Светлана Стулова
Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического и экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического и экологического воспитания»
Срок реализации проекта: долгосрочный
Тип проекта: экологический, познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей : дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Актуальность
Публикация «Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического и экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одной из наиболее актуальных проблем современного мира является охрана и защита окружающей среды.
Деятельность человека в последнее время пагубно влияет на состояние природы, поэтому возникает необходимость с малых лет воспитывать ответственность за состояние природы, формировать у подрастающего поколения экологическую культуру. Экологическая культура относительно новое понятие в образовании, возникло оно как ответная реакция на осознание человечеством быстро усугубляющихся экологических проблем, интенсивного ухудшения социоприродной обстановки на планете.
Дошкольный период в жизни ребенка – это бурное развитие познавательного интереса к окружающему миру. Это благоприятное время для «взращивания зерен» экологической культуры, которые в будущем «прорастут» в личности экологически направленного, сознательного гражданина сознательного гражданина любящего свою Родину.
Успешное осуществление экологического воспитания в рамках дошкольного образования тесно связано с познанием природы родного края. Место, где живут дети с родителями, бабушками, близкими людьми – это их «дом», их Родина. Краеведческий подход предполагает знакомство детей не только с природой и историей региона, но и с социальными, производственными, культурными достижениями его жителей. Важно на равнее с этими знаниями формировать понимание природоохранной деятельности, развивать уже в детском возрасте желание помочь природе.
Цель проекта:
Организация краеведческого образования детей дошкольного возраста как основы нравственно-патриотического и экологического воспитания
Задачи:
• Систематизировать знания детей об окружающем мире;
• Формировать представления детей о взаимосвязях в природе.
• Развивать исследовательскую деятельность у детей.
• Расширять знания детей о растительном и животном мире родного края.
• Развивать связную речь детей, обогащать словарь, образное и вариативное мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
• Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.
Проблема
Современная неблагополучная экологическая ситуация обусловлена сложившимся веками потребительским отношением человека к природе. Деятельность человека приводит к нарушению баланса природных сил, способности природы к естественному воспроизводству, что не только отражается на здоровье человека, но и делает человека безразличным к окружающей его природе. Сегодня никого не удивишь брошенным мусором. Не редко дети, копируют взрослых и вместо красивого парка, мы видим заваленные фантиками, пластиком и бутылками лужайки.
Усвоенные ребенком дошкольником нравственно-экологические нормы и правила поведения в природе способствуют установлению экологически правильных и безопасных взаимоотношений ребенка с окружающей природной средой, средой города, села, деревни, где он проживает. Поэтому, при воспитании экологической культуры дошкольников особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на нравственную и мотивационную сферы личности ребенка.
Ожидаемый результат:
• Сформированность представлений о родном поселке, районе, Новосибирской области.
• Расширение знаний о животном и растительном мире родного края.
• Сформируется интерес к исследованию объектов природы.
• Научатся наблюдать за объектами природы, проводить простые исследования и сравнения.
• Развитие любознательности, творческих способностей, познавательной активности.
• Сформируется бережное отношение детей к природе.
• Сформируются навыки безопасного поведения в природе.
Этапы проекта:
I подготовительный:
• Разработка проекта.
• Постановка цели и задачи.
• Подбор информационного материала по теме
(подбор методической и детской литературы, создание картотек игровых упражнений, игр и заданий, разработка дидактических игр, подбор пособий по ознакомлению детей с миром природы, животным миром)
II основной :
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды группового помещения и территории детского сада:
• Развивающая предметно-пространственная среда
Воспитывающее влияние на детей оказывает РППС. В группе создан центр краеведения. Вместе с детьми мы разработали знаки природы «Запрещается – разрешается», родители нам их распечатали большого формата и теперь эти знаки украшают группу в виде большой умной гусеницы. Так же стены группового помещения «напоминают» ребятам о том, что есть водоемы опасные для человека, а места купания должны быть безопасными и специально организованными. Есть большой муравейник, который знакомит детей с жизнью трудяги-муравья и учит их трудится дружно всем вместе.
• Дидактические игры – познаем играя!
Огромное значение на формирование краеведческой и экологической культуры оказывают дидактические игры. Они помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней,
а также эколого – целесообразное поведение в природе.
• Создание мини-лаборатории юного исследователя
Материал и оборудование лаборатории позволяет детям проводить простые опыты и исследования, а так же наблюдать за различными объектами природы, тем самым познавая мир.
• Создание на территории детского сада метеостанции и экологической тропы.
Дети учатся определять силу и направление ветра, измерять температуру воздуха, узнают, что такое солнечные часы и как определять по ним время.
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники познакомились с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Территория ДОО – центр краеведения круглый год.
Самые яркие познания происходят во время прогулки в любое время года. Дети видят сезонные изменения в природе, учатся устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Осенью наблюдаем, как природа готовится к зимнему сну. Помогаем цветочной клумбе сохранить многолетние растения, убираем сухие цветы, листья на участке. Зимой помогаем не замерзнуть корням деревьев, кормим птиц. Весной наблюдаем, как природа просыпается: тает снег, образовываются лужи, появляются первые насекомые.
2. Организация занятий по краеведению 1 раз в неделю;
3. Организация акций «Одеяло для малышки ёлочки», «Угощение для птиц», «Берегите воду», «Разделяй и сохраняй»;
4. Выпуск памяток, буклетов «Природа – наш общий дом», «Как вести себя в лесу»;
5. Просмотр мультфильмов: «Крот и жвачка», «Сказка старого дуба», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Гена и Чебурашка» 3 серия;
6. Беседы, ситуации, общение «Берегите природу», «Муравьиный мегополис», «Лужайки и дворы, не для мусора, а для игры» и др
III Заключительный:
Проведение праздника «Как у наших у ворот чудо-дерево растет»
В рамках работы по краеведению были реализованы проекты по удовлетворению интересов детей их инициативы. Эти проекты зарождались в процессе ознакомления с природой родного края.
Проект: «Огород на подоконнике»
В результате работы над проектом дети увидели жизнь растения от семечки до плода. Научились ухаживать за растениями, узнали что нужно им для роста и развития.
Труд детей порадовал их хорошим, полезным урожаем.
Проект: «Совушка – сова, большая голова»
Познание начинается с удивления. А удивлять дошкольников может окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.
Появившийся на участке детского сада громкий «писк» доносящийся из кроны деревьев, вызвал удивление и интерес «Какой странный звук?», «Кто его издает?». Увидеть кто издает писк было невозможно из-за густой листвы деревьев. Было принято решение обратится за помощью к родителям чтобы узнать кто же издает этот «писк». Благодаря помощи родителей и сотрудников детского сада, мы узнали что это сова вывела совят. Так возникла идея создания проекта «Сова-Совушка, мудрая головушка»
Проект: «Эко-кукла»
В результате работы над проектом у детей сформировалось представление о истории происхождения русской народной куклы и ее изготовлении.
Дети совместно с родителями изготовили кукол из природного материала.
Изучая профессии, узнали кем и на каких предприятиях нашей области работают родители детей. Какую пользу приносят заводы, различные предприятия на которых работают родители, бабушки, дедушки воспитанников. Выяснили, что заводы не только приносят пользу, но и пагубно влияют на состояние воздуха. Изучив проблему, пришли к выводу, что воздух можно очищать с помощью растений. «Искупали» растения группы, изучили деревья и кустарники на участке и разработали флаеры «Помоги себе - посади дерево»
Организация и проведение экологических акций, также способствует формированию и развитию экологической культуры дошкольников.
Акции — одно из направлений позитивной социализации дошкольников, направленное на формирование активной жизненной позиции.
Акции дают представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды.
На протяжении нескольких лет ребята детского сада принимают участие в природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята-дошколята».
Вместе с друзьями эколятами заботятся о природе : узнают много интересного на эко-уроках, участвуют в выставках рисунков, экологических акциях.
Главной задачей акции «Разделяй и сохраняй» является обучение подрастающего поколения правилам грамотного обращения с твердыми коммунальными отходами. Ребята вместе с взрослыми собирают макулатуру и тем самым спасают деревья, дают вторую жизнь пластику. Защищают природу от вреда отработанных батареек.
Акция: «Покормим птиц»
В рамках акции привлекли родителей к изготовлению кормушек. Так же родители вместе с детьми приносили для наших пернатых друзей угощения.
Дети узнали какие птицы прилетают в нашу «птичью столовую».
Акция: «Одеяло для ёлочки»
В рамках данной акции была проведена работа по сохранению деревьев, в том числе ёлок. Самую маленькую ё лочку на участке ребята окружили заботой: укутали в снежное «одеяло», украсили бумажными игрушками к празднику.
На заключительном этапе был проведен экологический праздник «Как у наших у ворот, чудо-дерево растет», где дети благодаря своим знаниям о родном крае, природе прошли испытания и были щедро награждены вкусными дарами природы.
Систематическая эколого - краеведческая работа, проводимая с дошкольниками, позволяет легко установить связь человека с окружающим миром, познать природу и быт людей родного края, а также научит детей разбираться в проблемах окружающего мира.
Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к родной природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.