Наталья Адаева
Консультация для родителей «Изобразительное творчество младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи. Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого не достаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.
Публикация «Консультация для родителей „Изобразительное творчество младших дошкольников“» размещена в разделах
У ребенка 3 – 4 лет появляется интерес к рисованию, лепке, аппликации. Сначала ему интересен сам процесс рисования, но постепенно малыша начинает интересовать качество рисунка. Он стремится, как можно натуральнее изобразить предмет, а после рисования полюбоваться на свою работу, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы ребенка, использовать разнообразные темы деятельности. Очень важно соблюдать доброжелательную обстановку при выполнении работы, разные материалы, традиционные и нетрадиционные способы работы. Такая деятельность способствует развитию эмоциональной отзывчивости и воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности и трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.
Наблюдая за ребенком в деятельности или в игре с другими детьми, можно больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.
Если ребенок бросает свое занятие, как только у него что – то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, предлагая ему другие способы достижения желаемого. Ребенок поймет, что из любой ситуации есть выход. Например, если малышу не удается нарисовать снеговика, предложите ему вместе с вами сделать снеговика из пластилина.
Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно нарисовать большую картофелину. Если для него это слишком просто, предложите нарисовать репку с ботвой. Если же задание слишком сложное, малыш может нарисовать пальчиками много точек, изображая картофелины в мешке.
Если ребенок быстро устает, не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения; чередовать активные и спокойные действия.
Для того, чтобы ребенок понимал задание и быстро выполнял его, необходимо развивать внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с ним в игру «Что изменилось?». Положите перед ребенком 3 – 4 игрушки, а потом незаметно для него спрячьте одну игрушку или поменяйте игрушки местами. Старайтесь привлечь ребенка к логическому завершению задания («Давай нарисуем ежику дорожку, по которой он сможет попасть домой», «Давай нарисуем для рыбок больше воды в аквариуме, а то им негде плавать»).
Придерживайтесь следующих принципов:
Создавайте игровую ситуацию для привлечения внимания ребенка и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления);
Рассматривание и ощупывание предмета, в некоторых случаях показ приемов изображения;
Доработка рисунка дополнительными элементами (нужно обращать внимание ребенка на выразительные средства – правильно подобранные нужные цвета, интересные детали);
Рассматривание полученной работы (детской работе дается только положительная оценка, ребенок должен радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).
Интересные сюжетно – игровые задания вызывают у ребенка желание выполнить свою работу как можно лучше.
Способы рисования, используемые в работе с детьми 3 – 4 лет:
Рисование кистью и красками;
Рисование пальчиками. Ребенок смачивает пальчик в мисочке с водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги, делая точки;
Рисование ладошкой. Ребенок опускает свою ладонь в мисочку с гуашью, разведенной водой, и делает отпечаток на бумаге внутренней стороной ладони;
Рисование поролоновым тампоном. Ребенок опускает поролоновый тампон в гуашь, разведенную водой, и затем рисует им линии или закрашивает предмет внутри контура;
Оттиски печатками картофеля. Ребенок опускает печатку из картофеля в гуашь и прижимает к бумаге для получения отпечатка, потом берет другую печатку и делает новые оттиски другого цвета;
«Тычки» жесткой полусухой кистью. Ребенок набирает на кисть немного гуаши и, держа кисть вертикально, делает «тычки», заполняя нужное пространство;
Рисование цветными карандашами и восковыми мелками.
Предполагаемые навыки и умения ребенка к 4 годам:
Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
Знает и называет материалы, которыми можно рисовать. Умеет ими правильно пользоваться (держит кисть и карандаш тремя пальцами, добивается свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования; набирает краску только на ворс; хорошо промывает ворс кисти в банке с водой; неотрывно закрашивает в пределах контура цветными карандашами, накладывает штрихи в одном направлении);
Знает и называет цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, серый, белый. Умеет правильно подбирать их для изображения предметов;
Умеет передавать различие предметов по величине;
Умеет ритмично наносить штрихи (трава, украшать изделие разными способами (узоры на платье, рубашке, чашке);
Умеет рисовать предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор, железная дорога);
Умеет создавать изображение отдельного предмета округлой, овальной, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
Умеет создавать простые по композиции и несложные по содержанию сюжеты (колобок катится по дорожке).
Литература:
1) Колдина, Д. Н. Рисование с детьми 3 – 4 лет. Москва, Издательство «Мозаика – Синтез», 2013 г.