Мария Александровна Соловьева
Консультация «Как понять своего ребенка? Что такое непослушание и детские капризы?»
«Как научиться быть терпимее к шалостям и капризам? Как понять негативные проявления характера ребенка?» - многие родители задают эти вопросы педагогам и психологам. Ученые пытаются найти ответы на эти и многие другие вопросы, пытаются изучить личность ребенка целостно, со всеми индивидуальными особенностями, неповторимыми проявлениями.
Публикация «Консультация „Как понять своего ребенка? Что такое непослушание и детские капризы?“» размещена в разделах
Капризы детей - формы поведения, выражающиеся в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании.
Они чаще всего возникают как следствие заболевания, усталости, перевозбуждения, перегрузки впечатлениями. Нередко, однако, капризы превращаются в привычную форму поведения, при помощи которой избалованный ребенок добивается осуществления своих желаний. Основная причина возникновения таких капризов — неправильная организация взаимоотношений ребенка с взрослыми.
Капризы детей и непослушание могут также возникнуть как реакция на разнобой в предъявляемых к ребенку требованиях, на чрезмерные требования со стороны взрослых. Иногда в основе лежат острые и глубокие переживания, связанные с неудовлетворением потребностей ребенка в любви к нему, внимании, уважении, самостоятельности. Иногда они возникают как своеобразный протест и реакция ребенка на эмоциональную травму.
Каприз - это негативная реакция и средство привлечь к себе всеобщее внимание или внимание необходимого для ребенка человека. Капризное поведение обычно присуще детям с неустойчивой психикой и болезненным самолюбием, безынициативным, неспособным самоутвердиться каким-либо другим путем.
Такие эмоциональные реакции ребенка выступают в качестве своеобразных сигналов окружающим о неблагополучии, поскольку другого способа сообщить о своих проблемах или потребностях ребенок ещё не знает. Причиной плача может быть недомогание или обострение хронического заболевания. Родители не всегда адекватно оценивают и точно понимают состояние своего ребенка и могут отнестись к его беспокойному поведению, как к капризу.
Для предупреждения неправильного отношения родителям и, в особой степени, матери важно установить с ребенком прочный эмоциональный контакт, выработать у себя способность быстро и точно реагировать на все его нужды. Эта способность полноценно формируется тогда, когда родители уделяют ребенку максимум внимания с момента его появления на свет, и позволяет взрослым оптимально планировать и эффективно корректировать суточный режим ребенка для полного и всестороннего удовлетворения детских потребностей.
Если же ребенок только криком и слезами привлекает внимание родителей к своим проблемам, то такая вынужденная реакция может закрепиться и создать основу настоящих капризов.
Капризному поведению у дошкольников и младших школьников в значительное мере способствует неустойчивая нервная система, для которой характерно преобладание возбуждения над торможением, присуща высокая эмоциональная возбудимость и чувствительность. При этих условиях капризы нередко возникают как результат утомления, недомогания, перевозбуждения, избытка впечатлений и переживаний.
Капризы могут иметь характер случайного и кратковременного действия, но при определенных условиях могут стать привычной формой поведения. Такое положение устанавливается тогда, когда ребенок подсознательно выбирает именно эту форму и способ добиваться своего желания или намерения.
Капризы являются результатом неправильных взаимоотношений взрослых и ребенка. Обычно каприз отражает реакцию ребенка, который знает и понимает, что именно таким способом он сможет добиться исполнения своего намерения или желания, что окружающие уступят, даже если поначалу и последует отказ. Таким образом, основной способ предотвращения капризов - рациональная организация отношений в семье, предусматривающая достаточное, но не чрезмерное внимание к потребностям и желаниям ребенка.
Непоследовательное поведение взрослых недопустимо: уступка после первоначального отказа формирует у ребенка привычку добиваться своего капризным поведением. Когда становится очевидным, что требования ребенка выходят за пределы разумных, оптимальная и правильная реакция родителей - спокойное игнорирование. Убедившись в непременной бесполезности каприза, ребенок вряд ли будет проявлять настойчивость в их повторении.
Достаточно часто капризы имеют откровенно демонстративный характер и выражают стремление ребенка привлечь внимание окружающих. Обычно это происходит при недостаточном удовлетворении насущных потребностей ребенка в любви, внимании, признании и поддержке.
Наблюдается некоторое обострение и учащение капризов в период возрастных кризисов, что связано с ростом самосознания и стремления к самостоятельности. Ошибкой родителей в этот период будет недооценка возросших возможностей ребёнка и сохранение привычных форм и способов отношений. Эта ошибка может придать негативным эмоциональным реакциям затяжной характер. Конечно, определенные притязания ребенка могут быть объективно преувеличенными. В этом случае, если отсутствует непосредственная угрозой жизни и здоровью, эффективен так называемый "метод естественных последствий», когда ребёнку предоставляется возможность испытать результаты своих капризов.
В основе каприза лежит конфликтное противоречие между требованиями, влечениями и желаниями ребенка и возможностями, существующими в реальности. Каприз отражает нежелание ребенка принять реальность и его отрицательное отношение к ней, что само по себе является следствием неудачного или еще не сформировавшегося приспособления к требованиям и установкам реальности.
Собственные желания ребенка являются главный источником его активности. Голодный младенец сообщает окружающим громким плачем о необходимости удовлетворения его потребности. Ребенок растет и развивается, потребности усложняются, формируются новые, среди них возникают и такие, которые окружающие не находят нужным удовлетворять. Но если простой, но эффективный способ добиваться своего капризами уже освоен, то несколько результативных повторений приводят к закреплению капризного поведения.
Сформировавшееся капризное поведение характеризуется постоянной готовностью и предрасположенностью ребенка к демонстрации определенных внешних признаков и действий: если упрямство малыш проявляет как ответную реакцию на какое-то требование взрослых, то капризный ребенок готов изводить родителей по любому поводу.
Упрямый добивается самостоятельности, капризный - внимания к себе. Упрямство ребенка чаще всего закономерный результат чрезмерной строгости и требовательности воспитания, капризы же, напротив, являются следствием непомерной уступчивости его взрослых.
Следовательно, можно заключить, что отчасти природа детских капризов основана на чрезмерной уступчивости взрослых. Чаще всего каприз - это предсказуемая реакция ребенка, который привык к безусловному исполнению любых своих прихотей. Неудивительно, что капризы более характерны для ребенка, который один в семье, и на нем сконцентрировано все внимание родителей, нередко избыточное. Самый надежный путь предупреждения и преодоления детских капризов - формирование в семье таких отношений, когда желаниям ребенка уделяется достаточно внимания, но при этом не всякое требование исполняется.
Для преодоления капризных тенденций простым и эффективным средством является спокойное восприятие и игнорирование эмоциональных вспышек ребенка; при возможности следует отвлечь ребенка от источника нервного возбуждения, постараться переключить и обратить его внимание на какое-либо другое спокойное и увлекательное занятие.
В этом противостоянии всегда два главных участника - взрослый человек и ребенок, из которых последний категорически отказывается подчиняться каким-либо требованиям первого, а взрослый с таким же эмоциональным возбуждением и столь же категорично и решительно стремится добиться своего.
Выход из конфликта возможен только при обоюдном желании, достижение которого - задача взрослого, несравненно более опытного, знающего, подготовленного, обязанного понимать своего ребенка и помогать ему.