МААМ-картинки

«Я — выгораю, я — наполняюсь светом, я — принимаю тепло: проявление феномена эмоционального выгорания в общении педагогов»

Аверченко Татьяна Николаевна
«Я — выгораю, я — наполняюсь светом, я — принимаю тепло: проявление феномена эмоционального выгорания в общении педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы

«Я - выгораю, я – наполняюсь светом, я – принимаю тепло» - интересная и близкая для меня тема. Сразу возникают несколько определё нных ассоциаций: Свеча («я выгораю, сгораю»); лампа длительного накаливания («наполняюсь светом»); росток, превращающийся в могучее, многолетнее древо («я принимаю тепло»). Собственно, это тема моих многолетних поисков и исследований внутри себя… «Кто Я?», «Какая Я?», «Какой хочу и какой должна быть для близких и посторонних?», «Ту ли профессию я выбрала из множества, к коим у меня проявлялись склонности в далёкой юности?»… Вопросов много, а ответов ещё больше и все «компетентные»!

Публикация «„Я — выгораю, я — наполняюсь светом, я — принимаю тепло: проявление феномена эмоционального выгорания в общении педагогов“» размещена в разделах

К 40-ка годам, испытав себя в нескольких профессиях, пришла к окончательному выводу: Педагогика - это моё призвание, то, что наполняет смыслом моё существование вне семьи (Семья для меня всегда была и останется в абсолютном приоритете). Только не та Педагогика, которая научает, проверяет, порицает и выставляет оценки, а та, которая умеет и успевает слушать и слышать, смотреть и видеть то, что скрыто от торопливого, поверхностного взгляда.

Пришло осознание необходимости глубокого, серьёзного изучения науки о скрытых состояниях души, Психологии. Разберусь в себе и смогу профессионально помогать тем, кто позволит им помочь.

Берусь рассуждать о теме феномена эмоционального выгорания, как говорится, со знанием дела. В своей профессиональной деятельности я примеряла на себя роли «свечи» и «лампы». С юности, готовясь посвятить себя детям, я читала и слышала от мэтров педагогики о том, что профессия педагога предполагает жертвенность и самозабвение. Поэтичное высказывание: «Педагог – свеча, которая, сгорая, освещает путь другим!» стало моей профессиональной установкой. Несколько лет работы классным руководителем, а по совместительству учителем-предметником и педагогом-организатором разрушили юношеские идиллии и увенчались разочарованием, обидой на всех и вся, неприятностями в личной жизни, привели меня к психическому состоянию, по симптомам схожему с «синдромом эмоционального выгорания» и решению навсегда сменить профессию.

Немного науки: термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х. Д. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. В отечественных работах авторами использовались разные варианты перевода английского термина «burnout» : «эмоциональное сгорание» (Т. С. Яценко, 1989; Т. В. Форманюк, 1994, «эмоциональное выгорание» (В. В. Бойко, 1996) и «эмоциональное перегорание» (В. Д. Вид, Е. И. Лозинская, 1998). Употребляются также термины «психическое выгорание» (Н. Е. Водопьянова, 2000) и «профессиональное выгорание» (Т. И. Рогинская, 2002).

В психологии феномен «эмоционального выгорания» описан как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми.

К настоящему времени существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы

Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Ключевыми признаками эмоционального сгорания, по мнению Т. В. Форманюк, являются:

- достижение индивидуального предела возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, самосохраняясь;

- внутренний психологический опыт, включая чувства, установки, мотивы, ожидания;

- негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистрессы, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия.

Отдых и общение с умными людьми, в том числе, со своим внутренним «Я», привели к мудрому решению: менять не профессию, а своё отношение к ней.

Коллеги (школьные долгожители и молодые реалисты) поделились опытом работы в «энергосберегающем режиме». Научили, подсказали, как работать, но не перерабатывать, слушать, но не принимать близко к сердцу, а самое главное, беречь и любить себя любимую! Перспективным и «полезным» - внимание и почёт; проблемным - формальные беседы для отчётности, чтобы если вдруг что случится: «Инструктаж провели, подпись стоит, дальше проблемы семьи и полиции!» Так трудятся многие уважаемые учителя. Учителя- лампочки, которые умеют включаться и выключаться.

Я попробовала, оказалось не моё. Нет ощущения «полного погружения», а тогда и смысла нет! Да, ты ощущаешь себя значимым и важным: умело преподаёшь то, что вызубрил как «Отче наш»; смело оцениваешь по общепринятой шкале баллов; вовремя сдаёшь отчёты и не высовываешься! Родители заискивают, ученики побаиваются, руководство ценит за готовность к вечным замещениям и «внеурочкам»… Времени и сил хватает «на жизнь после школы», то о чём мечтают «погружённые» Учителя. Катастрофически не хватает самого главного – душевной близости с учениками, так называемой, сопричастности с их личными переживаниями и проблемами! Ты для них чужая «училка», так же, как и они для тебя «чужие дети, о которых должны беспокоиться их родители»

Но не всё так мрачно и безрадостно! Есть счастливые примеры прекрасных педагогов. К счастью, такие люди встретились мне на моём профессиональном пути и не дали, как говориться, пойти по наклонной! Анализируя их опыт, я понимаю теперь. что есть ещё одна ипостась учительства со смыслом «я принимаю тепло и, наполнившись им, с радостью делюсь этим светом с окружающими, получая взамен любовь и благодарность, становясь ещё сильнее и прекраснее!» Это образ того самого ростка, который, принимая тепло, растёт, развивается, превращается в мощное растение, способное делится своей энергией во благо себе и тех, кто рядом.

Современная Психология стоит на страже здоровья педагогов и советует нам массу эффективных способов для того, чтобы «предотвратить и обезвредить» коварного врага всех, кто занят в социальной сфере - синдрома эмоционального выгорания. Перечислю лишь некоторые из них:

Саморегуляция - включает в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется так называемое нейролингвистическое программирование. В русле данного направления Г. Дьяконовым (1993г.) разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности.

Аутогенная тренировка - используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.

Психокоррекция - совокупность психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов с которыми сталкивается человек. Может осуществляться как индивидуально, так и в группе.

Есть, так называемые «житейские советы» от сторожил:

Пришёл к детям, сделай умное и благородное лицо;

Не заходи в душу к детям, если тебя туда не приглашали;

Иди на урок с радостью, выходи с урока с приятной усталостью;

Шути до тех пор, пока не научишься;

Обязательно люби кого-нибудь, помимо учеников и интересуйся чем-нибудь помимо школы;

Помни, если твой голос становится угрожающе хриплым, значит что-то пошло не так;

Высшим проявлением успешности является блеск в глазах и улыбки твоих учеников;

Хорошо, если вечером, вспоминая своих учеников, твоё лицо озаряется улыбкой;

Знай, хорошие Педагоги, живут долго и почти никогда не болеют!

Для себя я решила: «свеча» и «лампочка» - явно не моё!

Остаюсь в Педагогике и постараюсь до конца своих дней оставаться источником тепла и света для тех, кто в них нуждается.

Публикации по теме:

Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок» Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок» Цель: Содействие.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов Цель: стабилизация психоэмоционального состояния педагогов. Задачи: • Повышение профессиональной компетентности; • Развитие гибкости, оригинальности.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ Психологический тренинг, направленный на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Цели: профилактика психологического здоровья.

Психологическая профилактика эмоционального выгорания Консультация для педагогов МБДОУ д/с № 17 " Золушка" «Психологическая профилактика эмоционального выгорания» Современная жизнь с ее трудностями.

Психологический тренинг для педагогов детского сада «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Педагоги постоянно подвергаются интеллектуальному напряжению, интенсивное управление образовательным и воспитательным процессом вызывает.

Психологический тренинг по профилактике эмоционального выгорания у современных педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОО и снятие психоэмоционального напряжения.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: - знакомство с понятием.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания. «Я ль на свете всех милее…» Цель: Эмоциональное благополучие педагогов в образовательной среде. Задачи: Активизация процесса самопознания и взаимопонимания у педагогов;.

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Введение. Данное занятие с элементами тренинга разработано.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов. Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов. Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Я — выгораю, я — наполняюсь светом, я — принимаю тепло: проявление феномена эмоционального выгорания в общении педагогов»
Опубликовано: 10 ноября 2017 в 13:13
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Я — выгораю, я — наполняюсь светом, я — принимаю тепло: проявление феномена эмоционального выгорания в общении педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Аверченко Татьяна Николаевна (УИ 1343775) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД