Папки-передвижки

Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического и экологического воспитания

Светлана Стулова
Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического и экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

«Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического и экологического воспитания»

Срок реализации проекта: долгосрочный

Тип проекта: экологический, познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей : дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Актуальность

Публикация «Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического и экологического воспитания» размещена в разделах

Одной из наиболее актуальных проблем современного мира является охрана и защита окружающей среды.

Деятельность человека в последнее время пагубно влияет на состояние природы, поэтому возникает необходимость с малых лет воспитывать ответственность за состояние природы, формировать у подрастающего поколения экологическую культуру. Экологическая культура относительно новое понятие в образовании, возникло оно как ответная реакция на осознание человечеством быстро усугубляющихся экологических проблем, интенсивного ухудшения социоприродной обстановки на планете.

Дошкольный период в жизни ребенка – это бурное развитие познавательного интереса к окружающему миру. Это благоприятное время для «взращивания зерен» экологической культуры, которые в будущем «прорастут» в личности экологически направленного, сознательного гражданина сознательного гражданина любящего свою Родину.

Успешное осуществление экологического воспитания в рамках дошкольного образования тесно связано с познанием природы родного края. Место, где живут дети с родителями, бабушками, близкими людьми – это их «дом», их Родина. Краеведческий подход предполагает знакомство детей не только с природой и историей региона, но и с социальными, производственными, культурными достижениями его жителей. Важно на равнее с этими знаниями формировать понимание природоохранной деятельности, развивать уже в детском возрасте желание помочь природе.

Цель проекта:

Организация краеведческого образования детей дошкольного возраста как основы нравственно-патриотического и экологического воспитания

Задачи:

• Систематизировать знания детей об окружающем мире;

• Формировать представления детей о взаимосвязях в природе.

• Развивать исследовательскую деятельность у детей.

• Расширять знания детей о растительном и животном мире родного края.

• Развивать связную речь детей, обогащать словарь, образное и вариативное мышление, воображение, фантазию, творческие способности.

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.

Проблема

Современная неблагополучная экологическая ситуация обусловлена сложившимся веками потребительским отношением человека к природе. Деятельность человека приводит к нарушению баланса природных сил, способности природы к естественному воспроизводству, что не только отражается на здоровье человека, но и делает человека безразличным к окружающей его природе. Сегодня никого не удивишь брошенным мусором. Не редко дети, копируют взрослых и вместо красивого парка, мы видим заваленные фантиками, пластиком и бутылками лужайки.

Усвоенные ребенком дошкольником нравственно-экологические нормы и правила поведения в природе способствуют установлению экологически правильных и безопасных взаимоотношений ребенка с окружающей природной средой, средой города, села, деревни, где он проживает. Поэтому, при воспитании экологической культуры дошкольников особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на нравственную и мотивационную сферы личности ребенка.

Ожидаемый результат:

• Сформированность представлений о родном поселке, районе, Новосибирской области.

• Расширение знаний о животном и растительном мире родного края.

• Сформируется интерес к исследованию объектов природы.

• Научатся наблюдать за объектами природы, проводить простые исследования и сравнения.

• Развитие любознательности, творческих способностей, познавательной активности.

• Сформируется бережное отношение детей к природе.

• Сформируются навыки безопасного поведения в природе.

Этапы проекта:

I подготовительный:

• Разработка проекта.

• Постановка цели и задачи.

• Подбор информационного материала по теме

(подбор методической и детской литературы, создание картотек игровых упражнений, игр и заданий, разработка дидактических игр, подбор пособий по ознакомлению детей с миром природы, животным миром)

II основной :

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды группового помещения и территории детского сада:

• Развивающая предметно-пространственная среда

Воспитывающее влияние на детей оказывает РППС. В группе создан центр краеведения. Вместе с детьми мы разработали знаки природы «Запрещается – разрешается», родители нам их распечатали большого формата и теперь эти знаки украшают группу в виде большой умной гусеницы. Так же стены группового помещения «напоминают» ребятам о том, что есть водоемы опасные для человека, а места купания должны быть безопасными и специально организованными. Есть большой муравейник, который знакомит детей с жизнью трудяги-муравья и учит их трудится дружно всем вместе.

• Дидактические игры – познаем играя!

Огромное значение на формирование краеведческой и экологической культуры оказывают дидактические игры. Они помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней,

а также эколого – целесообразное поведение в природе.

• Создание мини-лаборатории юного исследователя

Материал и оборудование лаборатории позволяет детям проводить простые опыты и исследования, а так же наблюдать за различными объектами природы, тем самым познавая мир.

• Создание на территории детского сада метеостанции и экологической тропы.

Дети учатся определять силу и направление ветра, измерять температуру воздуха, узнают, что такое солнечные часы и как определять по ним время.

На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники познакомились с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Территория ДОО – центр краеведения круглый год.

Самые яркие познания происходят во время прогулки в любое время года. Дети видят сезонные изменения в природе, учатся устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Осенью наблюдаем, как природа готовится к зимнему сну. Помогаем цветочной клумбе сохранить многолетние растения, убираем сухие цветы, листья на участке. Зимой помогаем не замерзнуть корням деревьев, кормим птиц. Весной наблюдаем, как природа просыпается: тает снег, образовываются лужи, появляются первые насекомые.

2. Организация занятий по краеведению 1 раз в неделю;

3. Организация акций «Одеяло для малышки ёлочки», «Угощение для птиц», «Берегите воду», «Разделяй и сохраняй»;

4. Выпуск памяток, буклетов «Природа – наш общий дом», «Как вести себя в лесу»;

5. Просмотр мультфильмов: «Крот и жвачка», «Сказка старого дуба», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Гена и Чебурашка» 3 серия;

6. Беседы, ситуации, общение «Берегите природу», «Муравьиный мегополис», «Лужайки и дворы, не для мусора, а для игры» и др

III Заключительный:

Проведение праздника «Как у наших у ворот чудо-дерево растет»

В рамках работы по краеведению были реализованы проекты по удовлетворению интересов детей их инициативы. Эти проекты зарождались в процессе ознакомления с природой родного края.

Проект: «Огород на подоконнике»

В результате работы над проектом дети увидели жизнь растения от семечки до плода. Научились ухаживать за растениями, узнали что нужно им для роста и развития.

Труд детей порадовал их хорошим, полезным урожаем.

Проект: «Совушка – сова, большая голова»

Познание начинается с удивления. А удивлять дошкольников может окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.

Появившийся на участке детского сада громкий «писк» доносящийся из кроны деревьев, вызвал удивление и интерес «Какой странный звук?», «Кто его издает?». Увидеть кто издает писк было невозможно из-за густой листвы деревьев. Было принято решение обратится за помощью к родителям чтобы узнать кто же издает этот «писк». Благодаря помощи родителей и сотрудников детского сада, мы узнали что это сова вывела совят. Так возникла идея создания проекта «Сова-Совушка, мудрая головушка»

Проект: «Эко-кукла»

В результате работы над проектом у детей сформировалось представление о истории происхождения русской народной куклы и ее изготовлении.

Дети совместно с родителями изготовили кукол из природного материала.

Изучая профессии, узнали кем и на каких предприятиях нашей области работают родители детей. Какую пользу приносят заводы, различные предприятия на которых работают родители, бабушки, дедушки воспитанников. Выяснили, что заводы не только приносят пользу, но и пагубно влияют на состояние воздуха. Изучив проблему, пришли к выводу, что воздух можно очищать с помощью растений. «Искупали» растения группы, изучили деревья и кустарники на участке и разработали флаеры «Помоги себе - посади дерево»

Организация и проведение экологических акций, также способствует формированию и развитию экологической культуры дошкольников.

Акции — одно из направлений позитивной социализации дошкольников, направленное на формирование активной жизненной позиции.

Акции дают представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды.

На протяжении нескольких лет ребята детского сада принимают участие в природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята-дошколята».

Вместе с друзьями эколятами заботятся о природе : узнают много интересного на эко-уроках, участвуют в выставках рисунков, экологических акциях.

Главной задачей акции «Разделяй и сохраняй» является обучение подрастающего поколения правилам грамотного обращения с твердыми коммунальными отходами. Ребята вместе с взрослыми собирают макулатуру и тем самым спасают деревья, дают вторую жизнь пластику. Защищают природу от вреда отработанных батареек.

Акция: «Покормим птиц»

В рамках акции привлекли родителей к изготовлению кормушек. Так же родители вместе с детьми приносили для наших пернатых друзей угощения.

Дети узнали какие птицы прилетают в нашу «птичью столовую».

Акция: «Одеяло для ёлочки»

В рамках данной акции была проведена работа по сохранению деревьев, в том числе ёлок. Самую маленькую ё лочку на участке ребята окружили заботой: укутали в снежное «одеяло», украсили бумажными игрушками к празднику.

На заключительном этапе был проведен экологический праздник «Как у наших у ворот, чудо-дерево растет», где дети благодаря своим знаниям о родном крае, природе прошли испытания и были щедро награждены вкусными дарами природы.

Систематическая эколого - краеведческая работа, проводимая с дошкольниками, позволяет легко установить связь человека с окружающим миром, познать природу и быт людей родного края, а также научит детей разбираться в проблемах окружающего мира.

Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к родной природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Консультация «Знание природы родного края — это основа патриотического воспитания» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Какая притягательная сила.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в средней группеУголок нравственно-патриотического воспитания в средней группе Совместно с родителями мы организовали в группе уголок нравственно-патриотического воспитания. Актуальность: Д. С. Лихачев : «Любовь к.

Уголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группеУголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группе В нашем детском саду прошел смотр-конкурс уголков по нравственно патриотическому воспитанию. Цель смотра- конкурса: -активация деятельности.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического и экологического воспитания
Опубликовано: 8 июля 2022 в 08:22
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического и экологического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Стулова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД