людмила макаревская
Картотека игр по теме «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по теме: «Космос»
"Космос"
(дидактическая игра для детей 4-5 лет)
Цель:
• учить детей плоскостному конструированию по образцу, развивать мышление, творческое воображение, память
Количество игроков 1-12.
Игра состоит из 12 больших карточек с изображением какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др.) и геометрических фигур разного цвета.
Варианты игры:
Вариант 1: дети накладывают детали на образец.
Публикация «Картотека игр по теме „Космос“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Игры, дидактические пособия на космическую тему
- Темочки
Вариант 2: дети конструируют, глядя на образец.
Вариант 3: дети конструируют по памяти.
" Угадай по тени" (космическая техника).
- К каждой форме большой карты нужно подобрать пару - предмет с таким же размером и внешними очертаниями.
В состав игры входят большие карты с силуэтами картинок и маленькие карточки с рисунками предметов.
Перед началом игры рассмотрите большие карты с силуэтами, на что (кого) они похожи.
Варианты игр могут быть такими:
- взрослый показывает и называет изображение, ребенок рассматривает цветную картинку и находит соответствующий силуэт;
- взрослый показывает, но не называет изображение, ребенок сравнивает, находит, называет картинку и получает карточку.
«Разрезные картинки».
На картоне рисуются (распечатываются) самые простые картинки (космонавт, ракета, планеты)
Для начала лучше делать картинки покрупнее.
Картинки разрезаете на восемь частей.
Задача ребенка: сложить все половинки в одно целое.
На обратную сторону картинок можно наклеить липучку и тогда собирать их можно будет на фланелеграфе, что очень удобно в том плане что картинки не будут "ломаться" при неосторожных движениях.
Когда ребенок хорошо освоит принцип складывания картинок можно брать сюжетные картинки.
«Мы изучаем космос».
(дидактическая игра для детей 4-5 лет)
1-й вариант игры
Цель: развивать память детей,внимание, воображение, коммуникативные способности, конкретизировать знания детей о профессии космонавта, условиями работы в космосе, космическими обитателями.
Ход игры: (Постройка космического корабля и путешествие на нем.) Педагог, используя заранее приготовленную схему, обговаривает устройство космического корабля. Сверяясь с чертежами, дети строят корабль (выделяют отсеки: рабочий, технический, пульт управления, иллюминаторы, трап.) Обговаривают одежду космонавта, пробуют надеть воображаемый скафандр, шлем. Обсуждают, какими качествами должен обладать космонавт, в чем заключается смысл этой профессии. Затем дети занимают места в космическом корабле и воображают себя в открытом космосе.
2-ой вариант игры
Цель: развивать внимание, память, воображение; продолжить знакомство с условиями работы в космосе и планетами.
Игровое задание: побывать в космосе и познакомиться с планетами Солнечной системы.
Ход игры: Педагог предлагает детям занять место в воображаемом звездолете (предварительно обыгрывается старт звездолета) и отправиться в путешествие к планетам Солнечной системы. Используя фотографии, рисунки детей, педагог дает характеристику каждой планете. Обговаривается вместе с детьми ее форма, цвет. Расположение в пространстве. В итоге дети выполняют рисунки под впечатлением от предпринятого путешествия.
«Геометрия в космосе».
В космос полетел необычный человек, который состоит только из геометрических фигур. Посмотрите внимательно на рисунок этого человечка и ответьте на вопросы:
- Какие геометрические фигуры вы видите?
- Сколько кружков, треугольников, квадратов, отрезков?
Чего больше: кружков или треугольников? Квадратов или кружков
«Космическая пыль».
(дидактическая игра для детей 4-5 лет)
Цель:
- учить видеть среди множества предметов заданный предмет, развивать зрительное внимание, восприятие.
- формировать понятие относительности величины предметов, умение сравнивать предметы по величине.
Ход игры:
1. Детям предлагается среди разложенных на полу звезд, найти заданную:
– Найдите большую красную звезду, или маленькую зеленую.
- Найдите большую голубую звезду.
- Сравните, какая из больших звезд больше: красная или голубая? и т. д.
«Маршрут ракеты».
Цель:
- развивать у детей зрительное восприятие;
- активизировать зрительные функции глаз, развивать периферическое зрение;
- формировать зрительно-двигательную ориентировку, графические навыки.
Ход игры:
Дети, следуя инструкции педагога рисуют маршрут ракеты:
- Сначала ракета долетит до большой красной звезды, далее полетит к маленькой зеленой планете и т. п.
Один ребенок выполняет задание у доски.
«Семейка слов».
(дидактическая игра для детей 4-5 лет)
Цель:
- словообразование родственных слов.
Ход игры:
Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».
• Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)
• Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)
• Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
• Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)
«Космическое путешествие».
На площадке в 4-5 местах обозначаются «ракеты». Можно поставить игрушки ракет, а сбоку прикрепить надпись маршрута, например: «Земля - Венера - Земля», «Земля - Лупа -Земля», «Земля - Марс - Земля». В каждой ракете 3-6 мест. Весь зал (площадка) - ракетодром. Во всех ракетах на 2-3 места меньше, чем играющих.
Ход игры:
Играющие, не держась за руки, идут по кругу говорят:
«Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!»
После слова «нет», все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет.
Правила игры:
1) Опоздавшие игроки становятся в центр круга
2) Игра повторяется несколько раз.
Передвигаются играющие различными способами: прыжками, приставными шагами, высоко поднимая колени и т. д.
«Космические разведчики».
(дидактическая игра для детей 4-5 лет)
Цель: развитие у детей наблюдательности, коммуникативности, организаторских способностей.
Ход игры: Воспитатель: «Наш космический корабль совершил посадку на неизведанной планете. Прежде чем высадиться на ней и разбить лагерь, мы должны провести разведку. Давайте выберем разведчика и командира. Остальные дети образуют отряд, или группу разведки».
В комнате стулья расставлены хаотично. Разведчик прокладывает маршрут между стульями, обходя их с разных сторон. Командир наблюдает за действиями разведчика, а потом проводит свой отряд по проложенному маршруту. Можно построить игру и по-другому: командир ведет отряд из того места, где закончил свой путь разведчик, в то место, из которого разведчик вышел.
После игры дети обсуждают правильность действий командира и допущенные им ошибки.
«Что изменилось?»
Цель: тренировка наблюдательности, развитие зрительной памяти.
Ход игры: Воспитатель: «А сейчас мы проверим, какая память у наших космонавтов». Для игры первоначально выбирается группа из 7-9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Воспитатель вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид всех участников игры. На это дается 1-2 минуты. После этого водящие удаляются в другую комнату. По указанию воспитателя дети, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм или прическу.
Затем по очереди вызывают водящих. Каждый из них должен назвать те изменения, которые заметил. Побеждает тот, кто заметил больше изменений.
"Правильно расставь планеты»
(дидактическая игра для детей 5-6 лет)
Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и количестве в солнечной системе.
Материал: карточки с изображением Солнца (1) и планет Солнечной системы (2-9) по типу паззлов. На обратной стороне карточек указаны их порядковые номера от 1 до 9.
Ход игры. На первом этапе игры ребенок, с помощью взрослого, находит начальную картинку (Солнце, а затем из остальных картинок составляет целую полоску. Ребята помладше делают это, подбирая картинки, контуры которых совпадают (по типу паззлов). Ребята постарше последовательность расположения планет устанавливают по памяти. Чтобы проверить результаты, картинки переворачиваются.
«Найди пару»
(дидактическая игра для детей 5-6 лет)
Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение созвездий с картинками, символизирующими эти созвездия.
Материал: 12 карточек с изображением созвездий, 12 карточек с картинками, символизирующими эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).
Ход игры. Детям раздаются карточки с картинками, символизирующими созвездия. Необходимо подобрать к ним соответствующие созвездия. Затем можно усложнить задачу – ребенку нужно найти созвездие по памяти. Показываем картинку, потом ее прячем. Ребенок по памяти находит нужное созвездие.