Магомедова Басират Ризвановна
Конспект занятия «Кто я такой и что могу сам и вместе со всеми?» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Детский сад № 4 с. Сергокала.
Конспект занятия на тему : «Кто я такой и что могу сам и вместе со всеми?»
Воспитатель: Магомедова Б. Р.
Занятие «Кто я такой и что могу сам и вместе со всеми?»
Цели и задачи
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Кто я такой и что могу сам и вместе со всеми?“ в средней группе» размещена в разделах
— развивать произвольное слуховое и зрительное внимание в процессе выполнения заданий в парах и коллективе;
— формировать умение отвечать полным предложением на вопрос взрослого, образовывать глаголы множественного числа от глаголов единственного числа 1-го лица (в настоящем времени, задавать вопросы ровеснику, продолжать неполное предложение, состоящее из двух частей (сложносочиненное и сложноподчиненное, подбирать антонимы к прилагательным и существительным.
Воспитательные:
—- воспитывать интерес и доброжелательное отношение детей друг к другу;
— создавать условия для формирования доверительного общения с детьми и взрослыми;
— раскрывать ребенку мир чувств и переживаний других людей;
— показывать детям, что все люди чем-то похожи и чем-то различаются;
— формировать умение замечать необходимость проявления сочувствия и оказания помощи другому человеку.
Образовательные:
— упражнять в запоминании имен родителей;
— формировать представление о том, как социальная роль человека в семье влияет на его статус (родители — дети, девочки — дочки и внучки, мальчики — сыновья, внуки).
* * *
1. Организационный момент
Психолог. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Всех (делает обводящий жест) и каждого по отдельности. Я рада видеть. отгадайте, кого? Я на него сейчас смотрю.
Дети отвечают.
Правильно, Сашу. Пусть Саша теперь сядет. А теперь пусть тот, на кого я посмотрю, также тихо сядет на свое место.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Здравствуйте, дети! Я посмотрела, как вы выполняли задание, — молодцы!
Это задание формирует и тренирует у детей навыки социальной перцепции и настраивает на предстоящую игру.
2. Игра «Слушалки и Смотрелки»
Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру «Слушалки и Смотрелки». Как вы думаете, почему она так называется?
Дети отвечают.
Правильно, в этой игре нужно смотреть, что делаю я, — и выполоть то же самое, если вы это умеете делать. Только будьте внимательны: если я буду говорить одно, а делать другое, тогда нужно сказать: «Стоп!» Попробуем?
Я стою (стоит на месте). А вы что делаете?
Дети. Мы стоим.
Воспитатель. Я подпрыгиваю (подпрыгивает). А вы что де-лаете?
Дети. Мы подпрыгиваем.
Воспитатель. Я приседаю (подпрыгивает).
Дети (кричат). Стоп!
Воспитатель. Хорошо, что вы меня остановили. Ведь я говорила одно, а делала другое, т. е. просто обманывала вас. Играем дальше.
Я шагаю на месте (шагает). А вы что делаете?
Дети. Мы шагаем.
Воспитатель. Я хлопаю в ладоши (приседает с вытянутыми вперед руками).
Дети. Стоп!
Воспитатель. Молодцы! Вы снова не дали вас обмануть! Что вам помогло?
Дети отвечают.
Психолог. А еще то, что вы были очень внимательны.
В ходе данной игры формируются простейшие навыки произвольного социального поведения. Они пригодятся, когда позднее в ситуации нравственного выбора детям будут говорить: «Делайте, как мы! Вам за это ничего не будет!», «Я так раньше делал! Попробуй — никто не заметит! Это не страшно: сделать наоборот, сделать назло!» Все действительно закладывается с детства и начинается с малого.
3. Игра «Кто что любит»
Психолог. А теперь посмотрим, кто из вас самый внимательный. Я буду передавать мяч по кругу (встаньте в круг) и говорить, что я люблю. Потом то же самое будете делать вы. Нужно постараться запомнить, кто что любит. (Берет мяч.) Я люблю, когда дети играют дружно. А ты что любишь? (Передает мяч рядом стоящему ребенку.)
Мяч «обходит» всех детей. При этом психолог помогает детям наводящими вопросами. Затем он предлагает дошкольникам вспомнить, кто любит, например, конфеты, играть в салочки, лепить из пластилина и др.
Это игровое упражнение формирует интерес к ровесникам, другому человеку, понимание того, как все люди похожи (не зря дети запоминают, кто что любит, что это — повод для симпатии и дружбы, а не для безразличия и ссоры. Это важно для того, чтобы дети потом, наблюдая за поведением ровесников, возмущаясь их реакциями или огорчаясь их словам в процессе бытового общения, помнили, что у них много общего, и могли вовремя найти точки соприкосновения. Данный аспект очень важен в социально-нравственном воспитании дошкольников.
4. Беседа о семье
Воспитатель. А еще каждый из вас, и я тоже, любит своих родителей. Кто может объяснить, кто такие родители?
Дети отвечают.
Спросите у того, кто стоит рядом, как зовут его родителей?
Психолог. Только нужно спрашивать по очереди. Сначала один из вас спросит, другой ответит. Потом наоборот. Чтобы всех было слышно, и никто не был обижен. На счет «три» начинаем. Раз, два, три!
Дети выполняют задание в парах.
Психолог. У какой пары: у вас и у вашего соседа — совпали имена? Есть среди имен ваших пап и мам одинаковые?
Дети отвечают. Может, у вас и мамы с папами одни?
Дети отвечают.
Молодцы, хорошо отвечаете.
Воспитатель. За что вы любите своих родителей? Я начну, а вы продолжите. Я люблю своих маму и папу за то, что.
Дети отвечают (3-5 дошкольников).
Я люблю своих папу и маму потому, что.
Дети отвечают (3—5 дошкольников).
Я люблю своих родителей, но.
Дети отвечают (3-5 дошкольников).
Это упражнение способствует осознанию детьми вслед за собственными желаниями и предпочтениями (в предыдущем задании) своих эмоций и чувств к близким людям. Помогает понять, почему они иногда сердятся и злятся на своих родителей, хотя это и нехорошо. Дает возможность почувствовать, что любовь все равно сильнее, ведь «я люблю своих родителей». Если же оставить детей с противоречивыми чувствами, наедине с представлениями о том, что они плохие, потому что плохо думают о родителях или сердятся на них, дети просто в это поверят. Они же должны знать, что они — хорошие. Иначе им не захочется быть еще лучше, не будет стремления к социальному развитию и нравственному совершенствованию.
5. Беседа о детях
Психолог. А себя вы тоже любите? Поднимите руку те, кто себя любят.
Дети реагируют.
А теперь поднимите руку те, кто себе не нравится.
Дети реагируют.
За что вы себя не любите?
Психолог обращает внимание на детей, которые сказали, что они себя не любят.
Ребята, а за что можно любить. Диму? Надю? Дети отвечают.
Разве мы такие невнимательные, что даже не сможем увидеть в них ничего хорошего? Кто может сказать хорошие слова о Диме? (Обращается к конкретному ребенку.) Вот тебе микрофон, говори в него.
Дети высказываются.
Теперь — о Наде.
Дети высказываются.
Молодцы, я вами горжусь. Вы замечательные дети!
Это прекрасная ситуация для активизации эмоциональных потенциалов детского коллектива и их ориентации на воспитанников- изгоев» и «отверженных». При этом она выстраивается таким образом, что в плане социального и нравственного развития выигрывают все. У детей, имеющих опыт отрицательных переживаний в группе ровесников, меняются представления о себе: раньше они были недоброжелательные и плохие, теперь внимательные и заботливые. У детей, доселе отвергающих по каким-то причинам ровесников, меняется установка на общение с ними: с негативной на позитивную («Раз все хвалят — есть за что!», формируется интерес к ровеснику. Конечно, большую роль в этом играет реакция все легко исправить и доказать детям, как им хорошо вместе (если этого хочешь).
6. Игра с Бабой Ягой
Появляется Баба Яга (кукла бибабо, которой управляет психолог).
Баба Яга. Кто сказал, что здесь замечательные дети? Я — самый замечательный ребенок!
Дети возмущаются.
Я ничем от вас не отличаюсь: голова есть, руки, ноги, юбочка.
Воспитатель. Нет, ты не такая, как наши ребята, ты — старая, а они. Дети подскажите!
Дети заканчивают высказывание. Ты — безобразная, а они.
Дети заканчивают высказывание. Ты — злая, а они.
Дети заканчивают высказывание. Ты — грязнуля, а они.
Дети заканчивают высказывание. Ты — обманщица, а они.
Дети заканчивают высказывание.
Баба Яга. Это что же, я совсем-совсем плохая, и ничего хорошего во мне нет? (Плачет.) Может быть, поэтому меня никто не любит?
Воспитатель. Наши дети умеют видеть хорошее даже в тех людях, которые себе не нравятся. Сейчас Дима и Надя тебе помогут. Ребята, посовещайтесь и подскажите, что хорошего есть в Бабе Яге.
Дети совещаются и отвечают.
Баба Яга. Мне это нравится. Я теперь буду исправляться — еще лучше стану, чтобы меня все-все любили. Воспитатель. А хочешь с нами поиграть? Баба Яга. Ага! Кто кого догонит и съест! Воспитатель. Нет, хорошие люди в такие игры не играют! (Смотрит на группу детей.) Эта игра называется «И я!». Ведущему нужно говорить о себе, какой он, а остальные, если к ним это качество подходит, пусть хлопают в ладоши, улыбаются и кричат: «И я!» или «И мы!» Если же не подходит — топают, хмурятся и кричат: «А мы — нет!» Поняла?
Баба Яга. Чур, я начинаю! Я — сказочное существо.
Дети (топают). А мы — нет!
Баба Яга. Так кто же вы?
Дети с воспитателем. Мы— люди!
Баба Яга. Я — баба.
Дети (топают). А мы — нет!
Баба Яга. Что вы мне все перечите, топаете да топаете. Съем, если не будете хлопать! Я — дочка. Баба Яга. Ага! Кто кого догонит и съест! Воспитатель. Нет, хорошие люди в такие игры не играют! (Смотрит на группу детей.) Эта игра называется «И я!». Ведущему нужно говорить о себе, какой он, а остальные, если к ним это качество подходит, пусть хлопают в ладоши, улыбаются и кричат: «И я!» или «И мы!» Если же не подходит — топают, хмурятся и кричат: «А мы — нет!» Поняла?
Баба Яга. Чур, я начинаю! Я — сказочное существо.
Дети (топают). А мы — нет!
Баба Яга. Так кто же вы?
Дети с воспитателем. Мы— люди!
Баба Яга. Я — баба.
Дети (топают). А мы — нет!
Баба Яга. Что вы мне все перечите, топаете да топаете. Съем, если не будете хлопать! Я — дочка. сплочение мнения всех детей, их ориентации на выполнение правил нравственного поведения. Поэтому на провокацию отвечает не один ребенок, который мог бы и испугаться Бабы Яги, а целая группа детей («Вместе не страшно!»). Действительно, в ситуации провокации и нравственного выбора проявить себя легче, если ты — вместе с группой, которая тебя поддерживает.
7. Подвижная игра типа «салочек-выручалочек»
Баба Яга (воспитателю). Что-то ваши дети все время друг друга выручают. Да еще и быстро бегают. Устала я за ними гоняться. Да и доброй мне надоело быть.
Воспитатель. Тогда уходи от нас подобру-поздорову. Мы не хотим дружить с тем, кто не хочет исправляться, кто хочет творить зло всю жизнь.
Баба Яга. То же мне, напугала! Я сама кого хочешь напугаю (гримасничает и машет руками).
Воспитатель (детям). Дети, давайте покажем, что мы не боимся Бабы Яги!
Дети (хором после подсказки воспитателя). Мы тебя не боимся!
Баба Яга. Так мы не договаривались. Я пугаю, а они не боятся. Так не интересно. Пойду от вас в другой детский сад детей пугать. Может быть, там получится, а то придется на пенсию уходить.
Баба Яга уходит.
Здесь важно продемонстрировать полную победу группы детей над злом. Не над злым персонажем (не нужно провоцировать никого убивать или терзать — «Баба Яга только порадуется, что мы становится такими же, как она», а тем злом, которое он олицетворяет. Поэтому детям разыгрывается именно такой конец сказочной истории. Они должны быть убеждены в том (и увидеть это лишний раз, что добро всегда побеждает зло. Это закон жизни. И что бы там ни думали взрослые по этому поводу, но они не смогли бы сейчас существовать в мире, полном несправедливости и горя, если бы знали, что все всегда заканчивается плохо. Спасибо их родителям и воспитателям, которые сделали все, что могли в свое время! Поэтому не нужно снимать с себя эту ответственность сейчас. Не стоит на этих примерах развивать критическое восприятие и мышление детей. Всему свое время.
8. Подведение итогов
Воспитатель. Дети, как вы думаете, Баба Яга правда на пенсию ушла?
Дети отвечают.
Почему у нее не получилось напугать вас? Поймать вас? Обмануть вас?
Дети высказываются.
Психолог. Значит, мы сегодня не зря занимались! Мы стали немножко лучше — умнее, внимательнее, смелее. Ваши родители будут гордиться вами.