одна из форм взаимодействия с родителями в процессе осмысления содержания современных мультфильмов» размещена в разделах
Современные дети гораздо быстрее усваивают информацию, ведь они с самого рождения находятся в информационной среде.
Ребёнок почти всю информацию воспринимает в виде образов. Из этих образов, как из кубиков ребёнок строит свою модель мира. И одним из таких кубиков этой картины является – мультфильмы.
Мультфильм – неизменный спутник детей дошкольного возраста.
---
Мультфильмы оказывают большое влияние на развитие представлений у дошкольников об окружающем мире. Они учат его взаимодействовать с окружающим миром, формируют представления о добре и зле, учат справляться с трудностями. Дети всегда ассоциируют себя с главными героями (мультиков, фильмов, книг). Причем нередко они перенимают не только манеру поведения героя, но и его душевные качества.
Однако не всегда мультфильмы оказывают положительное воздействие на ребенка и многие приносят откровенный вред. Под яркой упаковкой с красивой рекламой транслируются часто вещи, которые разумный человек своему ребенку никогда не покажет. Ребенок самостоятельно не может критично оценить содержание мультфильма.
В своей практике мы столкнулись с проблемой бесконтрольного просмотра телепередач, в том числе мультфильмов, нашими воспитанниками.
Мы стали наблюдать такую картину:
Дети стали отражать в играх тематику «вредных» мультфильмов, они стараются все делать как в мультфильме. Даже выражения употребляют те же, а ведь некоторые из них бывают довольно грубые, агрессивные и даже нецензурные; при всем этом они даже не задумывались об их смысловом содержании, они просто их используют. Когда я спросила у мальчика, который изображал Бетмана, почему он говорит эти плохие слова, он ответил, что, так говорил Бетмэн. Бетмэн – это супергерой, который всех спасает, всем помогает, у него классная одежда и техника; с ним дружат другие супергерои. Когда я попыталась объяснить ему, почему нельзя так говорить, он все равно настаивал на своем: что Бетмэн не может говорить плохие слова, ведь он «идеал».
То же самое происходит и с девочками: они просто с ума сходят по куклам Винкс и куклам Монстер Хай. Они стараются отождествлять себя с главными героинями. Стараются одеваться и вести себя как они. И самое страшное, что они действительно считают себя феями.
---
В связи с этим мы провели небольшое исследование, которое показало, что большинство родителей выбирают наши всеми любимые советские мультфильмы, и считают, что они не только положительно влияют на детей, но и помогают им в воспитании, когда у родителей нет времени. Но тем не менее, они не ограничивают своих детей в выборе мультфильмов, а предоставляют право выбора своему ребенка. Время, которое в среднем дети проводят при просмотре мультфильмов, превышает нормы для дошкольников и составляет 2-3 часа в день, что негативно сказывается на здоровье и психике ребёнка. Родители редко беседуют по содержанию просмотренных и знакомых мультфильмов и затрудняются в правильном анализе содержания мультфильмов и детских передач.
(Родители :
Среднее время просмотра телепередач составляет 2-3 часа в день
Совместные просмотры мультфильмов детских телепередач устраивают -38 %
Запрещают детям смотреть «вредные» мультфильмы и передачи -46%
Беседуют по содержанию просмотренных и знакомых мультфильмов -27% родителей
86% согласны с тем, что необходим отбор мультфильмов, которые смотрят дети, но не могут устоять перед желанием и выбором детей
Дети:
Отдают предпочтение иностранным мультфильмам - 59 %
Затрудняются в определении и названии героев советских мультфильмов – 42%
Не могут назвать 10 советских или российских мультфильмов, поставленных по русским народным сказкам и произведениям советских авторов – 38% детей)
---
Дело с детьми обстоит совсем иначе. Большинство детей останавливают свой выбор на современных мультфильмах таких как : «Винкс»,«Железный человек»,«Трансформеры»,«Тачки Маквин», «Спанч Боб», «Симпсоны»,«Шрек»,«Школа Монстров»,
---
отдавая предпочтение таким мультфильмам которые искажают представление детей о добре и зле, о нравственных эталонах и способствуют формированию негативного отношения к себе как к личности и к окружающему миру. Дети затрудняются в определении и названии героев советских мультфильмов, плохо знают мультфильмы и кинофильмы, поставленные по русским народным сказкам и произведениям советских авторов
Как следствие, любимыми героями детей становятся персонажи, которые могут совершить жестокий поступок и даже убийство, обидеть, оскорбить. В беседах выясняется, что многие дети даже хотят быть на них похожими, объясняя это тем, что он все может и ему никто ничего не скажет и уж тем более не накажет.
Сюжетные линии этих мультфильмов никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма.
---
Поэтому перед нами встала проблема, которая заключается в формировании критичного осмысления содержания мультфильмов и детских передач родителями и детьми и интереса у детей к добрым, традиционным мультфильмам и кинофильмам.
Одним из важнейших условий при этом - является формирование родительской компетентности в области информационной безопасности детей.
---
В поисках эффективных форм взаимодействия с родителями, пришли к выводу, что лектории являются наиболее приемлемой и продуктивной.
Совместно с педагогами территориально прилегающей школы № 22, составили программу лекториев, в которую вошли проблемные вопросы, основанные на результатах проведённых анкет с родителями, собеседований и наблюдений за детьми.
---
Программа направлена на формирование компетентности родителей дошкольников в области информационной безопасности детей, как одного из факторов, снижающих риски развития детей в условиях информационного общества.
---
Цель программы определяет задачи:
1. Показать необходимость отбора медиа продукции, в том числе и мультфильмов для просмотра.
2. Познакомить родителей с правилами просмотра детьми телевизора и общения с компьютером.
3. Заинтересовать родителей делами группы и привлечь их к активному соучастию.
---
Лектории мы начали проводить с 2015 года 1 раз в квартал совместно с педагогами школы.
Определяя тематику лекториев, учитывали интересы и запросы родителей. Основной вопрос родители ставят о том, как выбрать мультфильм, который можно разрешать смотреть ребенку непродолжительное время, чтоб не навредить ему, и помочь в формировании нравственных качеств, определенного представления об окружающем?
Интересными были и прошли оживлённо лектории на темы : «Какие мультфильмы полезны для детей дошкольного возраста», «Как защитить детей от плохих мультфильмов», «Мультфильмы в жизни ребенка. За и против. Мнение специалистов».
(Тематика лекториев : «Какие мультфильмы полезны для детей дошкольного возраста», «Как защитить детей от плохих мультфильмов», «Влияние мультфильмов на формирование нравственных качеств у дошкольников», «Мультфильмы в жизни ребенка. За и против. Мнение специалистов», «Какие мультики смотрят ваши дети?», «Какие песни из мультфильмов знает и любит ваш ребенок?»)
---
При проведении лекториев мы используем разнообразные интерактивные методы, которые побуждают родителей к осмыслению содержания мультфильмов :
• проблемный диалог - содержит личностное отношение родителей к разным видам информационной продукции, мы провели по мультфильмам : «Маша и медведь», «Свинка Пепи», «Школа Монстров».
• занятия – практикумы - проводили по разным направлениям:
В форме экспертизы детской видеопродукции на предмет соответствия возрастным особенностям и требованиям к детской информационной продукции, установленным федеральным законом № 436 от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью или развитию детей»;
В форме викторины по мультфильмам, поставленным по русским народным сказкам «Устное народное творчество в мультфильмах»;
В виде бесед по содержанию мультфильмов «Познавательные и развлекательные мультфильмы», «Чем опасны поступки Маши?».
• дискуссии о содержательных линиях современных мультфильмов по темам : «Какую опасность несут в себе современные и зарубежные мультфильмы»;
• выставки рисунков и творческих работ, оформленных детьми самостоятельно или совместно с родителями с последующим анализом содержания : «Любимый герой мультфильма», «Добрые герои», «Нарисуй продолжение мультфильма»;
• презентации – рассуждения, на которых разбирали содержание мультфильмов, образы героев, их поступки, и развивающий эффект этих мультфильмов для детей;
• просмотр интервью детей по темам: «Мой любимый мультфильм», «Почему я хочу быть похожим на своего любимого мультипликационного героя».
---
В ходе работы лекториев все его участники становятся активными субъектами образовательных отношений: дети, родители, воспитатели и учителя начальной школы.
---
При проведении лекториев мы получили положительный эффект, который заключается в том, что:
• Родители знают, что мультфильм — это эффективное средство воспитания ребёнка, если он используется правильно.
• Дети стали интересоваться традиционными любимыми нами мультфильмами, знают и могут оценить поступки герое этих мультфильмов.
• Углубилось содержание преемственных связей дошкольного и начального общего образования.
• Организовано прочное взаимодействие с семьями воспитанников, родители проявляют повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, стали более активно принимать участие в совместной образовательной деятельности.
Библиография
1. Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы» / Практика производства мультфильмов в детском саду, Москва, Чистые пруды, 2006г.
2. Гришеева Н. П. «Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника» / Начальная школа,Плюс до и после, №8, 2001г.
3. Гундарева И. «О последствиях восприятия телевизионной информации» / Восп. школа, №9, 2005г.