Ирина Кирсанова
«История русской матрешки». Интегрированная НОД по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», «Художественная литература».
Задачи:
1. Познакомить детей с историей матрёшки.
2. Активизация словаря и развитие речи.
Публикация «„История русской матрешки“, Интегрированная НОД по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
3. Продолжать знакомить детей со звуками, деление слова на слоги, умение придумывать слова на заданный звук.
4. Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку, используя для украшения сарафанов разные виды круп: горох, фасоль, гречку, а так же семечки тыквы и зерна кофе.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
6. Развивать интерес детей к народному творчеству.
7. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
8. Воспитывать любовь к народному искусству.
Предварительная работа:
1. Рассматривание матрешек. Использование раскрасок с матрешками в свободной деятельности.
2. Изготовление заготовок плоскостных матрешек из картона и пластилина.
Приклеиваем готовые лица матрешек.
Ход :
- Воспитатель:
Ребята, а вы любите ходить в гости?
- Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, к кому в гости мы пойдем.
Загадка про матрёшку
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.
-Дети: Матрёшка.
- Воспитатель: Правильно, матрёшка!
Ну что, готовы в путь - дорогу?
-Дети: Да.
- Воспитатель: А, отправимся мы в гости на паровозе!
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы пойдём,
За вагончиком вагон.
Слайд №1
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети едут, останавливаются около домика и рассаживаются на стульчиках. Слайд №2
Что-то Матрешка наша задерживается, давайте ее позовем. Дети зовут.
Из домика выходит матрёшка.
-Матрёшка : Здравствуйте, дети!
-Дети: Здравствуй, матрёшка!
-Матрёшка :
Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
А на голове платок, словно яркий цветок.
Не одна я в домике была, а с подружками своими.
(Отдаёт воспитателю матрёшку – игрушку).
- Воспитатель: А, где же, твои подружки? Ребята вы видите подружек?
Слайд №3 (Воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек вместе с Матрешкой – девочкой на стол).
- Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о русской народной игрушке - матрешке? Слайд №4
1 ребё нок:
Матрёшка на окошке
В ярком сарафане,
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.
2 ребё нок:
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одё жки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
3 ребё нок:
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся
Они нам очень нравятся.
- Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь я расскажу вам об истории создания русской матрёшки.
Первая матрешка появилась в России очень давно, более 100 лет назад.
Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца Даруму и Фукуруму.
Слайд №5
Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
Слайд №6
Мастера наши переодели игрушку в русский сарафан с передничком, повязали на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и раскрасили щечки в яркий румянец. Назвали её старинным русским именем – Матрёшей. Так звали девушку, которая работала в доме у художника Сергея Васильевича Малютина. Это он придумал нашу русскую игрушку матрешку.
Слайд №7, слайд №8
Стали русские мастера вытачивать матрешек из дерева, да потом расписывать яркими красками.
Самые известные – это три вида матрёшек :
Слайд №9
Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка.
- Как вы думаете, одинаковые все матрешки? Правильно, нет, они все разные. Их названия зависят от того места, где их расписывают.
Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.
Слайд №10
В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек.
-Город Семенов, а матрешка, какая? Семеновская.
- Какие особенности росписи вы заметили? (Что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов).
-А, какие самые главные цвета? ( Дети: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый).
- Воспитатель: Правильно вы заметили.
-Кто мне скажет, на какой звук начинается слово «Матрешка»?
-Произнесите слово «матрешка» так, чтобы звук «М» был долгим.
-Расскажите про этот звук, какой он? (Согласный, не поется, твердый.)
-Придумайте слова, которые тоже бы начинались на этот звук.
- А, на какой звук заканчивается слово «матрешка»?
- Какой это звук? Расскажите про него? (Он гласный, поется.)
Слайд № 11
-Правильно вы сказали.
- А, теперь, скажите сколько слогов в слове «матрешка»? (Три.)
Как это проверить? (Шагами, хлопками и подбородком). Саша, подойди и проверь.
Проверим подбородком.
Слайд №12
-Действительно, вы правы, слогов в слове «матрешка» - три.
-А, теперь у нас игра.
Игра «Матрёшечка - матрёшка»
-Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.
(Представьте, что вы матрешки). А наша главная Матрешка нам поможет.
Дети стоят по кругу, в кругу девочка – Матрешка, поют песню «Мы веселые матрешки» и танцуют.
Слайд №13
- Воспитатель: Следующая матрёшка из села Загорск. И называется она – Загорская матрёшка. Давайте повторим: Загорская.
Слайд №14
- Назовите отличия этих матрешек от Семеновских.
Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове.
-Дети: Платок.
- Воспитатель: Платок матрёшек украшает роспись.
- А, ты что заметил? (В руках у матрешек то корзинка, то цветок, то грибок)
- Воспитатель: И третья матрёшка из села Полхов – Майдан.
Слайд №15
И называется она – Полхов-Майданская. Давайте повторим: Полхов – Майданская матрешка.
-А, у этих матрешек, что вы заметили особенного?
(У этих матрёшек нет сарафана и фартука.) Правильно. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. Полушалком называли раньше большой платок, который накидывали на плечи и на голову, его не завязывали, как обыкновенный платок. Давайте повторим с вами новое слово: полушалок.
Слайд №16
-Ах, матрёшечка – матрёшка.
Хороша не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В детском садике играть!
-Теперь, наша Матрешка приглашает всех ребят за столы, в свою мастерскую и покажет вам мастер-класс.
Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки. Все заготовки закрыты листочком бумаги.
- Воспитатель:
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Открываем глаза и убираем листочки.
Матрешка :
-Сегодня мы с вами сделаем каждый свою матрёшку.
Воспитатель:
-Наши матрёшки будут плоскостными, вот и заготовки, которые мы с вами заранее сделали из картона и пластилина. Теперь мы будем украшать сарафаны матрешек.
Матрешка :
-Чем будем украшать сарафаны матрешек?
-Что вы видите у себя на столе? (Горох, гречку, фасоль, тыквенные семечки, кофейные зерна.)
- Теперь, приступаем к работе.
Слайд № 17
Звучат русские народные мелодии в записи.
- Воспитатель: Вот и матрёшки наши готовы.
- Воспитатель: А, сейчас ребятки я хочу у вас спросить:
-Сколько лет назад появилась русская матрешка? От какой игрушки произошла? (100 лет назад от большеголового деревянного японца – Дарумы и Фукурумы).
-Как называлась первая русская матрешка? (Матреша, девочка с петухом).
-Кто первым придумал и расписал матрешек? Сергей Васильевич Малютин).
-У каких матрешек кофточка с вышивкой, они всегда в сарафанах, а в руках корзинка? (У Загорских.)
-У какой матрешки фартук весь в ярких букетах цветов? (У Семеновской.)
- Какая матрешка с полушалком на голове, у нее нет ни сарафана, ни фартука, только много цветов. (Полхов – Майданская матрешка.)
_Ребята, вы знаете, что названия матрешек зависят от того места, где их расписывают. А наши матрешки как будут называться? В каком городе мы живем?
Дети: В Благовещенске. Значит матрешки будут называться Благовещенскими!
-А, теперь давайте поставим своих матрешек на выставку, пусть наши гости полюбуются.
- Вам понравилось в гостях у нашей Матрешки? Тогда, спасибо тебе Матрешка и до свиданья! А, нам пора в детский сад. Становитесь опять в паровозик, поехали.
Слайд 18