Валентина Валерьевна Саясова
«Лён как символ России». Досуг в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Лён – широко известная прядильная и масленичная культура. Его возделывали ещё древние египтяне ради волокна, из которого изготавливали одежду.
Россия занимала первое место по производству льна благодаря почвенным и погодным условиям. Лён по праву можно считать символом России. Серебристые льняные ткани называют «русским шёлком», который по сей день остаётся «визитной карточкой» русского прикладного искусства. Белокурые волосы также в русском сознании традиционно связывались со льном.
Публикация «„Лён как символ России“, Досуг в старшей группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2014
Виды работ, связанные со льном, широко известны в народе: сеяли лён-ленок, теребили, чесали и, наконец, пряли. Лён убирали, когда стебли желтели, и семена вызревали, приобретая бурую окраску. Это символизировало конец лета и начало осени.
Обработкой льна занимались в основном женщины. В народе так и говорили: «Льны у бабы». Существует множество обрядов и традиций, посвящённых этим работам.
Цель. Приобщать детей к русской народной культуре, продолжать знакомить с жизнью, бытом, традициями, песнями, играми, пословицами русского народа. Расширять словарный запас детей, музыкальные способности детей. Воспитывать чувство гордости за свой талантливый народ, трудолюбие, уважение к труду.
Предварительная работа. Разучивание песен, частушек, пословиц и игр по теме. Рассмотреть растение лён и изделия из него.
Все одеты в русские народные костюмы.
Ведущий поё т:
Уж я сеяла, сеяла ленок
Я сеяла, приговаривала
Чеботами приколачивала:
«Ты удайся, удайся, ленок!
Ты удайся, мой беленький ленок!
Ты мой лён!
Белый лён!
Посеяли мы ленок, а какие, ребята вы пословицы знаете про посев льна?
Дети. Кто сеет лён – посеет золото.
Удастся лён – так шёлк, а не удастся – зубами щёлк.
Исполняется песня «Посеяли девки лён» (Муз. Руководитель. -2009.-№1.-с. 43).
Ведущий. Чем выше вырастет лён, тем больше урожай, тем богаче хозяин.
Теперь игра – не развлеченье,
А с большим, большим значеньем.
Игра «Скакалка».
Двое детей раскручивают скакалку, приговаривая:
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лён, высок,
Прыгайте как можно выше,
Можно прыгать выше крыши!
Дети прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход и богатство.
Ведущий. Пока наш лён созревает можно повеселиться да потанцевать
Песня- танец «На горе-то лён» (укр. Нар. Мелодия в обработке М. Красева) :
1 На горе-то лён
А на поле мак
Припев: Собирайтесь-ка дружнее
Запевайте веселее,
Сядем все вот так!
2 Тот же.
Припев: Собирайтесь-ка дружнее
Запевайте веселее,
Встанем все вот так!
3 Тот же.
Припев: Собирайтесь-ка дружнее
Запевайте веселее,
Потанцуем так!
Ведущий. Сеяли мы ленок, лелеяли его, вот он и поспел. Какую пословицу, вы ребята знаете об этом.
Дети. Лён две недели цветёт, четыре спеет, на седьмую семя летит.
Ведущий. Уродился лён на славу, пора пришла его убирать. Я буду петь, а вы хоровод водить, мне подпевать и за мной повторять:
Ох, и сеяла Алёнушка, ленок,
Ох, и сеяла красавица ленок.
Ох, и сердце ленок,
Моя радость ты, ленок!
Белый славный мой ленок!
Ох, полола Алёнушка ленок,
Ох, полола красавица ленок.
Ох, и сердце ленок,
(здесь и в каждом куплете слова повторяются как в первом)
Ох, и рвала Алёнушка ленок,
Ох, рвала красавица ленок.
А сорвавши, во снопочки собрала,
А сорвавши, во снопочки собрала.
Ох, и стлала Алёнушка ленок,
Ох, и стлала красавица ленок
Ох, и мяла Алёнушка ленок,
Ох, и мяла красавица ленок.
Ох, и пряла Алёнушка ленок,
Ох, и пряла красавица ленок.
Ох, и ткала Алёнушка ленок
,Ох, и ткала красавица ленок.
А соткавши, вышила платок,
А соткавши, бел- узорчатый платок.
(Ю. Антонова «Утренники в детском саду», Москва, 2007г.)
Ведущий. (вытирая пот с лица) Вот молодцы! Славно мы с вами потрудились. Славный мы урожай собрали! Пора и отдохнуть да частушки попеть.
Девочки исполняют частушки.
1 Если б не было воды-
Не было бы кружки.
Если б не было девчат-
Кто бы пел частушки?
2 У меня на сарафане
Петухи да петухи.
Когда вырасту большая-
Берегитесь женихи!
3Я надену бело платье
Стану я красавица.
Пусть лентяи не подходят
Пока не исправятся.
4Я каталась на качелях
Потеряла брошку,
А кому какое дело-
Я люблю Серёжку!
Ведущий. Ай, да девчонки! А что это они всё про любовь да про любовь поют! Да потому что осень- время свадеб. Да только все ли девушки в невесты годятся? Вот об этом и наша сказка.
Инсценировка сказки «Рукодельница и Ленивица»
Сказительница. В одной избе жили две девочки, Рукодельница да Ленивица.
Все с солнышком вставали да за работу принимались: мать шла корову кормить да доить, отец- дрова рубить на двор. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама одевалась. Вставши с постели, за дело принималась: печку топила, кашу варила, избу мела, а потом за водой к колодцу шла.
Только Ленивица до сих пор спит да похрапывает.
Голос Рукодельницы. Вставай, Ленивица, уже солнышко взошло.
Ленивица. Ох, как не хочется вставать! (потягивается)
Входит мать. Вставай доченька!
Ленивица. Мамка, одень меня! (слезает с печи, садиться на лавку). Ну-ка, лапти завяжи! А теперь я булочку хочу!
Мать. Возьми, доченька, пирожок горяченький!
Ленивица. Пойду мух что ли посчитаю. (садится возле окна и ловит мух).
Одна. Две мухи! Три…
Мать. Давай-ка я тебя лучше причешу, доченька!
Ленивица. Ох, и мух надоело считать! Ой, как мне скучно! Пойду лучше на лавке полежу, у печки погреюсь.
Сказительница. Между тем Рукодельница воротилась, полную бочку воды налила. (выливает из ведёрок в бочку, а потом идёт прясть пряжу)
Ленивица. Брось, сестрица, веретёнце, пальцы исколишь.
Рукодельница. Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Ленивица, поглядев на своё залатанное платье, отмахивается рукой: А-а.
Сказительница. А тут пришла пора и свадьбы играть, невест выбирать.
Дети (кроме героев) встают в круг, проводится игра «Прялица» :
Дети, взявшись за руки, ходят по кругу, в центре стоит мальчик-жених, ему говорят:
Прялица, кокорица моя!
С горя выброшу на улицу тебя.
Стану прясть, попрядывать.
На беседушку поглядывать.
После этих слов жених выбирает невесту, целует её в щёчку, встают в круг, игра продолжается (3раза). Дети садятся на места.
Сказительница. Стали сваты по избам ходить и в нашу избу жених заглянул.
(Под рус нар мелодию входит жених с друзьями)
Жених. Здравствуйте, хозяева! Прослышаля, что в вашей семье девицы красные есть.
(В это время, прихорашивается Ленивица, подбегает к жениху)
Ленивица. Я жениха хочу!
Жених. А что ты делать-то умеешь?
Ленивица. Всё! Всё! Всё умею!
Жених. А ну, покажи своё уменье! (Садиться, смотрит)
Ленивица хватает у Рукодельницы прялку.
Исполняется песня (с помощью воспитателя и муз. руководителя) «Дуня- тонкопряха»
У Ленивицы всё валится из рук, гости смеются, она садится в уголок
Отец. Не желаете ли вы эту невесту посмотреть?
Жених подходит к Рукодельнице. Чья ты, девица? Чья ты, красная?
Рукодельница. Я маменькина и папенькина.
Мать. Это Рукодельница наша. Сама приданое себе готовит.
Жених. Покажи-ка и ты свою работу.
Рукодельница показывает вышитые рушники, покрывала, рубахи и т. п. из льна. Вот моё уменье!
Жених и Рукодельница кланяются друг другу, берутся за ручки, кланяются родителям.
Сказительница. Сказка- ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок!
Все герои делают поклон зрителям.