Ольга Алехина
НОД в старшей группе «Кожлянская игрушка — ребятам всем подружка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Кожлянская игрушка – ребятам всем подружка»
Цель: знакомство детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой - свистулькой, последовательностью и спецификой её изготовления, особенностями ее росписи.
Задачи:
- Раскрыть природу изобразительного и декоративно-прикладного искусства кожлянской игрушки, обратив внимание на особенности цвета и узора;
- Развивать у детей интегративные качества, творческое воображение, внимание, наглядно-образное мышление и эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс;
Публикация «НОД в старшей группе „Кожлянская игрушка — ребятам всем подружка“» размещена в разделах
- Воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Методические приемы: словесный (беседа, рассказ воспитателя, объяснение, познавательные вопросы) практический (роспись кожлянской игрушки, наглядный (показ образцов кожлянской глиняной игрушки - свистульки, образцов росписи, просмотр презентции).
Оборудование: Кожлянские игрушки - свистульки, образцы росписи, гуашь, кисти, баночки с водой, заготовки кожлянской игрушки для росписи детьми, салфетки, кисти.
Ход деятельности:
Воспитатель: Доброе утро всем. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Чтобы наш день был радостным и удачным, давайте улыбнёмся друг другу. Какие вы красивые, нарядные. Я тоже сегодня нарядилась. Вам нравится мой костюм? А вы знаете, что в старину по костюму можно было определить откуда человек родом. Такую одежду носили в нашем Курском крае и одевали только по особому случаю, например на праздник или ярмарку. Вот и я сегодня к вам прямо с ярмарки пришла, да не с пустыми руками. Хотите узнать, что я принесла? Присаживайтесь на стульчики, да внимательно слушайте.
Воспитатель:
Я на ярмарке была
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Что же в этом сундучке?
Вы узнаете, если загадку отгадаете, только дослушайте её до конца.
Хвост с узорами
Сапоги со шпорами
Очень рано встаю
Детям спать не даю.
Молодцы! Правильно загадку отгадали,
Посмотрите, какая красивая, нарядная и весёлая игрушка! Но игрушка эта не простая, это кожлянская глиняная игрушка-свистулька- гордость Курской области. Своей красотой она покорила весь мир.
А хотелось бы вам узнать, как делают эти игрушки? Ну, так слушайте, расскажу я вам сказку о чудесных игрушках-свистульках.
СКАЗКА О КОЖЛЯНСКОЙ ИГРУШКЕ (просмотр презентации)
Слухом земля полнится, будто жила-была в селе Кожля, недалеко от Курска старушка Матрена. А рукодельницей была какой! Во всей округе её рукоделие знали: и прясть, и ткать, и шить она умела.
А рядом с Кожлей голубой глины было видимо-невидимо.
Вот однажды взяла Матрена комочек глины голубой, да и попробовала из неё игрушку для внучат своих сделать. А игрушка-то и получилась! Да не простая, а сказочная: петух с короной на голове и шпорами на ногах.
Игрушка внутри пустой оказалась, сделала бабушка Матрена палочкой отверстие в хвосте и по бокам и получилась игрушка-свистулька с красивыми переливами, внукам на радость. Чтобы игрушка не размокала, прочной была,высушила её, а потом в печи обожгла. Решила бабушка принарядить игрушку, узорами расписать. Но для росписи игрушки краска нужна! Да где же её взять? Вспомнила баба Матрена, что у неё для окраски яиц на Пасху яркие краски припасены. Эти краски на молоке и яйце замешивали. А для блеска в краску сахар добавляли. Сделала она кисточку из куриного пёрышка и расписала петушка. Так баба Матрёна каждый день садилась, лепила из глины разные игрушки, да узорами расписывала… Лепит бабушка свои игрушки, а внучата рядышком тоже пытаются лепить, а она им подсказывает. Так и научились. А весной вышли внучата бабы Матрёны на улицу со своими яркими и звонкими игрушками. Соседские ребята увидели, тоже такие игрушки захотели. Стали бабушку просить научить их тоже игрушки лепить. Делать нечего, стала баба Матрена их учить. С тех пор стали ребятишки да женщины в деревне Кожля кожлянские игрушки лепить. Да не только для себя, а и на продажу тоже: чтобы другим ребятам родители их на ярмарке купили. Пусть и другие ребята порадуются. Разъехалась с ярмарки наша Кожлянская игрушка по всему свету.
Я вам с ярмарки нетолько петушка принесла, но и другие кожлянские игрушки. Давайте на них полюбуемся, рассмотрим наши игрушки-свистульки. Все они нарядные, даже в холодный день излучают тепло.
Скажите, какими цветами мастерицы расписывали кожлянскую игрушку?»
Ответы детей: «Красным, синим, желтым и зеленым фиолетовым, малиновым»
Узор у Кожлянской игрушки простой, но несет определенный смысл. Давайте вместе рассмотрим элементы росписи кожлянской игрушки. Такой узор называется
– орнамент "точки " – это семена, которые мы сеем в землю;
–– орнамент "звезды" – это человеческие мечты.
орнамент "косые линии" олицетворяют дождь, ведь чтобы получить урожай, нужна вода;
– орнамент "елочка" символизирует взаимосвязь всего в мире, символ долгой жизни, семейного достатка и процветания;
– орнамент "волнистые линии" рассказывает о воде. Это реки, озера;
– орнамент "прямые линии" – подразумевает жизнь человека;
– орнамент "сеточка" – это вспаханное поле;
Так расписывают только кожлянскую глиняную игрушку в нашем Курском крае.
Ребята, вы хотите превратиться в кожлянских мастеров?
Но есть важный момент: мастера старались приступать к мастерству в радостном, хорошем настроении, чтобы и игрушка тоже получилась яркая, веселая.
А как можно улучшить свое настроение? Какие игры вы знаете?
Повсюду играют в игру «Кошки-мышки», а в нашей Курской области играли в игру» Утка и селезень». Правила игры вам знакомы, они такие же как в игре «Кошки-мышки», только не кошка ловит мышку, а селезень утку. Поиграем? Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Теперь нам нужно определить, кто будет уткой и селезнем. Подскажите, как это сделать?
Ну что ж, ребята, «Делу время- потехе час».
Предлагаю пройти в нашу творческую мастерскую. Присаживайтесь.
Чтобы наши руки не устали во время работы, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Чтоб игрушку расписать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Сегодня мы распишем совушку, используя традиционные краски и характерные элементы росписи кожлянской игрушки. Для удобства ваша птичка стоит на подставке, во время работы вы можете придерживать её за хвостик. Сначала мы нарисуем нашей совушке глазки. Сова очень хорошо видит в темноте, поэтому кожлянские мастера рисуют ей глаза желтым цветом.
Мы возьмем кисточку и наберем желтой краски. Посмотрите, как я набираю краску Аккуратно, Только на кончик кисти, и прорисовываю совушке глазки. А теперь вы.
Сколько у совушки глаз?
Каким цветом мы их закрасили? Теперь промоем наши кисточки в воде, промокнем о салфетку, чтобы убрать лишнюю водичку и нарисуем нашей птичке клюв. Для этого наберем на кончик кисти синей краски и сверху вниз прорисуем клюв.
Искупаем наши кисточки в воде, уберем лишнюю водичку и поставим на место.
Скажите, ребята, сова птица ночная или дневная?
Правильно, сова это ночная птица. Как вы думаете каким узором можно расписать нашу совушку.
Чем питается эта птица? Поэтому, предлагаю использовать в росписи следующие элементы: звезды и точки.
Теперь внимательно, посмотрите, как правильно расписывать нашу кожлянскую игрушку.
Свою совушку я украшу точками. Для этого я набираю на кончик кисти красной краски и ставлю несколько точек. Обратите внимание, узор нужно выполнять кончиком кисточки., аккуратно, придерживая птичку рукой за хвостик. Хвостик птичке мы не расписываем, чтобы потом не испачкаться.
Потом промываю кисточку, обязательно промокаю о салфетку, чтобы краска не потекла и не испортила нашу кожлянскую игрушку.
Набираю синей краски, ставлю ещё несколько точек и снова промываю кисточку в воде, убираю водичку и смотрю. Узоров какого цвета не хватает на моей игрушке?
А теперь предлагаю вам выбрать каким узором вы будете украшать свою птичку: точками или звездами и приступить к работе.
(Ребята выполняют работу, воспитатель контролирует, оказывает необходимую помощь.)
«Вот и готовы ваши кожлянские игрушки. Вам нравятся? Мне очень нравится. Вы настоящие мастера. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы работали старательно, аккуратно и дружно».
Я думаю, обязательно нужно поблагодарить себя за прекрасную творческую работу.
Мне кажется, что веселые, нарядные игрушки, которые я принесла немного загрустили. Давайте, с ними немного поиграем.
Но сначала скажите, как называются такие игрушки?
Вы любите играть в прятки? Давайте сыграем в прятки с кожлянскими игрушками. Посмотрите внимательно, запомните их, теперь закройте глаза и посчитаете до трех, потом откроете и скажите какая игрушка спряталась.
Что изменилось?
Скажите, может она стоять на ярмарке среди кожлянских глиняных игрушек? Почему?
- Какие цвета используются в росписи?
Ответы детей.
- Красный, желтый, синий.
- Какой орнамент использовали в росписи?
Ответы детей.
- Сеточка, прямая линия, волнистые линии.
Где можно купить такую удивительную игрушку-свистульку?
А на ярмарке не только торговали, плясали да в игры играли, но и весну красну с помощью игрушки-свистульки зазывали.
Давайте мы с вами возьмем наших птичек, образуем круг и будем весну закликать.
В центр круга встает воспитатель со свистулькой
Дети произносят вместе с воспитателем:
Приходи весна! Приходи красна!
Приноси урожай в наш родимый Курский край!
Литература
Шабанов Н. К., Спесивцев Ю. С. Всадник на трёхглавом коне. Декоративное искусство и народные промыслы Курского края: Сборник статей. Под ред.
Н. К. Шабанова — ИЗДАТЕЛЬСТВО КГУ, 2006.
Скобликова Т. Е. Связуя нить времен: Историческая литература. — Курская городская типография, 2001.
Петрова В. Б. Курская–Кожлянская игрушка. Традиции и современность. Традиционная народная культура: современное состояние, проблемы, перспективы: Материалы II межрегиональной научно–практической конференции. Под ред. Т. Ю. Нестеренко — Курск, 2009.
© При подготовке материалов использовалась информация из Internet-ресурсов