Аверченко Татьяна Николаевна
«Я — выгораю, я — наполняюсь светом, я — принимаю тепло: проявление феномена эмоционального выгорания в общении педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я - выгораю, я – наполняюсь светом, я – принимаю тепло» - интересная и близкая для меня тема. Сразу возникают несколько определё нных ассоциаций: Свеча («я выгораю, сгораю»); лампа длительного накаливания («наполняюсь светом»); росток, превращающийся в могучее, многолетнее древо («я принимаю тепло»). Собственно, это тема моих многолетних поисков и исследований внутри себя… «Кто Я?», «Какая Я?», «Какой хочу и какой должна быть для близких и посторонних?», «Ту ли профессию я выбрала из множества, к коим у меня проявлялись склонности в далёкой юности?»… Вопросов много, а ответов ещё больше и все «компетентные»!
Публикация «„Я — выгораю, я — наполняюсь светом, я — принимаю тепло: проявление феномена эмоционального выгорания в общении педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
К 40-ка годам, испытав себя в нескольких профессиях, пришла к окончательному выводу: Педагогика - это моё призвание, то, что наполняет смыслом моё существование вне семьи (Семья для меня всегда была и останется в абсолютном приоритете). Только не та Педагогика, которая научает, проверяет, порицает и выставляет оценки, а та, которая умеет и успевает слушать и слышать, смотреть и видеть то, что скрыто от торопливого, поверхностного взгляда.
Пришло осознание необходимости глубокого, серьёзного изучения науки о скрытых состояниях души, Психологии. Разберусь в себе и смогу профессионально помогать тем, кто позволит им помочь.
Берусь рассуждать о теме феномена эмоционального выгорания, как говорится, со знанием дела. В своей профессиональной деятельности я примеряла на себя роли «свечи» и «лампы». С юности, готовясь посвятить себя детям, я читала и слышала от мэтров педагогики о том, что профессия педагога предполагает жертвенность и самозабвение. Поэтичное высказывание: «Педагог – свеча, которая, сгорая, освещает путь другим!» стало моей профессиональной установкой. Несколько лет работы классным руководителем, а по совместительству учителем-предметником и педагогом-организатором разрушили юношеские идиллии и увенчались разочарованием, обидой на всех и вся, неприятностями в личной жизни, привели меня к психическому состоянию, по симптомам схожему с «синдромом эмоционального выгорания» и решению навсегда сменить профессию.
Немного науки: термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х. Д. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. В отечественных работах авторами использовались разные варианты перевода английского термина «burnout» : «эмоциональное сгорание» (Т. С. Яценко, 1989; Т. В. Форманюк, 1994, «эмоциональное выгорание» (В. В. Бойко, 1996) и «эмоциональное перегорание» (В. Д. Вид, Е. И. Лозинская, 1998). Употребляются также термины «психическое выгорание» (Н. Е. Водопьянова, 2000) и «профессиональное выгорание» (Т. И. Рогинская, 2002).
В психологии феномен «эмоционального выгорания» описан как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми.
К настоящему времени существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы
Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Ключевыми признаками эмоционального сгорания, по мнению Т. В. Форманюк, являются:
- достижение индивидуального предела возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, самосохраняясь;
- внутренний психологический опыт, включая чувства, установки, мотивы, ожидания;
- негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистрессы, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия.
Отдых и общение с умными людьми, в том числе, со своим внутренним «Я», привели к мудрому решению: менять не профессию, а своё отношение к ней.
Коллеги (школьные долгожители и молодые реалисты) поделились опытом работы в «энергосберегающем режиме». Научили, подсказали, как работать, но не перерабатывать, слушать, но не принимать близко к сердцу, а самое главное, беречь и любить себя любимую! Перспективным и «полезным» - внимание и почёт; проблемным - формальные беседы для отчётности, чтобы если вдруг что случится: «Инструктаж провели, подпись стоит, дальше проблемы семьи и полиции!» Так трудятся многие уважаемые учителя. Учителя- лампочки, которые умеют включаться и выключаться.
Я попробовала, оказалось не моё. Нет ощущения «полного погружения», а тогда и смысла нет! Да, ты ощущаешь себя значимым и важным: умело преподаёшь то, что вызубрил как «Отче наш»; смело оцениваешь по общепринятой шкале баллов; вовремя сдаёшь отчёты и не высовываешься! Родители заискивают, ученики побаиваются, руководство ценит за готовность к вечным замещениям и «внеурочкам»… Времени и сил хватает «на жизнь после школы», то о чём мечтают «погружённые» Учителя. Катастрофически не хватает самого главного – душевной близости с учениками, так называемой, сопричастности с их личными переживаниями и проблемами! Ты для них чужая «училка», так же, как и они для тебя «чужие дети, о которых должны беспокоиться их родители»…
Но не всё так мрачно и безрадостно! Есть счастливые примеры прекрасных педагогов. К счастью, такие люди встретились мне на моём профессиональном пути и не дали, как говориться, пойти по наклонной! Анализируя их опыт, я понимаю теперь. что есть ещё одна ипостась учительства со смыслом «я принимаю тепло и, наполнившись им, с радостью делюсь этим светом с окружающими, получая взамен любовь и благодарность, становясь ещё сильнее и прекраснее!» Это образ того самого ростка, который, принимая тепло, растёт, развивается, превращается в мощное растение, способное делится своей энергией во благо себе и тех, кто рядом.
Современная Психология стоит на страже здоровья педагогов и советует нам массу эффективных способов для того, чтобы «предотвратить и обезвредить» коварного врага всех, кто занят в социальной сфере - синдрома эмоционального выгорания. Перечислю лишь некоторые из них:
Саморегуляция - включает в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется так называемое нейролингвистическое программирование. В русле данного направления Г. Дьяконовым (1993г.) разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности.
Аутогенная тренировка - используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.
Психокоррекция - совокупность психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов с которыми сталкивается человек. Может осуществляться как индивидуально, так и в группе.
Есть, так называемые «житейские советы» от сторожил:
Пришёл к детям, сделай умное и благородное лицо;
Не заходи в душу к детям, если тебя туда не приглашали;
Иди на урок с радостью, выходи с урока с приятной усталостью;
Шути до тех пор, пока не научишься;
Обязательно люби кого-нибудь, помимо учеников и интересуйся чем-нибудь помимо школы;
Помни, если твой голос становится угрожающе хриплым, значит что-то пошло не так;
Высшим проявлением успешности является блеск в глазах и улыбки твоих учеников;
Хорошо, если вечером, вспоминая своих учеников, твоё лицо озаряется улыбкой;
Знай, хорошие Педагоги, живут долго и почти никогда не болеют!
Для себя я решила: «свеча» и «лампочка» - явно не моё!
Остаюсь в Педагогике и постараюсь до конца своих дней оставаться источником тепла и света для тех, кто в них нуждается.