МААМ-картинки

Конспект занятия «Как появилось освещение»

Галина Иванова
Конспект занятия «Как появилось освещение»
▼ Скачать + Заказать документы

Программные педагогические задачи: формировать представление о предшественниках лампочки (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа); обогащать словарный запас новыми словами; развивать ретроспективный взгляд на вещи.

Материал: настольная лампа; угольки; головешка; свеча; подсвечник; листы бумаги с точечным изображением свечи для каждого ребенка; фломастеры; керосиновая лампа; фитиль; иллюстрации и картинки; спички; видеозагадка; светильники; аудиозапись песни «Вместе весело шагать».

Словарная работа: светец, фитиль, спираль, головня, вольфрам, кремень, кресало, огниво, торшер, светильник, бра.

Публикация «Конспект занятия „Как появилось освещение“» размещена в разделах

Подготовительная работа: чтение сказок «Огниво», «Василиса Прекрасная», «Конек-горбунок»; рассматривание альбома «История лампочки», посещение мини-версии «Светит, но не греет».

Содержание деятельности

- Ребята! Расскажите, как вы понимаете слово «следопыт»? Хотите отправиться по следам в прошлое? Для этого надо отгадать загадку:

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом. (Лампочка)

- Значит, мы отправимся в прошлое лампочки.

- Представьте себе, что вы стали следопытами. Мы с вами узнаем, что самые главные тайны скрываются в самых простых вещах. Надо очень внимательно смотреть по сторонам, даже себе под ноги, так как предметы, явления, растения, животные оставляют после себя следы. Нам будет встречаться вопросительный знак, требующий ответа, ведь пароль у следопыта: «Почему? – Потому что.»

На полу в нескольких местах лежат «угольки», а чуть дальше «загорается» костер (освещаемая лампой ткань).

- Ребята, вы что-нибудь замечаете? Откуда взялись угольки? Да и правда, вдали я вижу костер! Присядем, отдохнем на бревнышках.

- Давным-давно, когда человек жил не в домах, а в пещерах, главным источником света для него был костер.

- А как же огонь попал в костер? (от молнии)

- Если пещерному человеку нужно было прогуляться по темноте или зайти в пещеру, он вытаскивал из костра горящую палку – головешку, которую звали головней, и шел с ней, но она была неудобной – сильно дымила и гасла.

Потом люди придумали факел. Это утолщенная с одного конца палка, в котором выдалбливали углубление, наливали в него сначала жир, а потом смолу деревьев, поджигали от костра и освещали путь или помещение. Вот так пользовались факелом.

- Но удобен ли факел? Тоже нет? А почему?

- Да, вы правы. Свет от костра был недолгим, так как костер прогорал, а угли быстро остывали. Однажды сильной бурей деревом завалило вход в пещеру, люди не могли выйти, дети стали плакать и замерзать, и тогда человек острым камнем попытался распилить дерево. Он так долго его тер, что от трения оно согрелось и вспыхнуло, так человек понял, что огонь можно добывать трением.

- Вспомните, где и когда, сейчас, люди могут пользоваться трением и факелом? (Олимпийские игры, в лесу)

- Жизнь людей менялась. Они стали думать о более удобном и быстром освещении. Однажды гуляя у моря и пиная камушки, человек заметил огонек между ними, когда они ударялись. Так был обнаружен кремень – камень, который дает хорошую искру.

- Стало легче – появилось огниво (картинка). Огниво еще называли кресало, это такая толстая железная пластина с насечками. Ударяя кремнем о кресало появлялась искра, которой поджигали сухой мох, шерсть или трут – специальный горючий материал. Все это носили в специальном кожаном мешочке, на поясе.

- Но этим пользовались, очень давно, не забывайте, юные следопыты, смотреть по сторонам. А что это за палочки?

- Эти палочки-щепки, зовутся лучиной. Люди давно не живут в пещерах, а строят дома и их нужно освещать. Лучину делали из обычной березы, это простая щепка, заостренная на конце. Ее одним концом закрепляли на специальной подставке (светце) и под лучину ставили сосуд с водой, а для чего?

Лучины хранили в глиняной подставке, и нужно было уметь правильно ее располагать, чтоб было больше света (показывается на примере). Удобна ли лучина? Почему?

- Проходило время, и людям требовались более новые источники света. А что же это за вопрос? Он требует ответа, это игра «Подумай и назови!».

Детям по точкам на листах нужно построить рисунок, и узнать, о каком светильнике дальше пойдет речь.

- Свеча. Она более удобна, чем лучина, делают их из жира животных в виде толстой палочки, позже из воска пчел, в середину вставляли веревочку, фитиль. Ставится свеча в подсвечник (опыт по появлению копоти на блюдце).

- Почему блюдце почернело? Какая копоть на ощупь? Запах?

- Чем свеча удобнее лучины? Безопаснее?

Шло время, и человек стремился сделать освещение более безопасным и удобным. Человечество научилось добывать нефть из земли и на ее основе делать бензин, керосин и другие нужные горючие вещества.

- Знак вопроса: «Угадай светильник» и выложи его название по буквам.

Да, это керосиновая лампа. В специальную, железную баночку заливается керосин и опускается фитиль; пропитываясь керосином при поджоге, он начинает гореть. Регулятором света – ручкой – можно приподнимать и опускать фитиль, регулируя яркость пламени и света. А чтоб лампа не коптила ее стали прикрывать стеклянным абажуром. Но он от долгого горения лампы покрывался копотью и чернел (демонстрация горения керосиновой лампы). Почему стекло приходилось часто чистить?

- Сверху у лампы есть ручка-держатель, как вы думаете для чего? Такие лампы подвешивали на стенку или к потолку; на улицах так же заправляли фонари керосином для освещения улиц (картинка).

- Удобна ли керосиновая лампа? А какой бы светильник вы оставили у себя дома?

- Можно сказать совсем недавно, по сравнению с прошедшими веками, всего 200 лет назад придумали спички. Сначала это были стеклянные палочки с фосфорной головкой. При легком трении они зажигались и были очень неудобны. А теперь их делают из дерева, и они бывают самой разной формы (показ спичек).

- Есть специальные ветровые спички, они не гаснут в непогоду и нужны охотникам, геологам, морякам. Есть сигнальные спички, они горят очень ярким пламенем. А есть самые горючие спички – запалы, они не гаснут даже в воде. Некоторые спички делают из бумаги и покрывают парафином, они очень короткие.

- Опять на пути знак вопроса, загадка от вашей подружки:

Видеозапись, игра «Автобиография»

Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, изящная, прозрачная. От небрежного обращения – погибаю. И становится темно…что это? (лампочка)

- Лампочку изобрел русский ученый – Александр Лодыгин. В стеклянный сосуд он поместил угольные стержень. Когда через него пропускали электрический ток, стержень быстро нагревался, светился и затухал. Этот свет сравнивали со светом свечей, одни лампочки светились как 15 свечей, другие как 30.

- Ученые очень долго улучшали, совершенствовали свойства лампочки, пока она не стала такой как сейчас: стеклянная колба, внутри тоненькая металлическая спиралька, прикрепленная к двум прямым проволочкам.

Она плохо пропускает ток, зато сильно нагревается и ярко светит. Для спиральки подобрали специальный металл – вольфрам, он не плавится даже при 3000 градусах. Большой враг лампочек – воздух, он разрушает металл. Поэтому воздух из лампочки обязательно выкачивают и там получается безвоздушное пространство. На конце у лампочки цоколь с резьбой, для чего по вашему он нужен?

- У лампочки много родственников это и люстра и карманные фонарики, гирлянды, прожектора, машинные фары – что их всех объединяет?

- Ну вот, наше путешествие и закончилось, мы снова пришли в детский сад. Вы сегодня были настоящими следопытами и исследователями, мы узнали очень много нового. Узнали, для чего нужен светец, где есть фитиль, что такое керосиновая лампа и спиралька в электрической лампочке. В наших домах и зданиях много источников света, каких? Где они расположены? Каким общим словом их можно назвать?

- Предками всех лампочек же был огонь. Он может быть очень разным, и злим и добрым. На прощание я подарю вам по сладкой искорке (леденец, чтоб в душе у вас зажегся огонек доброты и тепла.

- Спасибо всем вам за работу!

Публикации по теме:

Проект «Как платье появилось?» Цель проекта: систематизировать знания детей о ткани и о ее происхождении, о классификации одежды. Задачи проекта: • познакомить детей.

Автор публикации:
Конспект занятия «Как появилось освещение»
Опубликовано: 25 сентября 2015 в 04:51
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Как появилось освещение»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД