Ольга Васильева
Консультация «Конструирование, как творчество»
Конструирование, как творчество
Сегодня наблюдается быстрое развитие всей системы образования. Изменения касаются и организационной составляющей работы системы. Уделяется большое внимание образованию и воспитанию дошкольников, что позволяет заложить основы для личностного развития ребенка.
Развитие мотивационной составляющей в процессе обучения, формирование способности к творческой деятельности в процессе познания – это главные задачи, которые должен ставить перед собой воспитатель. Задачи эти выполнить непросто, ведь для этого нужно обеспечить выполнение необходимых педагогических условий.
Публикация «Консультация „Конструирование, как творчество“» размещена в разделах
Одним из важнейших условий являются занятия по конструированию.
Дошкольная педагогика уделяет большое внимание проблеме развитию способности к конструированию у дошкольников. Благодаря регулярным занятиям по творческому конструированию дети не только больше узнают об окружающем мире, но и формируют свои способности. Я считаю эту тему актуальной, потому что сегодня дошкольные учреждения слишком мало времени уделяют конструированию. Гораздо больше времени дети посвящают математике, изобразительному искусству и другим направлениям.
При этом конструирование позволило бы дошкольникам расширять свой кругозор, формировать познавательные способности, приобретать более точные знания о том, как устроена окружающая действительность.
Конструирование – это один из самых сложных типов деятельности в детском возрасте. Во время конструирования дети учатся создавать модели, учатся необычным образом использовать свои навыки. Очень важно то, чтобы дети на практике могли использовать собственные поделки. Например, детям можно поручать изготавливать подарки для своих близких, а также украшения для своего дома.
Конструирование в детском саду позволяет удовлетворить потребности дошкольников. Это потребность в игре: во время конструирования дети с удовольствием используют игрушки, создают их сами и сооружают различные постройки. Также дети получают возможность развиваться умственно, приобретают эстетический вкус.
Целенаправленное обучение конструированию позволяет детям научиться анализировать окружающие их предметы, получать представления о разных объектах, учиться мыслить самостоятельно, развивать творческие способности, художественный вкус. У детей формируются разные важные качества: это целеустремленность и аккуратность, настойчивость и терпеливость.
Конструирование – это очень эффективный инструмент, который позволяет подготовить ребенка к школе.
Таким образом, конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста. Проблемой развития конструктивных способностей занимались: Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонова, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Н. Н. Поддьяков.
Для свободного и творческого создания замыслов и их воплощения дети должны иметь достаточно развитые гибкие и подвижные пространственные представления. В своей работе я применяла разные виды конструктора, в зависимости от возраста детей, с которыми я работала.
В игре с конструктором «ТИКО», ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники, малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера. Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Конструктор «ТИКО» создает для этого самые благоприятные возможности. Уже через 2 – 3 месяца обучения воспитанники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию.
В старшей группе, кроме «ТИКО» и обычных деревянных модулей и лего (которые всегда присутствовали в нашей группе и были игровыми в свободной деятельности, у нас появился металлический конструктор. Говоря о пользе металлических конструкторов для детей, можно также сказать и то, что это идеальная возможность непрерывно пополнять коллекцию игрушек. Например, если малышу надоест одна из каких то собранных моделей, он сможет её разобрать и построить что-то новое.
При этом стоит отметить, что металлические конструкторы позволят ребёнку попробовать себя в роли самого настоящего изобретателя, и в своих играх перенестись в мастерскую, на борт космической ракеты, строительную площадку или же в лабораторию. Как отмечают психологи, игры с металлическим конструктором очень полезны для детей, как в психологическом и умственном плане, так и в физическом, ведь у маленьких почемучек развивается память, мышление, осязание и мелкая моторика. К тому же, подобные игры приучат ребёнка к аккуратности и усидчивости.
Мы живем в небольшом городке на Урале, в Невьянске. Город наш знаменит наклонной башней, которой в этом году исполняется 320 лет! В связи с этим мы с детьми решили сделать небольшую выставку из разных видов конструкторов. Мне кажется, получилось здорово!