Галина Юнаш
Консультация для воспитателей «Как научить дошкольника учиться»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогресс в современном мире движется огромными темпами, изменения происходят ежедневно и общество предъявляет высокие требования к личности. Поэтому сегодня существуют и новые требования в воспитании и образовании подрастающего поколения. Президент нашей страны возлагает большие надежды на молодое поколение. «Казахстанец будущего» - это высококлассный специалист, социально активен, мобилен, не боится перемен.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как научить дошкольника учиться“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дошкольное детство – особый период в жизни человека: продуктивный и насыщенный, закладываются основы всего последующего развития личности, формирования его интеллекта. И как важно, именно в этот период, помочь развить свои способности, чтобы реализоваться в будущем. Собственный жизненный опыт ребенка ограничен: семья, квартира, двор, детский сад – вот, пожалуй, и все, с чем он хорошо знаком. Но за этим стоит «большой мир», в котором ему предстоит жить, когда он станет взрослым. И готовить его к жизни в этом большом и сложном мире жизненно необходимо. И выбранная мною инновационная технология позволит на современном уровне открыть новые возможности для формирования будущей гармоничной, конкурентоспособной личности.
Способность мыслить – дана каждому человеку. А вот качественный уровень мышления – это процесс формирующийся. Недостаточное развитие уровня мышления дошкольников, и как следствие, речевой активности, приводит, в будущем, к появлению затруднений в овладении школьной программой. А в дальнейшем, недоразвитие психических процессов, развитие различных комплексов неполноценностей, ограничение в выборе профессии, поведенческие отклонения.
Формирование навыков работы с информацией – это залог успешности действий любого человека в изменяющемся мире. Я определила для себя задачу: научить дошкольников находить источник информации, работать с ней, оценивать ее. А для этого, прежде всего, необходимо создать специальные условия, выработать специальную систему работы, в соответствии с возрастными особенностями, чтобы сформировать не только желание к получению готовых знаний, а и устойчивый интерес к самостоятельному, личностному, общекультурному, познавательному развитию. Где результатом станет УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ.
Критическое мышление – это продуктивное мышление. Данная технология, как и любая, предусматривает свои правила, но она позволяет учитывать опыт каждого ребенка, чередование индивидуальной, парной, групповой работы. Это работа с информацией позволяет искать ответы, выявлять затруднения и противоречия, суммировать и систематизировать ответы на поставленные вопросы.
Мышление развивается при любой форме обучения, уровень зависит от организации педагогического процесса. Возраст 4-5 лет соответствует первому уровню, «зарождающемуся», проявлению критического мышления у детей. Это выражено в том, что дети лишь «чувствуют», что в объекте познания имеются какие-то несоответствия и ошибки при постановке вопросов общего характера. На этом уровне использую знания детей по сбору коллективной информации в «Ассоциативный куст». Здесь дети начинают убеждаться в большом количестве групповых знаний, видят свою долю участия. В играх «Прогнозирование» и «Кубик» - у детей происходит активизация знаний. А «Логические цепочки» дают возможность устанавливать общий признак. К пяти годам возрастает потребность в общении со сверстниками. Этот возраст соответствует второму уровню «проясняющейся» критичности. Он выражается в стремлении отыскать и конкретизировать наличие определенных ошибок или несуразностей в объекте познания. Критическое отношение проявляется в форме вопроса, стараясь как бы уточнить правильность своей позиции. Умственная активность детей, выражающаяся в сопоставлении и противопоставлении отдельных элементов объекта, позволяет определить овладением этого уровня развития критичности. В этом возрасте я также широко использую «Ассоциативный куст», где активизируются знания по теме, устанавливается взаимосвязь выделенных понятий, а выбор доказывается. «Круги Венна» - развивают умение конкретизировать, классифицировать на основе сравнения. «Кубики с вопросами», «Плюс, минус» - это не только умение применять знания при ответе на вопросы, но и составление предложений – вопросов, предложений – доказательств. И широко начинаю, на этом этапе, применять прием «Синквейн». Это универсальный метод взаимодействия развития речи и критического мышления, позволяет быстро получать результат, и чаще всего использую его, как дидактический прием на этапе рефлексии. В 6-7 лет возникают первые представления целостного детского мировоззрения, происходит скачок в развитии словесно – логического мышления, умении устанавливать причинно – следственные отношения между событиями и явлениями. Этот возраст соответствует третьему уровню – уровню «позитивной критичности». Это генетически более высокий уровень проявления критичности у детей дошкольников. «Диаграммы Венна» использую для сравнения жанров литературы, осмысления характеристик литературных жанров. «Кластер» - активизация и графическая организация по теме. «Чтение стопами», «Ключевые слова», «Прогнозирование» и др. – осмысление, прогнозирование информации, развитие связной речи. «Синквейн», «Плюс, минус, интересно» - рефлексия по пройденной теме.
Универсальность технологии «Критическое мышление» в том, что она может применяться во всех видах деятельности учебно-воспитательного процесса. Мною составлен перспективный план согласно лексическим темам учебного года. И, конечно, постоянная и планомерная работа дает свои результаты. Сегодня мои воспитанники могут свободно проявлять интеллектуальную инициативу, являющейся специфическим продолжением умственной и познавательной деятельности. Умеют формировать свою мысль, чтобы быть понятым другими, их словарный запас значительно обогатился. Но больше всего меня радует, что дети стали уверенными в себе, активнее на занятиях, имеют свое мнение при работе с информацией и что, очень важно, становятся в позицию: «Я могу!»
В своей работе стремлюсь применять главный педагогический принцип – сотворчество педагогов, детей, родителей. Но нам, взрослым, особенно важно помнить, что начало социализации личности ребенка, определяет всю его дальнейшую перспективу интеллектуальных способностей, а это значит, и наше будущее, и будущее нашего государства.
МУДРОСТЬ ГЛАСИТ:
Народ, который думает на год вперед – выращивает хлеб.
Народ, который думает на 10 лет вперед – выращивает сад.
Народ, который думает на 100 лет вперед – выращивает молодое поколение.