Татьяна Шилина
Планирование по ЗОЖ «К здоровой семье через детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
«К здоровой семье через детский сад»
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. Сухомлинский
В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Здоровых детей у нас в 4 раза меньше, чем больных и с годами их количество все уменьшается. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело уже с заболевшими. Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения лишь на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20% - наследственными факторами, на 20% - состоянием окружающей среды и на 50% - образом жизни. Образ жизни людей, от которого зависит половина их здоровья, складывается из полезных и вредных для здоровья привычек поведения. Но эти привычки, в большинстве своем - результат воспитания. Поэтому оздоровление детей путем формирования у них привычки здорового образа жизни - это перспективное направление работы по сохранению и укреплению здоровья. Невозможно воспитать у детей привычку к здоровому образу жизни без сотрудничества с родителями, которые должны быть хорошо осведомлены о содержании работы в данном направлении. Приобретенные в детском саду навыки и сформированные понятия обязательно закрепляются в семье. Родители должны служить образцом для подражания, подавать личный пример здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью.
Публикация «Планирование по ЗОЖ „К здоровой семье через детский сад“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Наш любимый детский сад. Планирование
- Планирование. Планы работ
- Семья. Планы
- Темочки
Наши дети имеют различные нарушения зрения, что отрицательно влияет на овладение ими движениями, приводит к гиподинамии и отрицательно сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья.
Цель: формирование у родителей воспитанников ответственности в деле сохранения и укрепления здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи:
• обеспечить условия, способствующие активному взаимодействию педагогов, родителей и детей;
• оказывать всестороннюю практическую помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни;
• ориентировать родителей на конструктивные, партнёрские взаимоотношения с воспитателями, специалистами;
• расширить спектр средств и способов работы с родителями;
• воспитывать в родителях единомышленников, повышать их педагогическую культуру, формировать устойчивый интерес к проблеме здорового образа жизни, привлекать к совместной деятельности с ДОУ.
В соответствии с перечисленными выше задачами разработала систему взаимодействия с родителями: формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, формирование представлений о строении организма человека, формирование представлений о зависимости здоровья от состояния окружающей среды, развитие умения применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.
Работая по этой теме, использую разнообразные формы работы с родителями:
• родительские собрания;
• конкурс семейных газет;
• «Дни здоровья»;
• беседы и консультации;
• открытые занятия;
• спортивные досуги;
• родительские клубы;
• практические занятия.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в необходимости формировать у детей привычки здорового образа жизни через организацию занятий спортом в домашних условиях. Учитывая индивидуальные возможности ребенка, советую родителям, как организовать ту или иную деятельность, преследуя основную цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Данные формы работы помогают:
• устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, более доверительные отношения между родителями воспитанников;
• пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания;
• воспитателям собрать и проанализировать сведения о знаниях родителей в вопросах здоровьесбережения.
Знакомят родителей:
• с особенностями возрастного и психологического развития детей;
• с условиями, содержанием и методами воспитания в ДОУ;
• позволяют объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Особое внимание в своей работе уделяю следующим направлениям:
• укрепление связи с семьей;
• ориентированность родителей на конструктивные, партнёрские взаимоотношения с воспитателями и специалистами.
Основные направления своей деятельности в оздоровительной работе в ДОУ и семье разделила на три этапа:
1-й этап Информационный (анкетирование, интервьюирование) : комплексное пролонгированное анкетирование родителей по выявлению потребностей в оздоровительных услугах для воспитанников ДОУ; социологическое исследование по определению социального статуса, физического воспитания и микроклимата в семье. Информационный (интервьюирование, диагностика) : диагностика уровня физического развития детей; выявление динамики в состоянии здоровья детей; мониторинг посещаемости детей ДОУ, их потребности в здоровом образе жизни. Рефлексивный: изучение программы сотрудничества ДОУ и семьи, пакета материалов оздоровительной работы; оценка воспитателями своих умений физического воспитания дошкольников; разработка и проектирование нового метода работы:
• формулировка цели;
• разработка содержания;
• определение критериев оценки инновации;
• разработка мероприятий.
2-й этап Практический: составление фотоальбома, отражающего спортивную жизнь семьи; разработка семейного кодекса здоровья и эмблемы здоровья; открытие игровой комнаты «Будь готов, малыш!»; фоторепортаж (хроника одного дня) : «День здоровья в своей семье»; журнал «Я и мой папа (мама) - чемпионы»; индивидуальные проекты: «Секреты бабушкиного сундука» (выставка спортивных семейных реликвий, дневник «Я росту»; клуб «Школа для родителей». Ориентировочно-мотивационный: чтение сказок и рассказов о пользе физических упражнений и беседы о прочитанном; составление спортивного генеалогического древа семьи; исследование проблемно-творческих упражнений для создания положительной мотивации здорового образа жизни; рисунки «Мой выходной день»; коллаж на тему «Наш любимый вид спорта»; совместная с родителями физкультурная деятельность «Будь готов малыш!»
Практический: информирование коллектива по проблемным вопросам организации физического воспитания в ДОУ и семье; методическая, психологическая поддержка; отработка рекомендаций; включение инновации в повседневную практику; корректирование работы, внесение изменений в модель взаимодействия ДОУ и семьи, согласование изменений с научным руководством.
3-й этап Аналитический (методы анализа результатов) : написание творческих итоговых сочинений «Традиции здоровья в нашей семье»; заполнение опросников по выявлению представлений о факторах, определяющих здоровья детей; подведение итогов работы «Будь готов, малыш!»; поощрение и внедрение положительного опыта физического воспитания в семьях, принявших активное участие в конкурсе – «Всей семьей на старт!»
Итоговый: заполнение опросника по выявлению мотивов, побуждающих к использованию элементов физической культуры, потребности в здоровом образе жизни; подведение итогов диагностической работы для реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании. Аналитический (методы анализа результатов) : итоговая беседа; исследование адекватности родительской оценки динамики развития физических способностей детей; анкетирование по выявлению представлений о результативности инноваций.
С целью эффективной организации работы в данном направлении, составила перспективный план на старший дошкольный возраст.
Сроки Мероприятия
Сентябрь 1. Знакомство с диагностикой по образовательной области «Физическое развитие»
2. Анкетирование родителей «О здоровье всерьез»
3. Выпуск информационного бюллетеня «Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Октябрь 1. Дискуссия «Детский сад в сохранении и укреплении здоровья детей»
2. Буклет «Рецепты травяного чая»
Ноябрь 1. Практикум «Оздоровительно – развивающие игры при плоскостопии»
2. Информационный стенд «Нетрадиционные способы оздоровления»
Декабрь 1. Деловая игра «Береги здоровье»
2. Ширма «Веселая физкультура в домашних условиях»
3. Родительское собрание «Здоровье ребёнка в Ваших руках»
Январь 1. Совместная прогулка «Веселая лыжня»
2. Фотосессия «Не боимся стужи - со здоровьем дружим»
Февраль 1. Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья»
2. Фотовыставка «Папа и я – лучшие друзья»
Март 1. Консультация с элементами практикума: «Игры на формирование правильной осанки»
2. Семейный праздник «Масленица»
Апрель 1. Практикум по обучению самомассажу
2. Папка-передвижка «Рецепты здоровой пищи»
Май 1. Родительская конференция: «Секреты здоровья»
2. Эколого – оздоровительная игра «Путешествие на планету «Земля»
3. Итоговая диагностика по физической культуре
В результате совместно проведенной работы, получила следующие результаты:
• повысился интерес родителей к проблеме сохранения здоровья ребенка, здорового образа жизни, изменилось отношение к здоровью в семье (появились семейные здоровьесберегающие традиции, отказ от вредных привычек);
• родители принимают активное участие в жизни ДОУ, мероприятиях по укреплению здоровья детей (конкурсы, спортивные праздники и т. д.)
Литература:
1. Васильева, О. С. Психология здоровья человека : эталоны, представления, установки Текст. / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. — М. : Академия, 2001, —С. 29-45.
2. Деркунская, В. А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря) Текст. /В. А. Деркунская // Управление ДОУ. —2005, —№ 3. С. 31-37.
3. Картушина, М. Ю. Быть здоровыми хотим Текст. / М. Ю. Картушина. — М. : Творческий центр, 2004. — 384 с.
14. Касьянова, Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / Л. Г. Касьянова. — Екатеринбург, 2004."—22 с.
5. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии Текст. /В. И. Коваль-ко. —М., 2004. —102 с.
6. Решетнева, Г. А. Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни Текст. /Г. А. Решетнева, О. С.
7. Шнайдер, О. С. Дорошенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2001. — №2.
8. Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе Текст. / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. — М. : Илекса, Ставрополь: Ставрополь-сервис школа, 2001, —320 с.