Анастасия Сысаева
Консультация «Как научить ребёнка читать стихи выразительно»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребёнка читать стихи выразительно
В период пандемии многие детские сады вынуждены работать с родителями в формате дистанционных технологий. И наш детский сад не исключение. Мы совместно с воспитателями записываем на видео праздники, монтируем их в видео фильмы, видео отчеты для родителей, поздравительные фильмы и предоставляем им на различных платформах яндекс диск, google диск и т. д. А так же проводим онлайн консультации на различные интересующие родителей темы. Одну из таких хотелось представить.
Публикация «Консультация „Как научить ребёнка читать стихи выразительно“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Очень волнующая всегда тема разучивания с детьми стихов. Как правило, выразительно читают стихотворения лишь несколько детей из группы, большинство же читает невыразительно.
Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно?
Да, можно.
Выразительное чтение – это не врожденная способность человека, а навык, который можно выработать путем тренировок и упражнений. Но зачем это нужно? Читая и заучивая стихи с детьми, мы решаем следующие задачи:
- укрепление памяти;
- развитие речи, воображения, мышления;
- выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);
- развитие творческих способностей ребенка;
- расширение кругозора;
- воспитание нравственных качеств (бережное отношение к природе, игрушкам, близким)
Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?
1. Стихотворение должно быть доступным.
(В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.)
2. Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение.
(Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.)
3. Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом.
Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.
Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?
1. Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово.
Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов.
Так, шипящие звуки – передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра.
2. Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно, прочувствовав настроение. Мы с удовольствием слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
3. Поговорите с ребенком о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение понравилось.
4. Предложите ребенку поиграть: «Эхо» - вы читаете строчку, он ее в точности повторяет. Вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста. Можно задавать вопросительно читая строчку, соответственно ребенок ее утвердительно повторяет.
5. Затем можно перейти к целостному пересказу, воспроизводить стихотворение прозой. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти.
6. Чтобы сохранить интерес у детей можно рассказать стихотворение для разных игрушек или на день рождения маме, бабушке и т. д. От лица мишки, зайки, кошки и т. п. Использовать в домашнем концерте. (или концерте для группы) Вспоминать в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому.
7. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной.
8. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка.
Чтобы малышу было легче запомнить стихотворение, опирайтесь на его индивидуальный тип восприятия.
Ребенку-аудиалу будет проще запомнить, если вы сделаете из стихотворения песенку. Он воспринимает новую информацию на слух.
Ребенку-визуалу главное увидеть яркую картинку того, о чем говорится в тексте. Практически все детские книжки снабжены прекрасными картинками. Однако еще лучше, если вы, прочитав стихотворение или отрывок из него, предложите малышу закрыть глаза и пофантазировать, представить изображаемую в стихотворении ситуацию. Потом пусть малыш откроет глаза и нарисует все, что он представил. Получится такой комикс по стихотворению. После того, как картинки будут готовы, попросите малыша рассказать стихотворения, опираясь на собственные рисунки.
Мнемотехника – один из приемов заучивания стихотворения.
Малышу-кинестетику предложите такую игру: проговаривайте текст стихотворения построчно, сопровождая какими-то манипуляциями с пальцами или просто жестами. В идеале каждой строчке должно соответствовать какое-то определенное движение.
Так, следуя этим несложным рекомендациям, можно научить ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, формировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.
Вот такую бы консультацию можно было бы провести с родителями в учреждении, но так как в нынешней ситуации встречи офлайн с родителями запрещены, можно это сделать в электронном виде.